Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/

Документальный фильм "А. Сокуров. Вопросы кино" и художественный фильм "Мать и сын"

13 мая 2013 г. в Киноклубе в Герценке в цикле «Фильмы А. Н. Сокурова» состоялись просмотр и обсуждение документального фильма «А. Сокуров. Вопросы кино» (Франция, 2008 г.) и художественного фильма «Мать и сын».

«Мать и сын». 1996 г.
Режиссер А. Сокуров
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор: Алексей Фeдоров
Звукооператор: Владимир Персов
Художник: Вера Зелинская
Монтажер: Леда Семенова
В ролях: Гудрун Гейер,
Алексей Ананишнов

В фильме использована музыка
Т. Альбинони, О. Нуссио, Г. Малера,
Ф. Шуберта, М. Глинки, народная музыка.

Г. К. Макарова, руководитель Киноклуба в Герценке: «Сегодня мы завершаем сезон в нашем – «Киноклубе в Герценке» - клубе любителей киноискусства.

С апреля 2012 года это 10-й киновечер в цикле «Фильмы Александра Сокурова».
За год мы посмотрели ранние шедевры: «Одинокий голос человека», «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения».

Была показана тетралогия фильмов о власти: «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст», состоялось два вечера неигрового кино Сокурова.

Всего Александр Николаевич Сокуров снял – 18 игровых, около 30 неигровых - документальных фильмов.

Сейчас он работает над документальной лентой о спасении Лувра во время 2 мировой войны.
Готовится к съемкам своей 50-й киноработы: пока известно только, что это будет художественный исторический фильм на итальянском языке.

Сокуров – кинопоэт, кинофилософ, на наших глазах создающий, развивающий новый вид искусства – искусство кино.

Чем же отличается искусство - от зрелища, массовой культуры? И в чем опасность, когда масскульт преобладает над искусством?

Об этом рассуждает А. Н. Сокуров в своей книге «В центре океана»:
«Большая часть режиссеров пытается создать на экране некое отражение реального мира, показать, «как в жизни бывает». Они погружаются в подробности окружающего человека социального мира, подробности социальных отношений – то есть говорят о том, что и без них каждому зрителю хорошо известно.
Да, приятно зрителю на экране увидеть все то, он и в жизни видел. И тем самым оказаться на одной ступеньке с автором произведения. Сговор между зрителем и автором порождает опаснейшее явление, которое называется «массовой культурой».
«Замена искусства аудиовизуальным товаром привела к беспримерному гиперболическому развития массовой культуры, парализующей всю духовную жизнь общества. Сведенная к быстропереваривариемой, неприхотливой пище, она опускает вкус потребителей до скотского уровня. Масскультура поглощает религию, искусство, не позволяет развиваться гражданскому обществу. В виде своего клона – телевидения – оно проникает всюду и действует на человека как разрушительный, оглушающий транквиллизатор. Расширение границ визуального воздействия – опасный инструмент. При определенных условиях он может нанести неизлечимые раны».

И ещё: «Эстетические впечатления в жизни во многом зависят от высокой культуры образца. От этого во многом зависит интуитивный выбор в поведении человека в самых важных жизненных ситуациях».

Известно, что искусство - это способ познания мира, человека, это всегда личное открытие – художника и зрителя, слушателя, читателя.

Искусство имеет космический масштаб, примиряет с несовершенством мира, учит любить, готовит к смерти. При этом художник создает свой, особый, часто совсем не похожий на реальность мир – в невероятной по мастерству художественной форме. Когда дух захватывает: как человек мог сотворить такое чудо?! Здесь нет места штампам, серости.

Всем этим критериям в высшей степени отвечают картины А. Н. Сокурова.

Обращаю ваше внимание на то, что мы выкладываем стенограммы и фотографии всех наших киновечеров на сайте нашей Библиотеки, а недавно оформили эти же материалы в печатном варианте - в виде альбома.

Там можно найти много интересного и полезного, увидеть, чем мы занимались в нашем клубе в течение этого года, почитать рецензии на фильмы.

Сегодня мы смотрим замечательную картину А. Н. Сокурова «Мать и сын» 1996 г., награжденную призами многих международных кинофестивалей, и фильм французского телевидения 2008 г. «А. Сокуров. Вопросы кино».

В этом видеоинтервью Александр Николаевич рассматривает большое количество вопросов не только языка, теории искусства кино, но и проблем философии, эстетики и психологии.

Г. Макарова: «Сокуров, как правило, не начинает работу над фильмом до тех пор, пока не найдет цветовое, колористическое изобразительное решение картины.

Если в фильме «Фауст» мы говорили о влиянии на творчество Сокурова работ старых немецких художников (Альбрехта Альтдорфера (16 века) и Карла Шпицвега. (1808–1885), то в работе над фильмом «Мать и сын» режиссеру «помог» Каспар Давид Фридрих (5 сентября 1774, Грейфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден) — тоже немецкий художник 19 века.
Фридрих - художник-пейзажист романтического направления. По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев,… но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов». Сейчас мы увидим наиболее известные полотна Фридриха, которые помогут и нам настроиться на восприятие фильма «Мать и сын».

Так в своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (Die Lebensstufen) Каспар Давид Фридрих изобразил человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии».



На экране демонстрируются репродукции картин Фридриха, звучит «Романс» Шуберта.

Г. Макарова: «Сокуров, который любит снимать уменьшенные макеты мест действия и создавать на экране причудливую игру масштабами, снимал в этой картине макет Дома, выстроенного в натуральную величину среди русского поля. А огромный карьер–чашу, по которому, как в недра земные, нисходит герой, снимали в Германии.

Искаженное, деформированное изображение, конечно, отражает эмоциональное состояние героев.

В фильме снимались непрофессиональные актеры.

В роли Сына — Алексей Ананишнов, знакомый нам как исполнитель главной роли в ф. «Дни затмения», мать — немка Гудрун Гейер .

В картине почти нет действия, мало слов. Это своего рода медитация. Фильм напрямую обращен к сердцу зрителя и, безусловно, каждый испытает, почувствует, вспомнит - что-то свое. Лента идет чуть больше часа».

После просмотра фильма «Мать и сын» состоялось обсуждение.

Зрители были под большим впечатлением от увиденного. Говорили о связи мотивов этой картины и предыдущей - «Дни затмения», о том, что на некоторых зрителей фильм произвел тяжелое впечатление; о том, что такая любовь сына к матери нечасто встречается в жизни, рассказывали о подобных ситуациях в их жизни.

Выражали сожаление по поводу того, что герой фильма, человек инфантильный, не имеющий своих интересов, чрезмерно привязанный к любимой матери, столкнулся с истинной трагедией в своей жизни.

Звучала мысль о том, что тема смерти - одна из главных тем в жизни каждого человека и в творчестве А. Сокурова. Вспоминали его мысль о том, что не будь искусства, приготовляющего человека к этому событию, нам, возможно, было бы не перенести смерть близкого человека.

Говорили, что в жизни, к счастью, очень много любящих, заботливых детей, которые в подобных ситуациях не оставляют родителей, до конца исполняют свой долг перед ними.

Была отмечена необыкновенная красота природы в фильме, связь душевного состояния героя и природы; говорили о том, что одна из главных тем фильма – тема чуда жизни во всех ее проявлениях и о том, что, к сожалению, часто многие, особенно молодые люди не замечают красок и звуков живой жизни вокруг себя. В то время как каждый фильм А. Н. Сокурова позволяет многое увидеть, почувствовать и осмыслить в нашей жизни, в том, что окружает каждого из нас.

Была высказана благодарность библиотеке за организацию и проведение просмотров в Киноклубе, а также надежда и пожелание продолжить показ фильмов Александра Николаевича Сокурова в следующем сезоне.

Номинации и награды
1997 — Специальный приз экуменического жюри, приз жюри C.I.C.A.E. (Берлинский кинофестиваль)
1997 — Приз жюри ФИПРЕССИ, приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, приз фирмы «Кодак» (Кинотавр)
1997 — Приз творческой поддержки имени Николая Овсянникова (актёр Алексей Ананишнов, оператор Алексей Фёдоров) (Санкт-Петербург)
1997 — Большой специальный приз жюри «Серебряный св. Георгий», приз Андрея Тарковского, приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, приз фирмы «Кодак» (оператор А. Фёдоров) (Московский кинофестиваль)
1997 — Гран-при «Приз Александра Петровича» (МКФ авторского кино в Белграде)
1998 — Номинация на премию «Золотой Овен» в категории «лучший сценарист» (Ю. Арабов)
1998 — Номинации на приз Киноакадемии «Ника» в категориях «лучшая операторская работа» (А. Фёдоров), «лучшая работа звукорежиссёра» (В. Персов) (создатели фильма сняли его с конкурса и не участвовали в церемонии вручения).

ССЫЛКИ:

Страницы сообществ вКонтакте:

Рецензии:

Телефон 76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика