Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/

«Отец и сын»

2003, 94 мин.
Германия, Россия, Нидерланды, Италия

Режиссер: Александр Сокуров
Автор сценария: Сергей Потепалов
Оператор: Александр Буров
Звукорежиссер: Сергей Мошков
Художник: Наталия Кочергина
Монтажер: Сергей Иванов
В главных ролях: Андрей Щетинин, Алексей Неймышев
В ролях: Александр Разбаш, Федор Лавров
Композитор: Андрей Сигле (музыкальные фантазии на темы Петра Чайковского).

«...я хочу, чтобы в нашем произведении каждый зритель... нашел маленький уголок для своей души». А. Сокуров.

Перед началом фильма Г. К. Макарова, руководитель киноклуба кратко рассказала об А. Н.Сокурове, его творчестве, об особенностях восприятия зрителями его работ.

Затем было показано видеоинтервью режиссера о фильме.


История семьи

На верхнем этаже под самой крышей старого дома живет маленькая семья — отец и сын.

Отец ушел из действующей армии, покинул свой любимый летный полк: поставил точку на военной карьере не по своей воле — так сложились обстоятельства. Он был участником боевых действий, а теперь, в начале зрелости, уволен в запас. Когда он был курсантом авиационного училища, в его жизни была первая и единственная любовь — девушка, которая стала его женой, родила ему сына и умерла молодой. Ему было тогда двадцать лет. Эта любовь осталась его сокровенным неповторимым счастьем.

Сын вырос, как и отец, он, наверное, будет военным. В чертах сына отец видит постоянное напоминание о жене, он не отделяет сына от своей неизжитой любви: в этом его единение с любимой. Поэтому отец не представляет своей жизни без сына, а сын преданно и глубоко любит отца. Сыновье чувство, зародившееся еще в детстве, с возрастом усиливается инстинктивной, не осмысляемой до конца нравственной ответственностью и подвергается испытаниям жизни. Сын наследует отцу. Их любовь почти мифологического свойства и масштаба. Так не бывает в реальности, это коллизия сказки. Александр Сокуров (предисловие автора).

Картина Александра Сокурова «Отец и сын» — вторая часть задуманной трилогии, посвященной драме природных человеческих связей. Как и в первом фильме «Мать и Сын» режиссер воссоздает материальную среду притчи, у которой нет начала и конца, нет временных и топографических вех.

Точнее, по этим вехам, произвольно перепутанным в картине, можно заблудиться в эпохе, в среднеевропейском пейзаже, как мальчик-с—пальчик в знакомом, но чужом лесу. Мы увидим и солдатскую форму новейшего образца, дамские платья, прически 40—50—60—х годов. И крыши, узкие улицы старого северного города под пылающим солнцем юга. Этот собирательный пейзаж и есть место действия, почти незаметно перетекающее в интерьеры, где быт не столько типичен, сколько условен: стол, постель, комнатные цветы — не приметы, но символы человеческого жилища.

Остро индивидуальны и современны в картине лица людей: в главных ролях снимались непрофессиональные исполнители.

Сын, выросший без матери, в отцовской любви обрел свою колыбель, свой дом, свою школу и свою гавань, но наступающая юность зовет его в открытое море жизни. Его метания между интересом к отцовскому прошлому и собственной несчастливой любовью (девушка ушла к другому) не находят разрешения.

Отец, чья молодость еще не прошла, в тревогах сына ощущает боль переламывающегося надвое мира, прежде для них единого. Отец и сын отныне будут жить каждый своей жизнью, чтобы когда—нибудь снова найти друг друга.

Режиссер предполагал сделать картину «Два брата и сестра» — в завершение семейной трилогии /Александра Тучинская/.

Сокуров пошел наперекор всей европейской традиции. Поэтому фильм «Отец и сын» оказался столь шокирующим. Это чуть ли не единственное произведение о взаимной любви отца и сына, то есть о том, что считается немыслимым и невозможным в реальности, но о чём многие мечтали. О примирении прошлого и будущего в настоящем, об отсутствии зависти отца к тому, что случится без него, и свободы сына от презрения к пустоте, в которой нас ещё не было, воплощенной в фигуре отца / Аркадий Ипполитов/.

Сокуров снял кино о нежности между родными, а нежность — это закон, грубость — это преступление. Прикосновения, ласки — часть родственных ритуалов и если имеют что-то общее с эротикой, то совсем на другом уровне.

Призы и награды:
Фестивали и премии
МКФ «Фестиваль фестивалей» — Приз творческой поддержки имени Николая Овсянникова за лучший дебют (Алексей Неймышев)
МКФ «Фестиваль фестивалей» — Приз творческой поддержки имени Николая Овсянникова за лучший дебют (Андрей Щетинин)
МКФ в Каннах — Приз FIPRESCI (Александр Сокуров)
Премия «Золотой Овен» — За лучшую работу художника-постановщика (Наталия Кочергина)

Интервью и рецензии:
Валерий Кичин. Александр Сокуров: Что за помойка у вас в головах? Интервью. «Российская газета». 24.05.2003.

Александр Секацкий. Отцеприимство. Сеанс № 21/22.

Алин Ташиян. Новое озарение Сокурова. Искусство кино, 2003, № 9

Андрей Плахов. Муки интерпретации. "Искусство кино«.Архив. 2003. № 9.

Евгений Берштейн. Меланхолические атлеты Александра Сокурова.

Кононов Н. Апория Сокурова // Новый мир искусства. 2005. № 3

Татьяна Таянова. Шелест крыл в душе. Отец и сын (2003)

Вконтакте Группы: Александр Сокуров, ОТЕЦ И СЫН. 2003

Телефон: (8332)76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика