Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/

«Глубинка 35×45»

11 февраля 2010 года в литературном клубе «Зелёная лампа» прошла очередная встреча из цикла «Кинопоказ в Герценке».
Известный режиссёр-документалист Марина Дохматская представила фильм Евгения Соломина «Глубинка 35×45», получивший в 2009 году Гран-при фестиваля «Россия», приз фестиваля «Окно в Россию-XXI век» за лучшую режиссёрскую работу, приз фестиваля «Лавровая ветвь» в номинации «Лучшее авторское неигровое кино».

И. Крохина, зав. отделом абонемента: «Добрый вечер! Мы рады вас приветствовать в литературном клубе «Зелёная лампа». Наш клуб вот уже 35 лет работает при отделе абонемента областной библиотеки им. А.И. Герцена. И хотя клуб литературный, тематика наших встреч бывает самой разнообразной: мы не только обсуждаем книги, но и приглашаем в гости интересных музыкантов, писателей, поэтов, режиссёров. Так, например, Борис Павлович, художественный руководитель Театра на Спасской», был недавним нашим гостем.

А в конце прошлого года мы начали совершенно новый для нас проект, который назвали «Кинопоказ в Герценке». В его рамках мы планируем показывать лучшее документальное кино, которое сегодня снимается в России.

В декабре 2009 года в этом зале уже демонстрировались фильмы известного вятского режиссёра Алексея Погребного. Итогом этих показов стала встреча с Алексеем Ивановичем: он рассказывал о своих фильмах, о том, как они снимались, отвечал на вопросы участников клуба. Оказалась, что современное документальное кино – это интереснейший мир, о котором мы почти ничего не знаем.

И сегодня мы продолжаем его открывать для себя, а Марина Валентиновна Дохматская любезно согласилась нам в этом помочь. Полгода назад она уже выступала перед сотрудниками Герценки, показывала свои фильмы, рассказывала о ситуации, в которой пребывает современное документальное кино. Мы поняли, что ей интересно не только то, что снимает она сама, но и то, что происходит в целом в российском кинематографе. С 1997 года Марина Валентиновна является действительным членом Киноакадемии «Ника», в качестве члена жюри она отсматривает огромное количество фильмов, лучшее, что сегодня снимается в России. И она будет нашим проводником в мире современного документального кино. Я предоставляю слово заслуженному деятелю искусств России Марине Валентиновне Дохматской».

М. Дохматская, режиссёр: «Здравствуйте, уважаемые любители документального кино. Я хотела бы продолжить мысль представлявшего меня сотрудника библиотеки и сказать, что своим кино я совсем не интересуюсь, мне интересно то, что снимают другие.

Сегодня документального кино выходит с одной стороны – много, а с другой стороны – всё меньше и меньше. Много снимается фильмов по грантам; вот только что я была в Москве и посмотрела торги, которые там проходят. Огромное количество фильмов, но всё это настолько отчасти можно назвать кино документальным… В этой массе тонет то небольшое количество по-настоящему документальных фильмов. Найти хорошее кино сейчас можно только на каких-то фестивалях, и в этом смысле «Ника» делает большое дело, собирая со всей страны лучшее кино. Спасибо, что Академия в своё время оказала нам честь, включив в свои ряды.

Фильм, который мы сегодня будем смотреть, тоже вошёл в номинацию «Ники». Я увидела его впервые на фестивале «Окно в Россию – XXI век». Он меня потряс. Поскольку я была членом жюри, посмотрев его, я поняла, что можно ставить точку, победитель уже известен. В итоге так и получилось, коллеги меня поддержали и в номинации лучшая режиссёрская работа мы присудили главный приз Евгению Соломину, автору этого фильма.

Хотя режиссёрская работа в документальном кино – это очень труднообъяснимая, очень тонкая, ручная работа. Потому что, как только режиссёр начинает быть режиссёром в общепринятом смысле, так сразу кино рушится.

Поэтому что значит «лучший режиссёр»? Я, например, считаю, что это: умение найти фактуру, не испортить её и рассказать саму историю. Вот если это получается, то получается настоящая картина, как в данном случае. Председателем жюри на этом фестивале был Сергей Николаевич Есин, я думаю, все вы знаете этого писателя. Фигура, конечно, для нашего времени замечательная. Такие люди – наша плодородная почва, которая, к сожалению, скудеет, их становится всё меньше и меньше. Вы помните, наверное, с чем он пришёл, его знаменитый роман «Имитатор». А сейчас у него вышла совершенно замечательная книга, называется она «Марбург». Он мне её подарил, и я читаю с наслаждением, ты как будто ты ешь хорошую еду. Ну, это я отвлеклась.

Возвращаясь к нашей теме, скажу, что отбирать для наших показов фильмы я буду на свой вкус: должна быть фактура и это должно быть хорошо сделано. И ещё один критерий – чтобы была правда, чтобы всё-таки авторы фильмов говорили о главном, и на том уровне, на каком сегодня эта проблема стоит.

И немного отвлекусь от темы: я вот только что посмотрела ещё один фильм, который пришёл в новой партии номинантов на «Нику», фильм Виталия Манского, который называется «Далай-лама», с участием самого далай-ламы. Посмотрев его, я подумала, может всё бросить и показать вам сегодня этот фильм, потому что картины совершенно изумительная. Но смотреть её очень тяжело, ведь документальное кино – это такая изысканная еда. Человек не пьющий чёрный кофе, не понимает в чём его прелесть, к таким вещам человек привыкает. Так же и в документальном кино, надо привыкнуть к этой фактуре, к этому медленному развитию, к этому неторопливому внутрикадровому движению. Надо суметь полюбить детали, этих живых людей, вот это вот всё понять, тогда вы это кино будете читать. Кино – этот тоже текст, который надо учиться читать, надо полюбить детали.

В сегодняшнем фильме тоже будет это медленное развитие событий, что вообще присутствует во многих хороших фильмах. Помните, «Жертвоприношение» Тарковского: фильм бесконечно долго идёт, я уже вся измучилась и вдруг в десяти последних минутах происходит вот этот катарсис. Так и в нашем сегодняшнем фильме: накапливается, накапливается, накапливается, и в финале мы видим, ради чего всё это было. Поэтому кино – это терпение, его снимать тяжело и смотреть бывает тоже тяжело. Зато наслаждение получаешь огромное.

Несколько слов о фильме, который вы сегодня увидите: режиссёр фильма - Евгений Соломин, это сын Виталия Соломина, режиссёра, которого мы знаем по фильмам, снятым в 80-90-е годы. Это наш коллега, наш брат, совершенно замечательный режиссёр, который совсем недавно умер. А Евгений Соломин, как я уже сказала, его сын, и как я рада, что дети становятся на плечи своих родителей, продолжают их дело и делают это дело хорошо. Вдвойне приятно: и кино хорошее, и фамилия осталась в кинематографе.

Я не сторонница пересказа сюжета, не буду этого делать, вы всё сами сейчас увидите. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?

И. Крохова, руководитель клуба «Зелёная лампа»: «А где снимался фильм?

М. Дохматская: «Фильм называется ««Глубинка 35×45» и снимался он в той самой глубинке, в Новосибирской области. Сам режиссёр из Новосибирска, что мне особенно дорого. Он наш брат, не из Москвы, а такой же житель провинции. Единственно, что ещё скажу, чтобы было понятно, о чём речь: 35×45 – это размер фотографии на паспорт, в миллиметрах. Ну что? Начинаем?»

Г. Макарова, библиотекарь: «Я хочу добавить, что после просмотра фильма можно будет задать вопросы Марине Валентиновне и обменяться впечатлениями».

Ю. Кружилин, пенсионер: «А что фильм без звука?»

М. Дохматская: «Без звука было до 21 года!»


ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА:

М. Дохматская: «Ну как? Здорово?»

Голоса зрителей: «Да, здорово… Очень понравилось».

И. Крохова: «А когда снят этот фильм?»

М. Дохматская: «В 2009 году он вышел, я не знаю, он, может быть, года два его снимал, ездил по деревням. Представьте, какой объём материал был в итоге».

С. Перетягина, библиотекарь: «А как Вы думаете, почему фильм чёрно-белый?»

М. Дохматская: «А вы представляете, если бы этот фильм был цветным? Это ведь документ, фотография на паспорт. Это, на мой взгляд, абсолютно-стильное кино. Я давно не видела таких изумительных композиций кадра. Когда нет на тебя никакого агрессивного действия изнутри кадра; безупречная точка съёмки, кадр как бы сам по себе наполняется: то коровы, то куры откуда-то появляются. Не знаю…Я была просто потрясена этим».

Ю. Резник, библиотекарь: «А жители деревни знали, что их снимают?»

М. Дохматская: «Конечно. Вы же видели этих людей, я думаю, что их вряд ли что-то уже смущает.

Вот такая линия в нашем документальном кино есть: провинциальное кино, снятое хорошим режиссёром. Я повторю, что фильмы такого рода очень люблю. Они очищают мою голову от мусора и того отвратительного гламура, который заполонил наше телевидение. Я с наслаждением смотрю на этих людей, и благодарна режиссёру, что он снял фильм так, как я это люблю».

Ю. Кружилин: «А я вот не почувствовал, что он как-то особенно относится к своим героям. Наоборот, в ряде сцен ощущается такое ёрничество. Режиссёр как бы говорит – «дерёвня!»

М. Дохматская: «Я бы не сказала, что это ёрничество. Юмор – да. Я ни в одном кадре не почувствовала какой-то издёвки».

Ю. Резник: «Нет-нет, он ни в коем случае не смеётся над своими героями».

Ю. Кружилин: «Единственное, что мне понравилось – это самое начало фильма, эпизод с лужей. И завершающая сцена, когда сжигаются старые паспорта. Уходящая жизнь на фоне нарастающего гула… А больше ничего в этом фильме меня не зацепило».

М. Дохматская: «Каждый берёт из фильма столько, сколько сможет унести. Что ёще важно в этом фильме – он снят с уровня этих людей. Здесь нет вот этого, когда режиссёр смотрит на своих героев как бы сверху. Он смотрит на них как на равных. Вот этим мне и дорого провинциальное кино».

Ю. Резник: «Я хочу сказать, что жизнь торжествует несмотря ни на что. Какие-то кардинальные события человеческой жизни – рождение детей, семья, любовь – всё это есть у героев фильма. Они живут своей жизнью, пытаются и находят в ней свой смысл, свою красоту. Здесь даже можно провести параллель между вот такой жизнью и жизнью гламурной. Меня поразило, что они, находясь в таких условиях, остались людьми, каждый из героев этого фильма – личность. Очень понравилась женщина, которая кокетничает с фотографом. И ещё, меня привлекли все эти персонажи своей наивностью, непосредственностью, то, чего мы почти все лишены. Про них можно сказать, что они уж точно «не держат камень за душой».

М. Дохматская: «Да, конечно герои выбраны режиссёром здорово. Чем хорошо документальное кино? У каждого после просмотра будет своё впечатление, своё ощущение. Каждый увидел в нём то, что хотел и смог увидеть. Я знаю абсолютно одно, что вы этот фильм запомните, запомните этих людей. Полюбите или нет, это уже у каждого будет по-разному, но забыть вы его не сможете точно».

Семакова Л.: «Я смотрела этот фильм и вспоминала свои ощущения в подобной ситуации: все мы когда-то фотографировались. В этом смысле мы все незримо присутствуем в фильме».

Г. Макарова: «А фотограф? Какой он психолог изумительный, природный! Как он умеет с каждым найти общий язык, как он разговаривает с людьми, как умеет расположить их, расслабить. Удивительный талант психолога!».

Е. Крохина: «Да, фотограф замечательный, одна его фамилия – Лютиков – чего стоит!»

Ю. Резник: «И вот ещё, когда мы смотрим на этих героев, мы можем представить себе их жизнь, сконструировать её по одному кадру».

М. Дохматская: «Абсолютно! Даже не по кадру, а по междометью. «Я немка» - говорит одна из героинь, и мы сразу представляем себе её судьбу: Сибирь, сосланные немцы… и акцент её за 92 года никуда не ушёл. Из одной её фразы нам всё становится понятным. Детали в этом фильме, конечно, изумительные».

Г. Макарова: «Бог в деталях» – не зря говорят. Дело не в сюжете, а вот в этих тонких, мелких вещах, которые рассыпаны по всему фильму».

М. Дохматская: «Ну да, помните, как Пастернак сказал: «Но жизнь, как тишина осенняя,- подробна...» Ну что же, не смею вас больше задерживать. Я думаю, в следующий раз я принесу вам фильм Сергея Мирошниченко «Слово» – последний фильм с участием Александра Исаевича Солженицына. Мне прислали его недавно, его ещё никто не видел. Это будет уже совсем другое кино».

Е. Крохина: «Следующий сеанс мы планируем через месяц. Дату пока не называем, следите за нашими объявлениями в библиотеке и анонсами на сайте. Я хочу поблагодарить Марину Валентиновну за сегодняшний вечер и подарить ей небольшой сувенир – набор открыток «Православная Вятка». Надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами. Спасибо».

(Аплодисменты)

М. Дохматская: «Спасибо вам за любовь к кино, хорошое кино – это радость. Помните, «духовной жаждою томим»? Так вот эту жажду можно утолить хорошим документальным кино. До встречи».

О ФИЛЬМЕ «ГЛУБИНКА 35×45»:

 


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика