Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/

«Слово»

10 марта 2010 года в литературном клубе «Зелёная лампа» прошла очередная встреча из цикла «Кинопоказ в Герценке».
Режиссёр-документалист Марина Дохматская представила фильм Сергея Мирошниченко «Слово», 2008.

Е. Крохина, зав. отделом абонемента: «Добрый вечер! Мы продолжаем проект «Кинопоказ в Герценке» и сегодня у нас вторая встреча из этого цикла. Для тех, кто сегодня первый раз я хочу рассказать немного о сути нашего проекта. Примерно раз мы будем собираться в этом зале, чтобы знакомиться с лучшими новинками отечественного документального кино. А помогать нам в этом будет режиссёр-кинодокументалист Марина Дохматская. Я не буду перечислять все её звания и регалии, напомню лишь, что Марина Валентиновна является членом российской Киноакадемии «Ника». И я передаю ей слово.

М. Дохматская, режиссёр: «Моё членство в Киноакадемии только тем и ценно, что раз в год перед голосованием мне присылают лучшие документальные фильмы, снятые в нашей стране и отобранные для участия в конкурсе, который проводит «Ника». Очень жаль, что в последние годы мы перестали номинировать фильмы из ближнего зарубежья. Мне, например, очень нравятся балтийские фильмы, которые сейчас не участвуют в конкурсе, но, в принципе, если очень захотеть, можно и их достать.

А сегодня мы с вами будем смотреть, на мой взгляд, очень хороший фильм, замечательный фильм. Это моя личная оценка. Его автор – признанный мастер отечественной документалистики Сергей Мирошниченко. Сергей – наш сосед, он родом из Екатеринбурга. В своё время он приезжал к нам на съёмки, и таким образом я с ним познакомилась. Это был восьмидесятый год. В то время мы все жили очень дружно, тесно общались, тем более, что Свердловская киностудия – это большая киностудия, комбинат, где снималось и игровое, и документальное кино. А в Кирове у них был корпункт, они снимали сюжеты для тележурнала «Панорама». Помните, был такой? В общем, это была такая телевизионная эра.

С тех пор Сергей вырос в очень большого и крупного мастера, он стал лидером в нашей профессии. Сейчас он живёт в Москве. Работает в студии «Три Т». Большой самостоятельный художник, очень крупная личность. Его фильмы в 90-е годы, особенно один из них, сейчас я не могу вспомнить его название, меня просто потряс. Вы, наверное, помните этот страшный эпизод из нашей истории, когда лучшие умы России, философы, учёные, писатели были погружены на пароход и высланы из страны в никуда. И вот Сергей, снимая свою картину, проехал на таком же пароходе по тому же маршруту.

На мой взгляд, режиссер – это то, про что он говорит со своим зрителем, на каком уровне он говорит, какой уровень проблем его волнует. А Сергея Мирошниченко поднимает в своих фильмах серьёзные проблемы, как и в том фильме, что мы сегодня с вами будем смотреть.

«Слово» – это фильм об уже неземной жизни Александра Исаевича Солженицына. Сергей Мирошниченко был тем счастливцем, тем человеком, которого Солженицын допустил до себя и позволил себя снимать, ещё, будучи в Вермонте. Наверное, вы видели по телевидению какие-то фрагменты этой картины, их показывали, но это были фрагменты из ещё рабочей версии картины. В этом фильме есть и сцены снятые после ухода писателя из жизни. И Наталья Дмитриевна здесь уже вдова…

Документальное кино – оно потому и документальное, что в нём запечатлены события, которые мы совершаем вместе с автором впервые. Поэтому не знаю, надо ли что-нибудь ещё говорить. Сергей очень много цитирует в этом фильме, здесь он суммировал, собрал бережно всё, каждое слово, которое после ухода человека приобретает ещё больший вес и смысл. Ну, я думаю, что Сергей со всем этим хорошо справился.

Было несколько вопросов: почему фильм называется «Слово»? Ну, я думаю, расшифровывать не надо, вы поймёте это, посмотрев фильм, не хочу вас этого удовольствия лишать. Один эпиграф чего стоит. Александр Исаевич говорил, что «одно слово правды весь мир перевесит». Я думаю, этот эпиграф можно отнести и к творчеству Сергея Мирошниченко. Я думаю, что если нет ко мне вопросов, то мы можем приступить к просмотру фильма.

Ю. Кружилин: «Нет, у меня маленький вопрос…»

М. Дохматская: «Да, с удовольствием отвечу».

Ю. Кружилин: «То, что мы сегодня увидим, документальные кадры с участием Солженицына, это всё съёмки самого Мирошниченко или он использовал работы и других авторов?»

М. Дохматская: «В основном – да. Хотя, наверно, кто-то ещё снимал Александра Исаевича... Но у Мирошниченко особый случай. Солженицын очень близко подпустил его к себе, уже по одному этому мы можем судить – какого масштаба это режиссёр и человек. Хочу обратить ваше внимание, как они разговаривают… А вообще замечательно, что есть такие режиссёры как Сергей Мирошниченко, которые оставляют нам на плёнке людей такого масштаба как Солженицын».

(Просмотр фильма)

М. Дохматская: «Вот такое кино… Добавить нечего. Я всегда говорю, что документальное кино – это всегда вопросы к себе и к жизни. И с этой точки зрения – эта картина очень характерна, здесь все вопросы заданы, все ответы получены. У каждого зрителя свой опыт духовный и культурный, и в зависимости от этого каждый зритель берёт тот масштаб и ту глубину восприятия, которые ему позволяет взять этот опыт. Я когда смотрю подобное кино, думаю – какое это счастье, что рядом со мной такие люди, которые всё это хранят в своей памяти».

Кто-то из зрителей: «А этот фильм показывали только в России?»

М. Дохматская: «Этот фильм не показывали нигде».

И. Бебякина, филолог: «Нет, этот фильм показывали, я его видела».

М. Дохматская: «Ну, может быть в усечённом виде, потому что вот в таком формате – час двадцать – он, по-моему, нигде не шёл».

И. Бебякина: «Не знаю, какой канал, первый или второй… Может, отрывки, не полностью, но он был показан».

М. Дохматская: «Ну, если где и могли показывать, то это только канал «Россия».

А. Александрова, студентка филфака ВятГГУ: «Отрывками его действительно показывали».

Ю. Кружилин, канд. физ.-мат наук: «Мне сейчас даже тяжело говорить, настолько я в тему погрузился… Понятно, что каждый человек может иметь о Солженицыне своё мнение. Тем более, что он настолько неадекватен в восприятии нашей русской интеллигенции, как он говорил – образованщины. Кто-то его принимает, кто-то – не любит, дескать, моралист он слишком. Поэтому, когда я шёл сюда, я понимал: всё, что я о нём знаю – это надо отбросить. Я просто иду смотреть фильм, т.е. не буду искать «а вот этого я о нём не знал, а вот это не слыхал». Просто приду, сяду и буду смотреть на этого человека, как в первый раз.

И вы знаете, фильм этот меня пронял. Я ощутил вдруг утрату для себя… нет не родственника, конечно, но как будто близкого человека. Знаете, как бывает в жизни: вот, иду я по улице, кто-то на скамейке сидит, машет мне рукой, ну, приятно: «Привет – привет». И вдруг этот человек исчезает. Проходит первый день, второй, третий. И вот потом, когда уже проходит какой-то срок, ты понимаешь всю тяжесть утраты. Утраты человека. Тяжело говорить, я до сих пор в таком, минорном состоянии».

М. Дохматская: «Очень, очень правильная интонация, правильное, мне кажется ощущение, потому что, конечно, это большая потеря для всех нас. Меня всё время держит, не отпускает его лицо. Такое лицо надо заслужить, это даже не лицо, это абсолютный лик».

Е. Крохина: «Да, действительно, особенно когда он улыбается…».

М. Дохматская: «Спасибо Вам за Ваши слова. Я, если увижу Сергея, обязательно ему передам это. Каждому документалисту, да и вообще, каждому режиссеру очень важно знать, как его слово отзовётся. Я обязательно ему скажу. Такая интонация… Нет, это действительно потеря. Ведь вот кто у нас после ухода Солженицына остался? Кто скажет это слово правды, у кого спросить? Об этом фильме даже невозможно говорить понравилось-не понравилось. Это не те слова…

Я хотела бы у вас спросить: есть ли желание дальше смотреть. И что именно вы хотели бы увидеть? Всё-таки я представляю себе эти наши встречи как нечто целое. Есть огромный массив документального кино, много интересных режиссёров. И мы постепенно в эту пустыню углубляемся. То, что это пустыня, это факт. Как мы будем строить наши встречи? Пойдём по «вершинам», будем смотреть мэтров – самое-самое. Или всё-таки лучше чередовать, потому что есть и молодое кино, совсем молодое, совсем ещё зелёное, совсем свежее, но и среди них – немало очень хороших имён, за качество многих фильмов я могу поручиться».

Е. Крохина: «Пока мы не посмотрим молодых, мы, может быть, и «вершины» эти не поймём».

М. Дохматская: «Есть надежда, что всё-таки мне вернут диск с фильмом «Далай-лама». Его обязательно надо посмотреть, потому что вряд ли кто-то его ещё покажет. Этот фильм тоже о человеке из разряда великих мыслителей. Вы, наверное, все в курсе, что происходит сейчас вокруг Далай-ламы, какая большая политика вокруг этого имени? Это очень интересно, потому что очень актуально».

Е. Крохина: «Следующую нашу встречу мы планируем на 7 апреля, встречаемся здесь же, в 18 00. Ещё я хочу напомнить членам нашего клуба и всем присутствующим: в апреле состоится очередное заседание клуба. Мы будем обсуждать творчество немецкого писателя Берхарда Шлинка, его роман «Чтец». Кто читал, освежите в памяти, кто не читал, прочитайте. Те проблемы, которые автор поднимает в этом романе – очень непростые, это тема «второго» послевоенного поколения немцев, тема вины, которую испытывает это поколение за преступления своих отцов. Разговор обещает быть очень непростым и интересным…
На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. Большое всем спасибо. До встречи».

ССЫЛКИ:

 


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика