Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/

10 сентября 2012 г. состоялось открытие сезона в «Киноклубе в Герценке». Был показан фильм Александра Сокурова «Фауст», снятый по мотивам поэмы Гете. Фильм получил Главный приз «Золотой лев» кинофестиваля в Венеции 2011 г. и Приз экуменического жюри "За духовность".

Руководитель киноклуба Г. Макарова рассказала о планах на предстоящий сезон, представила фильм, рассказала об истории его создания, съемках и основных художественных особенностях:

Г. Макарова: Добрый вечер! Поздравляю вас с открытием сезона в нашем киноклубе. Большая радость видеть вас; ещё большая радость – то, что мы продолжаем показ фильмов Александра Николаевича Сокурова, выдающегося кинорежиссёра.

Напомню, что 13 лет назад он был включён Европейской киноакадемией в число ста лучших режиссёров мира. Мы уже посмотрели в прошлом сезоне «Русский ковчег», «Одинокий голос человека» и «Скорбное бесчувствие»; осталось совсем немного, фильмов 45 А. Н. Сокурова. Я думаю, мы терпеливо посмотрим их все.

В этом сезоне вы увидите всю тетралогию власти: «Молох» – фильм о любви Евы Браун и Адольфа Гитлера; «Телец» – фильм о Владимире Ильиче Ленине и «Солнце» – о японском императоре Хирохито. Также мы посмотрим ещё несколько фильмов, например, «Спаси и сохрани» по «Мадам Бовари» Флобера; «Камень» – о Чехове, ну и несколько документальных работ Сокурова. Я думаю, что много радости нас ждёт в этом сезоне.

Кроме того, мы продолжим знакомство с работами наших местных кинорежиссёров, например, новый фильм Алексея Погребного «Искусство на кончиках пальцев» – о художнике-мультипликаторе Александре Петрове. Он получил премию «Оскар» за свой фильм «Старик и море» по Хемингуэю. И об этом человеке Погребной снял очень интересную работу.

Также мы надеемся увидеть новый фильм «Небесные жены луговых мари» по сценарию Дениса Осокина. Фильм пока не завершён, но я думаю, что мы дождёмся.

Нас часто спрашивают, где найти информацию о клубе для написания рецензий и так далее. Я хочу сказать, что, прежде всего, это, конечно, интернет. То есть, если вы откроете сайт библиотеки им. А. И. Герцена, то там вы найдёте всю информацию, которая вас интересует. Кроме того, «Вконтакте» есть «Киноклуб в Герценке» со страничкой, посвященной каждому мероприятию по названиям фильмов. Кроме того, следите за доской объявлений внизу у нас в фойе; ну и в интернете очень много разной информации. Я, например, постоянно смотрю сайт Александра Сокурова, очень хороший сайт у Липецкого киноклуба, на нём собрано огромное количество всяческих материалов.
Ну а те, у кого нет интернета, могут брать распечатки в отделе абонемента нашей библиотеки. Подходите ко мне, и мы с вами будем обмениваться информацией.

Итак, «Фауст». Все, наверное, слышали, что этот фильм удостоен Главного приза «Золотой лев» международного кинофестиваля в Венеции в 2011 году и Приза экуменического жюри «За духовность».

Буквально несколько слов о фильме. «Фауст», как и вся тетралогия власти, как и огромное количество других, неосуществлённых работ, был задуман Сокуровым еще в 1980 году, то есть 30 лет назад он знал, что снимет тетралогию власти, именно про этих героев. Это фантастика, конечно. Но планов тогда было у него огромное количество, и лучшая часть из них не осуществлена. Итак, через 30 лет фильм был снят всего за 28 рабочих дней. Это тоже фантастика, причём в условиях катастрофической нехватки денег. Несколько раз работа была под угрозой остановки, просто физически была на грани закрытия.
Сегодня мы увидим с вами поистине совершенное, современное произведение кинематографического искусства.

Сценарий написал, как всегда и почти ко всем фильмам Сокурова, Юрий Арабов, выдающийся сценарист.
Это, нужно сказать, – результат, прежде всего, философского осмысления природы человека. В фильме удивительная звуковая партитура, то есть шумы, звуки природы, какие-то бытовые звуки и великолепная музыка, которую написал Андрей Сигле. С этим композитором Сокуров работает уже не в первый раз. Удивительный изобразительный ряд. Сокуров изучал творчество немецких и английских художников, писателей XIX века, воспоминания; в фильме с документальной точностью воссозданы городские пейзажи, ландшафты, интерьеры.
В начале фильма вы увидите такой визуальный пролог, компьютерная фантазия-заставка, напоминающая картину Альбрехта Альтдорфера (1480 — 1538) «Битва Александра Македонского с Дарием».

Использованы мотивы картин немецких мастеров, например, Карла Шпицвега (1808–1885)

Вообще фильм пронизан бесконечными ассоциациями, то есть те, кто обладает культурным багажом - увидят чрезвычайно много.
Для этого фильма была создана новая оптика, которой нигде в мире нет. Это очень часто бывало при работе над фильмами Сокурова. Были созданы совершеннейшие объективы, изобретены новые способы съёмки, использованы, как и раньше, макеты, зеркала – то есть там очень много сюрпризов, очень много неожиданных приемов. Благодаря выдающемуся оператору Бруно Дельбоннелю был создан «идеальный негатив» (это слова самого Сокурова). Он позволил режиссёру сделать удивительное по колориту, по цвету изображение. Цвет необычный. Некоторым он может показаться немножко тусклым, однообразным, но это неслучайный цвет. Во-первых, Сокуров изучал теорию света и цвета, разработанную ещё самим Гете, и использовал её. По словам самого же Сокурова, он пытался выразить цветовую национальную эмоцию. То есть всё там не просто так. Костюмы фантастические, вы увидите.

В главных ролях снялись:

немецкий актер Йоханнес Цайлер (Фауст)

и выходцы из России, живущие в Германии:

Антон Адасинский (Ростовщик) и Изольда Дихаук (Маргарита).



Для Ханны Шигулла была специально придумана роль мнимой жены ростовщика.

Любимый актер Сокурова Леонид Мозговой играет в фильме 3 микророли.
Вас ждут неожиданные, а порой комичные встречи, например, с героями «Мёртвых душ» Гоголя, в эпизодах, конечно, маленьких, крошечных. Надо быть чрезвычайно внимательным, чтобы узнать очень многое.

Съёмки проходили в Чехии, где специально был выстроен целый киногород, и в Исландии. В Исландии это место уже не существует, его уничтожило извержение вулкана, которое произошло вскоре после съёмок.

«Фауст» Сокурова – это не экранизация гётевской трагедии в обычном смысле. Это прочтение того, что осталось между строк. Какого цвета мир, из которого выходят масштабные идеи, как он пахнет. В мире Фауста душно. Анонимный человек, подгоняемый простыми инстинктами, голодом, алчностью, похотью. Эта картина, прежде всего, о современном человеке; о том, откуда берется зло.
Режиссер Даррен Аронофски, председатель жюри Венецианского кинофестиваля, на котором «Фауст» получил главный приз, сказал: «В фильме «Фауст» заключены все фильмы, которые создавали до сих пор. Это фильм фильмов. Это один из тех фильмов, которые навсегда меняют жизни людей».
За кадром вы услышите, как и во многих работах Сокурова, голос Александра Николаевича Сокурова.
А сейчас вы увидите небольшой фрагмент выступления Сокурова перед студентами Петербургского университета в декабре 2010 года, еще до завершения работы над картиной. Кстати скажу, что в интернете огромное количество записей подобных встреч, интервью Сокурова, в которых он очень подробно рассказывает о своих фильмах.
Поэтому, у кого есть возможность, я очень рекомендую посмотреть встречи с Сокуровым.
Продолжительность фильма 2 часа 12 минут. На обсуждение у нас будет где-то полчаса. И напоследок, пожалуйста, не забудьте выключить телефоны».

После фильма состоялось обсуждение.
Почти все зрители видели фильм впервые, но смогли по достоинству оценить масштаб картины, ее эмоциональное и эстетическое звучание.

Г. Макарова: Спасибо всем, кто смотрел, спасибо, кто остался. Это, конечно, совершенно не похоже на то кино, с которым мы имеем дело обычно.
Очень трудно, конечно же, сразу после первого просмотра что-то говорить, что-то формулировать, очень сложно, я понимаю. Но всё-таки давайте попробуем: что такое «Фауст» вообще, зачем нам «Фауст», почему «Фауст», о чем «Фауст» - такие вот трудные вопросы, может, кто-то попытается …

В. Губочкин: А может вы нам попытаетесь объяснить, при чём здесь Гёте?

Г.М.: При чём здесь Гёте? Вы знаете, в истории мировой культуры постоянно случаются такие вещи, когда художник – самостоятельный, большой – берёт какую-то идею, тему и отталкивается от неё и создает своё произведение…

В. Г.: Извините, но отталкивается он не от Гёте, а от праФауста, от народных легенд о Фаусте…

Г.М.: Правильно, совершенно верно…

В. Г.: Здесь вы говорили многое о XIX веке, здесь он присутствует частично только в костюмах, а в остальном: и атмосфера фильма, и стилистика фильма – это до-Гёте. Гёте умер за 5 лет до гибели Пушкина. Пушкин при всей своей трагичности – всё-таки светлый человек. Гете – тоже фигура мощная, объединяющая Европу. Здесь – распад, это полный распад. Я считаю, что Фауст надул Мефистофеля (давайте ростовщика называть Мефистофелем), продав ему душу, которой у него, собственно говоря, уже и не было. Вот моё глубокое убеждение. И знаете, в чём здесь дело… есть такая простая сказочка, «Снежная королева», - там Кай сидит и из пластинок что-то складывает, какое-то слово хочет образовать – «Вечность». Вот у меня такое же ощущение, при всём уважении к гению Сокурова, я встретился со случаем, когда из случайных образов (то кошки в комнате, то собаки на могилах), из каких-то абсолютно никак не связанных фрагментов пытаются родить какие-то смыслы. А смыслов-то нет. Это самая обычная постмодернистская игра, когда из того, что было, пытаются каким-то боком что-то сложить – а вдруг что-то и родится. А ничего не рождается.

Г. М.: Спасибо, понятна ваша мысль, но сколько людей – столько мнений. Об этом фильме написано уже огромное количество литературы…

В. Г.: Я отвлекаюсь от того, что написано, я говорю, что я видел…

Г. М.: Но каждый видит своё, каждый видит то, что он сам из себя представляет. Мы видим себя, прежде всего…

В. Г.: Конечно, это – гигантский посыл всей мировой культуры. Вы правы, и критики правы, которые до вас это говорили, что он взывает в первую очередь к тем праславянам, которые в каждом человеке остались, и не надо меня на эту тему гробить, что каждый понимает по-своему, да, я воспринимаю это по-своему, а вы попробуйте меня опровергнуть.

Г. М.: Нет, я не буду вас опровергать, каждый имеет право на своё мнение, на своё видение, безусловно. А предыдущие части тетралогии вам понравились или нет?

В. Г.: Предыдущие части? Я видел только «Телец»…

Г. М.: Что касается Гёте, то Арабов, сценарист, по этому поводу говорит: «В сценарии использованы мотивы Гёте, Томаса Манна, немецкие легенды. История Фауста – это целый пласт истории, культуры, философии…»

В. Г.: Честнее было бы сказать, что это всё-таки не Гёте или по мотивам Гёте…

Г. М.: Ну, скорей да… Гёте экранизировали тысячу раз…

В. Г.: Тысячу раз! Но зачем в титры помещать Гёте, когда это труд не Гёте?

Г. М.: … Там цитируется пара строф из Гёте, об этом говорят сами сценаристы и режиссёры, и ничего здесь такого нет. И берётся куча цитат из других произведений, тоже по поводу «Фауста»…

В. Г.: Таким образом, имя Гёте в титрах совершенно необязательно, вы со мной согласились.

Г. К.: Ну, это не моя, так сказать, воля и не моё право говорить вообще об этом, это право автора…

Т. Иванцева, зав. кафедрой философии ВятГУ: Извините, но я тоже буду говорить только о своём мнении, и первое, что я хочу сказать, Галина Константиновна, спасибо вам большое. Все, что вы говорили перед фильмом, – как говорилось или пелось в одной песне – «существенная правда». Это фильм – просто чудо.

В фильме совершенно справедливо звучит: в начале было не слово, в начале был смысл. И мы, конечно же, ищем смыслы. Гёте это или не Гёте, мне кажется, что здесь это – вопрос вторичный. Потому что, если б мы жили в XVIII веке, для нас, действительно, средневековые легенды о Фаусте, а не гётевские легенды были бы основой положения. Но почему каждый кадр этого фильма заставлял моё сердце сжиматься и биться, и как в любом великом произведении мне хотелось идти дальше и одновременно внутри меня уже была мысль, что когда-то это кино кончится. И я понимаю, что оно должно кончиться, потому что в этом состоянии экстрима, в которое погружает фильм, мы долго пребывать не можем, потому что этот фильм – на разрыв аорты. Он «на разрыв аорты» по своим эстетическим качествам, вы совершенно правы, это просто завораживает. Каждый кадр хочется смотреть, и тут Гёте совершенно прав: «остановись мгновение, ты прекрасно». Это очень красивое кино, оно действительно совершенно, кинематографически совершенно.

Вы совершенно правы, когда говорили о значимости цвета в этом фильме, вся стилистика фильма выражена в скорбящих тонах.

Это фильм действительно скорбный. И, может быть, в каком-то смысле этот фильм, действительно, – продолжение темы Сокурова ещё и о скорбном бесчувствии. Это очень серьёзное кино, и поэтому, действительно, оно внутри себя содержит комическое начало. И здесь я совершенно не согласна про постмодернистские… постмодернизм – это ирония, здесь же – глубокий комизм, глубокая правда жизни, которая в последний момент заставляет нас горько смеяться. Не только плакать, когда есть ещё какая-то надежда, как по притче, и можно смеяться, но при этом танцевать песни и пляски смерти. Это фильм о предельном. Каждый кадр так продуман! Когда я смотрела фильм, мне захотелось почитать сценарий, по которому он снят. Кто это, оператор это, или Арабов, или сам Сокуров… И совершенно потрясающая игра артистов! Гретхен – в её взгляде на Фауста, в сцене на кладбище… я не знаю, как это можно сыграть молоденькой девочке, такую глубокую правду жизни. Я, может быть, сейчас эмоциональна, но скажу, что как на картинах, например, Рафаэля или Филиппо Липпи, изображают младенца Христа со взглядом уже всё знающего про себя, так смотрит и героиня фильма – она уже всё знает, чем это для неё кончится.

И игра такой молодой актрисы просто завораживает. Кто её этому научил?
И ещё одна мысль, которая у меня зрела весь фильм. Почему этот фильм гениален, и мы будем понимать, возвращаться к нему. Это действительно великое произведение, и мы каждый раз будем открывать в нём глубокую правду про себя. У меня появилась мысль о том, что Сокуров – это духовный кинематографический ученик Тарковского. Тарковский снял «Сталкер» в 1975-м году, и это тоже был фильм про путешествие, про человеческое самопознание, про то, что есть душа, там тоже есть абсолютные параллели, тоже есть литературная основа – «Пикник на обочине». Что сделал Тарковский с «Пикником на обочине» мы видим. Здесь то же самое. По мотивам, не по мотивам – это очень важно, от чего отталкивается и как переосмысливает художник материал, который заставляет его мысль напряжённо работать.

И что касается сюжета…. здесь парафразы, посмотрите, центральная проблема нашего времени – это проблема времени. Время о времени. Манифест Тарковского «Запечатлённое время», где он говорит, что «запечатлённое время» – это кино, и Сокуров следует этому манифесту. Кинематографически и содержательно следует. Помните у Августина: пока мне не говорят, что такое время, я понимаю; как только я начинаю думать о том, что такое время, ответ протекает сквозь мои пальцы. И этот фильм, с Мефистофелем он или с Ростовщиком, он всё время в движении. Они все идут и идут. Естественно, это путь самопознания. И вехи, которые они обозначают здесь: церковь, кладбище, преступление. Мужское общество, мужской мир – это таверна, война, брутальность; женский мир – текучесть, влажность, некоторая загадочность и т.д. Фауст познает то, о чём задан в начале фильма вопрос: есть душа в этих кишках, в этом месиве?

Фридрих Барбаросса, любознательный немецкий император, проводил эксперименты: действительно ли душа весит сколько-то в граммах, вылетит она или не вылетит. Здесь это нам тоже показывают – к чему приводит человеческая любознательность. И весь фильм в совершенно чудесно сделанных художественных образах осмысливаются предельные вопросы. И здесь я бы с вами согласилась, но только в одном аспекте. Я бы не сказала, что это распад и сплошной пессимизм. У Тарковского всё заканчивается «Одой к радости». Здесь «Ода к радости» уже не звучит. Но это не пессимизм, это – какая-то глубокая скорбь по человеку и, как ни странно, восхищение тем, что он есть. Иди дальше – это крест. Это пока первое, что могу сказать.

Г. М.: Спасибо, очень интересно. Ещё кто-нибудь?

В. Г.: Да, всё-таки у фильма гигантские эстетические достоинства, я этого не отрицаю: и музыка, и операторы, и подбор актёров – это всё великолепно. Но во имя чего? Это не жизнь духа, это жизнь тела, не «души», а «туши».

Т. И. : Это кино не про душу, это фильм о смерти и жизни как о неких предельных точках…

В. Г.: По-моему, Арабов говорил, что хотел снять про то, как Фауст убивает Мефистофеля. Но мы видим в фильме, как он убил себя. Как он погубил себя, свою душу. Я видел только бесконечное падение-падение-падение, от одного преступления к другому… Мы заворожены великим художником, но он нас ведёт не туда.

Г. М.: У меня тогда ещё один вопрос: почему фильм о Фаусте – это фильм из «Тетралогии власти»? При чём тут власть? В чём власть? Над кем, над чем власть? Сокуров сказал, что нельзя смотреть эти фильмы в отдельности, для того, чтобы их понять, нужно смотреть вместе, и обязательно вместе с «Фаустом»; что вообще из Фауста выходят все остальные, все будущие тираны. Почему?

Наталья Богатырева, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ВятГГУ:

К сожалению, я не смотрела другие части тетралогии, поэтому буду исходить из «Фауста». Я просто очень коротко выскажу предположение. Мне кажется, что этот фильм – о пределах и размерах человеческих притязаний и о тщете этих притязаний. Потому что, да, есть антиномия, противоречие: вроде бы со злом душу продал, потом совершил ряд преступлений, а потом в конце, так сказать, расправился с безднами зла в себе и вперёд и выше. Ну, действительно, этот путь, я согласна, – не путь к духовным высотам, не к восхождению. Но и фильм снят о том, насколько в человеке это непредсказуемо. Сокуров тоже об этом говорил, где пределы падению и испытанию. Поэтому фильм философски очень сильный. Насчет игры актёрской скажу, что актёр, игравший Фауста, мне понравился, но так, усредненно; а тот актёр, который играл Ростовщика/Черта/Мефистофеля/Сатану – Адасинский – просто гениален!

И сила на экране именно образа Маргариты в её невероятной чистоте и целомудрии, которые визуально считываются, это вступает в противоречии с тем, на что она обречена и что она предчувствует и понимает. В сцене, где они вдвоём, снятой в совершенно иной эстетике, чем весь фильм, они как огнём освещены. Что это за огонь – адский или всё-таки божественный, тот, что соединяет их души?
Фильм действительно неоднозначный и действительно сильный. И вопрос о том, насколько это близко к Гёте, в данном случае второстепенный. Хотя я абсолютно согласна – в титрах нужно было как-то сформулировать, что это – свободная философская фантазия…

Г. М.: У Сокурова все фильмы такие! Он везде ставит «по мотивам», нигде это ни в коем случае не экранизация; у него уже очень много фильмов по мотивам литературных произведений, и я в этом не вижу ничего страшного. В начале мы неслучайно дали фрагмент, где Сокуров говорит, что нет пределов человеческого падения, что современный человек уже зачастую не верит ни в Бога, ни даже в чёрта. И если он и верит в дьявола, то к дьяволу выстраивается очередь, это мы видим и в фильме. Настолько трагичен наш мир.

В. Г.: А разве у палки можно отломить один конец? Бог-то только потому и существует, что чёрт есть.

Г. М.: Так и получается, что функции дьявола берёт на себя человек. Он ставит себя выше Бога и чёрта и идёт дальше. Вопрос: хорошо это или плохо?

Н. Б.: Истина-то в том, что и Бог, и дьявол – в душе человека, и всё зависит от его выбора в данном случае. А выбор сделать очень сложно.

В. Г.: И всё-таки какая-то хаотичность в столкновении образов. Я люблю разгадывать ребусы, мне это очень нравится – искать смыслы. Но когда за чем-то абсолютно незначащим заставляют искать нечто, которого там нет, – вот это мне неинтересно.

Г. М.: Знаете, в произведениях искусства не всегда можно объяснить буквально какие-то вещи. Даже то, что говорили о Маргарите, как об образе абсолютно целомудренном и возвышенном – вот я, например, этого не вижу. Я вижу в ней столько всего!
К счастью, Сокуров ничему нас не учит, не проповедует. Он создает уникальные произведения киноискусства, которые дают нам возможность думать – и тем доставляют огромное удовольствие.
Ещё раз напомню высказывание кинорежиссера А. Германа: «Возможно, единственное, что останется от нашего времени, - это фильмы Сокурова».

Спасибо всем за внимание и за участие в обсуждении, в следующий раз мы с вами встречаемся 8 октября на просмотре фильма «Молох».

Рецензии

Официальный сайт А. Сокурова

Юрий Арабов. Фауст. Сценарий. "Искусство кино". №10

Видеоинтервью с А. Сокуровым о фильме «Фауст»: Фауст 14.01.13

Интервью с А. Сокуровым о фильме «Фауст»:
http://www.youtube.com/watch?v=qCkUhGNh2YM
http://www.youtube.com/watch?v=ZisIjjqduqI

Страницы ВКонтакте:
Александр Сокуров
Видео
Киноклуб в Герценке
Фауст


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика