Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/

«Камень»

26 января 2015 г., в понедельник
К 155-летию А. П. Чехова в цикле «Фильмы А. Сокурова»
художественный фильм

Автор сценария Юрий Арабов
Режиссер-постановщик Александр Сокуров
Оператор-постановщик Александр Буров
Художник-постановщик Владимир Соловьев
Музыка из произведений: П. И. Чайковского, В-А. Моцарта, Г. Малера
Звукооператор Владимир Персов
В ролях: Леонид Мозговой, Петр Александров
Международная Пермская студия, 1992
Режиссерская версия 2009 г. Студия «Берег». 78 мин.


Галина Константиновна Макарова, руководитель «Киноклуба в Герценке»:

За 3 года — в нашем клубе это 17-й киновечер работ Александра Николаевича Сокурова.

Всего Сокуров снял 52 фильма (из них — 17 игровых, 35 документальных, в том числе, 6 — многосерийных).
Все эти работы — уникальные, произведения редкого вида искусства, искусства кино.
Имя Сокурова включено Европейской Киноакадемией в число 100 лучших режиссеров мира за сто лет кино.
Сокуров — лауреат многочисленных крупнейших кинофестивалей, обладатель званий, орденов и медалей России, Японии, Франции.
В 1998 —стал лауреатом премии Ватикана — «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II.

Готовясь к показу фильма, я решила выяснить, чем занимался, что снимал Александр Николаевич, когда в 1991 году, 23 года назад, 23 ноября, он чудом выкроил сутки и прилетел к нам — в киноклуб «Сталкер», на один день — на открытие ретроспективы своих фильмов, выглядел уставшим, погруженным в себя. Но был ко всем очень внимателен, деликатен, терпелив.


Марина Валентиновна Дохматская и Александр Николаевич Сокуров на открытии ретроспективы 23.11.1991 г. в киноклубе «Сталкер».


Михаил Коковихин берет интервью у А. Н. Сокурова 23.11.1991 г. для газеты «Выбор».

Тогда Сокуров сказал в интервью, что готовится снимать фильм о Чехове — «Последний год».

Оказалось, это был самый разгар подготовки к съемкам фильма, который потом стал называться «Камень». До 1988 года, а это около 15 лет работы — ни один его фильм не был выпущен на экран.
К 1991 году — Сокуровым было уже снято: 7 игровых и 14 документальных фильмов, и они понемножку стали допускаться к зрителям.

Александр Николаевич выступил в Кирове перед зрителями — в ДК «Родина», записался для передачи на телевидении.
Вы увидите сейчас уникальные кадры, снятые тогда в ГТРК «Вятка» и в киноклубе «Сталкер», в «Родине». Кинорежиссером Мариной Дохматской была сделана большая передача.
Может быть кто-то узнает себя в зале. Я знаю, что некоторые зрители киноклуба «Сталкер» до сих пор ходят в наш киноклуб.
Вот так Александр Николаевич выглядел в год съемок фильма «Камень».

А. Сокуров в киноклубе «Сталкер», г. Киров. 23.11. 1991.

Сокуров работает в кино с 1974 года. В 2014 году исполнилось 40 лет его работы в кино.
Как-то никто в нашей стране до сих пор этого особо не заметил.

Мы поздравляем Александра Николаевича с этой датой и желаем ему здоровья!

29 января исполняется 155 лет со дня рождения А. П. Чехова, одного из любимейших писателей Сокурова.


А. П. Чехов

Александр Николаевич еще в молодости досконально, любовно изучал творчество Чехова, его жизнь, знакомился со всеми документами, письмами, воспоминаниями.

Еще в середине 80-х годов, (Сокурову тогда было — тридцать с небольшим) в заявке, поданной директору киностудии «Ленфильм», среди 2-х десятков названий фильмов, которые так и не были допущены к производству, значились:
1. Биографический сериал — «Последний год» — из жизни А. П. Чехова.
2. А. Чехов. «Палата № 6».
3. «Остров Сахалин» — по материалам путешествия А. П. Чехова на Сахалин.

Из этого огромного списка были сняты:
«Дом, где разбиваются сердца» — по мотивам пьесы Б. Шоу.- «Скорбное бесчувствие», фильм по мотивам «Фауста» Гёте, и фильм о Чехове, «Камень».

Ни фантазию на тему «Ромео и Джульетта» — музыкальный фильм о любви,
ни музыкальный фильм по мотивам комедий Аристофана и Апулея,
ни картину по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
ни фильм — поэтическое представление на материалах биографии Ф. И. Тютчева,
ни фильм «Троцкий»,
ни фильм о судьбах советских писателей и истории журнала «Новый мир»,
ни фильм о судьбе молодого советского офицера, участвующего в афганских событиях,
ни десятки других замыслов — Сокурову воплотить не дали.

«Камень» — это не экранизация и не биографический фильм. Это кино о Вечном.
И будто бы из Вечности.

Я воспринимаю его как акт бесконечной любви режиссера к великому русскому писателю, человеку, мыслителю, гражданину. Сокуров дает нам возможность побыть как бы наедине с Чеховым, ощутить, понять что-то важное и в нем, и в себе.
Думаю, Чехов как личность оказал на Сокурова — значительное влияние.
Мне кажется, что они во многом похожи: масштабом личности, и в творчестве, и по-человечески.

Фильм «Камень» — вышел в 1992 г. снят по сценарию Юрия Арабова.
Эпиграфом к сценарию Арабова взята фраза Чехова: «Увы, ужасны не скелеты, а то, что я уже не боюсь этих скелетов».

«Камень» — один из самых удивительных, глубоких, непростых для восприятия фильмов Сокурова.
Работы Сокурова с одного раза постичь нелегко. Его картины надо пересматривать.

Это второй фильм трилогии Сокурова: «Круг второй» — «Камень» — «Тихие страницы». Все они объединены темой смерти — главной темой всего мирового искусства — и, конечно, фильмов Сокурова.

...Ночной сторож обнаруживает ночью некоего человека, сидящего в ванне, пытается его прогнать.
Гость, несмотря на жуткий холод, наслаждается омовением, и его возникновение из воды буквально подменяет собой рождение (сторож в конце концов берет его на руки и выносит из ванной, как ребенка).
Постепенно мы начинаем догадываться, что перед нами Чехов, вернувшийся в свой дом после долгого отсутствия не только в доме, но и, кажется, в собственном теле.
Он видит, слышит, ощущает все, как впервые, постепенно вспоминает что-то: наслаждается водой, музыкой, пейзажем зимней Ялты, сада, чистым бельем, самой простой едой: «Булочки с изюминками вместо глаз, копченый сиг, холодный поросенок с веточкой зелени...»
Чехов узнает оставленные им вещи, звуки, ароматы — зритель постепенно узнает самого Чехова.

В роли сторожа — непрофессиональный исполнитель — Петр Александров, уже снявшийся в предыдущем фильме Сокурова «Круг второй».

Роль Чехова — дебют в кино Леони?да Па?вловича Мозгово?го (род. 1941), ленинградского актера, чтеца, мало кому известного в то время. Ему было тогда 50 лет (Чехову — 44).
Позднее он сыграл в фильмах Сокурова: Гитлера в «Молохе» и Ленина в фильме «Телец».


Кадр из фильма «Молох»


Кадр из фильма «Телец»

Сейчас Андрей Жигалин прочтет небольшие фрагменты из дневника Леонида Мозгового, опубликованного в журнале «Сеанс» в 2012 г.: Может быть, они помогут вам в восприятии картины.

Андрей Жигалин (читает): Вчера вечером позвонила Вера Новикова. Она работает на «Ленфильме» вторым режиссёром на картине Александра Сокурова «Последний год» — об одиночестве и трагедии Чехова. Вера предложила мне прийти попробоваться не больше ни меньше, как на роль Антона Павловича.


Л. Мозговой. Пробы к фильму «Камень».

«Послушайтесь меня, — сказала она, — давайте немного сыграем для Сокурова. Ему нужен трагический, даже жёсткий Чехов, который от болей кололся морфием. Оденьтесь во что-нибудь тёмное, чтобы казаться тоньше. Никаких улыбок. Нужен человек болеющий, если не физически, то нравственно»...
Леонид Мозговой пишет: Меня очень смущает финал, когда главный герой, от имени которого ведётся повествование, должен по просьбе Чехова убить его.

Сокуров говорит: «У меня мало умных слов, я всё скажу вам перед камерой».


Л. Мозговои и А. Сокуров

В доме «Холодина — неимоверная. И это при современном отоплении! Дом сделан из туфа, промерзающего в холод. Чехов первые зимы спал здесь в пальто, шапке и ботинках. В коридоре печки раскалялись докрасна, а в спальне — мороз. <...>
(А ведь было множество дублей в ванной — и в мокрой холодной рубашке — за пианино).

Каково Чехову бывало здесь одному? Недаром он хранил оставшийся от отца перстень с надписью: «Одинокому — всюду пустыня»

Сокуров: Фильм должен быть как музыкальное произведение, как готика, как недосмотренное видение.


Кадр из фильма

Чехов — добрый, неторопливый, шёпотом тихо говорит.

Он, собственно — душа. Себя не ощущает, всё прощает. Добр ко всему.

Это свободная импровизация на тему Чехова —
эксцентрика, поэта, мистика и фантазёра бесконечного, как пьеса для Нины Заречной.

Не пренебрегать юмором. Везде, где возможно — комические моменты.


Кадр из фильма

Восприятие духа — он как тень отца Гамлета.

Не лёгкость Чехонте, а болезненное ощущение всего — поздним Чеховым.
Объектив — анаморфоза — всё немного сужает и опрокидывает. Получаются не лица, а лики, не руки, а длани — как на иконах. Красиво.

Он (Сокуров) за всем следит сам. Сам льёт мне воду на спину, мнёт рубашку.
(В холодном, промерзшем доме множество дублей Мозговой снимался в мокрой рубашке. Отпаивали чаем и спиртом.)
Следит за гримом, взлохмачивает мне волосы. Ни разу не видел его вышедшим из себя — никаких криков, всё деликатно, спокойно. Если он и испытывает трудности, то мы не видим этого — он замыкается в себе, уходит куда-нибудь или стоит, прикрыв лицо рукой.


Кадр из фильма

На съёмке мы едим из тарелок, которые специально расписывали в Петербурге на фарфоровом заводе под чеховские тарелки. Их даже оставят потом здесь для филиала музея. А пьём из подлинных чеховских хрустальных бокалов. На ножках их — написаны инвентарные номера.

Александр Николаевич решил выбросить почти весь монолог и снимать минут 20–25 совместного молчания за столом. Посмотрим, как получится. <...>
С особым интересом я ждал главную сцену — за столом. ... долго-долго на экране два человека молчат, изредка произнося несколько фраз, и больше ничего. <...>
Сидят два человека, абсолютно разных по времени, по интеллекту, по культуре — это очень видно — и пытаются постичь друг друга. Не важно, что они говорят.

Из дневника работы над ролью А. П. Чехова в фильме А. Н. Сокурова «Камень» Леонида Мозгового — Ялтинская купель. Журнал «Сеанс» 2012 г. http://seance.ru/blog/stone-diary/

Г. К. Макарова: В фильмах Сокурова — всегда очень мало слов, больше какое-то бормотание — в отличие от многих режиссеров, в том числе от Тарковского.
Не расстраивайтесь, если вы что-то не расслышите. Куда важнее интонация, атмосфера.
У Сокурова совсем не бывает проповедей, нравоучений, рассуждений. Только намеки. Люди долго молчат.
Многим фильмы Сокурова кажутся затянутыми. Люди привыкли, что им все объясняют словами.
Сокуров дает нам драгоценное время что-то почувствовать, пережить такое, что в жизни, может быть, прошло мимо.
В его фильмах нет ничего лишнего, ни одной детали, ни одной секунды.
Не надо ждать — что будет дальше. Самое главное то, что перед вами сейчас, в эту секунду, в этом неповторимом кадре, в котором важен каждый звук, каждый шорох, каждый блик на стене... Как в жизни. Ничего не повторится!
Все-таки в кино главное — это изображение, звуковой ряд, энергетическое напряжение, — которые и рождают особую магию кино.


Кадр из фильма

В картине придумано и использовано множество технических приемов, с помощью которых изображение деформируется, становится ирреальным. Изображение выполнено так, чтобы создавать иллюзию какой-то тонкой мембраны, отделяющей нас от мира повествования. Эта мембрана видима буквально, на ней лежит мелкая сыпь пятен и прочерков. Изображение словно существует на какой-то старой пленке.
В этом фильме — как и в любом фильме Сокурова — заложены, подспудно существуют — огромные пласты мировой культуры: музыка, живопись, литература, философия.
Каждый увидит свой фильм.
Вы становитесь соавторами фильма, вы чувствуете то, что никакими словами не опишешь, — тончайшие оттенки настроения, состояний — как в настоящей музыке, поэзии, живописи.

Мы будем сегодня смотреть фильм в новой авторской редакции.
Первоначально, в варианте 1992 года он шел 1 час 24 минуты. В 2009 году, через 17 лет, А. Н. счел возможным сократить картину на 4 с половиной минуты! И ни секундой больше!

После фильма мы поговорим о том, что же вам удалось увидеть.
Меня попросили задать вопросы для обсуждения до начала просмотра. Вот некоторые:
1. Почему фильм называется «Камень»?
2. Как еще можно было бы назвать фильм?
3. О чем фильм?
4. Какие детали, кроме внешности, — звуки, слова, подтверждают то, что перед нами действительно А. П. Чехов, отсылают к его произведениям?
6. Какими чувствами, настроениями окрашена картина?


После просмотра фильма.

Г. К. Макарова: Фильм посвящен памяти Владимира Александровича Соловьева и Елены Борисовны Перминовой.
Владимир Александрович Соловьев — художник-постановщик фильма, он делал для картины макеты, умер от инфаркта перед самым началом съемок.
Елена Борисовна Перминова — приезжала к нам в город, в киноклуб «Сталкер» для сопровождения ретроспективы фильмов Сокурова в ноябре 1991 года. Выступала перед фильмами, вела обсуждения, рассказывала о Сокурове и его фильмах. Недосыпала, работала по ночам, звонила Александру Николаевичу.
Самоотверженный, преданный, внимательный, очень подробный человек, для которого, как и для Александра Николаевича не существовало мелочей. Все было важно, нужно.

Она работала в Перми, по-моему, на каком-то заводе, ходила в местный киноклуб. В конце 80-х оказалась как-то то на встрече с Сокуровым и премьере его фильма. Написала ему, потом приехала в Питер раз, другой, а потом насовсем. В Перми семья осталась, дети, по-моему, взрослые. Просто она почувствовала, что он гений и что ему очень нужна помощь. Стала помогать ему во всем, в бытовых вещах каких-то, организационных, во всем. Стала тщательно собирать его архив, фотографии, записи, готовила к изданию книгу, сборник статей о Сокурове, мечтала ее издать.
Мы ее проводили, а через месяц с небольшим узнали, что у Елены Борисовны случился инсульт.
За месяц — две такие тяжелые потери, прямо накануне съемок картины.
Книга «Сокуров» вышла через 3 года, работу над ней завершила Любовь Аркус, в то время редактор журнала «Сеанс» — с посвящением — памяти Елены Борисовны Перминовой. Теперь этих книг о Сокурове выпущено уже три.

В заключение вечера, хотя времени было мало, библиотека закрывалась, зрители делились своими впечатлениями, спорили.


Ольга Барышникова

Вот некоторые фрагменты выступлений:
Ольга Барышникова, художник: Мне показалось, что искажение изображения похоже на отражение в зеркале, это дает ощущение потустороннего мира. И парень тоже кажется нереальным: это раздвоение души писателя, его лицо напоминает изображение святого на иконе. А моющегося в ванной Чехова я бы приняла за человека, который молится. В фильме мы наблюдаем как бы общение душ героев.
Самая реальная здесь — птица. Но она не замечает людей. И прохожий не увидел парня, выходит, — он не материален, это душа.


Ирина Николаевна Крохова

Ирина Николаевна Крохова: Да, этот парень в какой-то степени, отражение души Чехова — тонкое, нервное, современное лицо. Сначала он не понимает Чехова, но потом — очень внимательно его слушает, воспринимает. И мне показалось, что-то общее есть у Чехова и самого Сокурова.


Кадр из фильма

Вопрос из зала: Почему всё-таки фильм называется «Камень»?
Г. К. Макарова: Вспомним Чехова: «Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» — говорит Раневская в пьесе Чехова «Вишневый сад».
«То, что было»- так называется камень, который она не может катить«. Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра».
«В мире лишь одно неизменно — камень». Юн Сондо, корейский поэт и конфуцианский учёный 17 века.
Камень — воплощение жизни в потустороннем мире — не случайно на могилах используют камень.

Ольга Барышникова: А когда Чехов стоял на горе, он сам будто превратился в камень, окаменел, и парень его не заметил, прошёл мимо.


Владимир Иванович Губочкин

Губочкин Владимир Иванович: Вы попросили меня сказать. Если после этого вы меня выгоните, ни разу не пустите — это ваши проблемы!
Чехов был в последний год гораздо моложе, чем выглядел на фотографиях — из-за болезни, к тому времени ещё четверо его родственников покинули этот мир. Кроме того, поездка на Сахалин послужила для него спусковым крючком. К сожалению, стрептомицина в то время не было и чахотку лечили климатологией. Врачи посоветовали Чехову жить в Ялте.
Чехов ненавидел дом в Ялте: холодный, продуваемый всеми ветрами. Он был отрезан от привычной жизни, от родных, близких ему людей. И не надо меня заколдовывать, что он любил этот вещный мир. Он тяготился этим миром.
Менее всего я хотел бы видеть реинкарнацию в этот мир с того света такого человека, как Чехов. Пусть это будет кто-нибудь другой.
Потому, что Чехов — это деликатнейший человек, не напрягавший, буквально, никого. Я бы тоже не хотел после смерти воплотиться вдруг здесь, пугать своих близких.
Чехов с нами. Ему не надо никуда воплощаться, он нас не покидал. Потому что мы не можем до сих пор ответить на вопрос, почему русский человек с таким остервенением рубит вишнёвый сад и потом рыдает над его щепками.
Да, если судить создателей фильма по законам, поставленным ими самим себе, то это идеально сделанная вещь: картинка, размытый кадр... Но я не могу допустить мысли, что Чехов держит двадцатиминутные паузы в разговоре за столом.
В моем понимании этот фильм приносит больше вреда...
В истории все так перемешано, что средневековье от нас отделено тоненькой плёнкой. И Чехов никуда не исчезал.
И я считаю, что не нужно смотреть этот фильм, а нужно просто переночевать в этой библиотеке.
Потому что здесь столько голосов мы услышим в подвалах, в книгохранилищах. Здесь такая мощная аура, что куда там Сокурову с его фильмами.
Извините меня за резко отрицательное мнение об идее, которую несет этот фильм и о преклонении перед художественными достоинствами фильма.
Ну вот, сейчас можете меня выгонять!


Жигалин Андрей

Жигалин Андрей: Может быть, это всё происходит в голове этого молодого человека, может, и не было никакого Чехова...

Крохова И. Н. : А может быть, снится ему все.


Хонякина Эмилия Анатольевна

Хонякина Эмилия Анатольевна: Мне как-то даже удивительно и странно, почему Вы говорите о реинкарнации. У всех, конечно, разное восприятие. А я это восприняла как то, что Сокуров воссоздает состояние, в каком Чехов жил последний год.
Он создаёт образ его состояния. Ведь он жил в таком состоянии, когда смутно понимал: он в этом мире или не в этом, в переходном каком-то. Он мальчика потрогал — да, он живой, он существует. Он так же вглядывается в птицу.
А это говорит о том, что природный, животный мир так и существует — сам по себе. Мы можем быть в разных состояниях, природа — вот она, живая! И вот когда он вышел к морю: вот она природа, она явственна, она живая. А он в состоянии перехода, он не реинкарнирован.
А в молодом человеке была чуткость такая, он очень внимательно всматривается, пытается осознать, ощутить что-то другое.
А вот эти паузы, они и помогают ощутить то, что я называю «образ состояния».
Герой, может быть, мог участвовать в разговоре, но внутри-то у него все застыло, он в каком-то оцепенении. Ведь и у нас в жизни бывает такое состояние.

Макарова Г. К.: По поводу дома: ведь не раз и даже в последнем письме к сестре из Бальденвейзера Чехов писал о возвращении, о том, что он очень хочет вернуться. В каком-то смысле, Чехов возвращается. Литературный памятник уступает место духовному учителю, за которым следует в финале ученик: «Я с вами».

Наверное, фильм мог бы быть назван и «Отец и сын». Герои фильма — это человек прежней культуры, прошлых времён и юноша, наш современник.
Я думаю, Сокуров раздвигает всё-таки рамки нашего восприятия и искусства, и жизни. С его помощью мы можем посмотреть на все — оттуда, сверху, в каком-то другом масштабе.

Критик Станислав Лукьянов очень точно пишет в одной из статей:
Мне кажется, суть любого фильма Сокурова сводится к двум вещам — выпадению из накатанного взгляда на реальность и повседневный ход жизни и изменению жизненных приоритетов. Сокуров меньше всего выступает как некий поставщик гипнотизирующих образов.
Цель его кинематографа пробудить внимание зрителя и раздвинуть социальные рамки его жизни до взгляда из космоса и через пласты времени. Цельность, полнота ощущений и вменяемость проживаемой человеком жизни — его главный ориентир как художника.

Мы благодарны зрителям, проявляющим большое внимание и искренний интерес к творчеству А. Н. Сокурова.


Кадр из фильма


Съёмочная группа фильма «Камень» у Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.

ЧИТАТЬ:

Остров Сокурова. Официальный сайт Александра Сокурова
sokurov.spb.ru
Камень http://sokurov.spb.ru/isle_ru/feature_films.html?num=23

Леонид Мозговой. СЕАНС, 19 ЯНВАРЯ, 2012 // БЛОГ http://seance.ru/blog/stone-diary/
Ялтинская купель. Из дневника работы над ролью А. П. Чехова в фильме А. Н. Сокурова «Камень»
Татьяна Иенсен. Камень. Сеанс № 7. Magical mystery tour. Мировая ночь распространяет свой мрак.
http://seance.ru/n/7/vopros/
Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ В противоположность слову // Сокуров: [сборник]. Кн.2.Спб.: Сеанс, 2006
http://russiancinema.ru/films/film2655/

вКонтакте — страница КАМЕНЬ, фильм А. СОКУРОВА http://vk.com/event83270786?act=edit_first

Телефон: (8332) 76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика