Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

2009/2010/2011/2012/2013/2014/2015/2016/2017/2018/2019/2020/2021/2022/2023/2024/

11 февраля 2013 г. в «Киноклубе в Герценке» в цикле «Фильмы А. Сокурова» состоялся показ Программы неигрового кино.

Руководитель киноклуба Г. Макарова напомнила зрителям основные моменты биографии, рассказала об особенностях творчества режиссера А. Сокурова.
Затем был показан первый документальный фильм, снятый о нём в 1988 году.

«А. Сокуров и его фильмы», 1988

Были показаны также фильмы «Мария» и «Элегия из России».

МАРИЯ (1978–1988, 41 мин., ЛСДФ)

Автор сценария, режиссёр и оператор: Александр Сокуров
Оператор: Александр Буров
Художник: Сергей Дебижев
монтаж: Леда Семёнова
В фильме использована музыка А. Шнитке, М. Глинки, народная музыка

«Фильм «Мария» — реквием в память о русской крестьянке Марии Семёновне Войновой.

«Мария Семёновна всю жизнь выращивала лён. Возможно, что с её жизнью ушли важные крестьянские тайны работы в поле. Переданные ей в свое время по наследству приёмы агротехники в её семье подхватить некому. Сын трагически погиб, дочь не будет работать в поле, скорее всего она совсем уедет из села…
Фильм состоит из двух глав. Первая — цветное летнее впечатление о Марии Семёновне. Сенокос, купание в реке, работа на льняных полях, отпуск в Крыму, что бывает в жизни крестьянина (особенно летом) чрезвычайно редко — самые первые впечатления городского человека, кем и явился автор фильма. Задача — создать «впечатление», погрузить зрителя в пасторальную эмоцию.

Вторая часть — печальный «подарок» судьбы. Прошло девять лет. Эти годы принесли перемены. Не стало одних, появились на свет другие. Вторая глава — чёрно–белое изображение с рассказом о том, как завершилась судьба Марии Семёновны. Это грустное, элегическое повествование. Режиссёр намеривался дать панораму судьбы конкретного человека в конкретных условиях».

Александр Сокуров (из авторской аннотации)

Первая часть картины, сделанная до поступления во ВГИК, стала и дипломной работой Сокурова, которому начальство института не позволило защищать диплом фильмом «Одинокий голос человека», снятым вне всяких норм. Первую часть «Марии» Сокуров снимал сам ещё и как оператор.

Вторая часть — это поездка через девять лет уже ленинградского режиссёра Сокурова со съёмочной группой в ту же деревню под Горьким, где жила и задолго до старости закончила свою жизнь его героиня. Сокуров снимает финал трагедии, раскаты которой расслышал ещё в пасторали.

Элегия из России (1992, 68 мин, к/с «Ленфильм», ЛСДФ)

Автор сценария и режиссёр: Александр Сокуров
Оператор: Александр Буров
Звукооператор: Владимир Персов
Монтажёр: Леда Семёнова
В фильме использованы фотографии конца ХIX века, в том числе нижегородского фотографа М. Дмитриева, кинохроника времён I мировой войны.
Музыка П. Чайковского.

Документальность и лиризм — полярные составляющие кинематографического языка — равнозначимы и неразделимы в поэтике фильмов режиссёра Александра Сокурова. И в документальных, и в игровых его лентах объекты реальной жизни, давно или недавно запечатлённые на киноплёнке, включаются в свободную поэтическую композицию.

В «Элегии из России» А. Сокуров и его коллеги — оператор А. Буров, звукооператор В. Персов — сплетают художественную ткань картины без швов и узлов, словно из одной нити, достигая на своем пути нового итога — итога мировоззренческого.

Натуральность изображения и звука вырастает в художественный символ, а вся лента становится поэтическим документом. Документом, удостоверяющим эмоционально–историческую память каждого зрителя фильма.

После фильма состоялось обсуждение. Фильм «Мария» нашёл отклик в сердцах большинства зрителей.

К сожалению, не всё оказалось понятым в более трагической, философской картине «Элегия из России».
Во время обсуждения звучали высказывания о том, что состояние, настроение режиссёра Сокурова в фильме (и не только в этом) можно сравнить с глубокой печалью сына у постели тяжело больной, возможно, умирающей матери-России. Этим объясняется непривычный для многих зрителей стиль режиссёра, который пристально, подолгу вглядывается в дорогие его сердцу лица людей, картины русской природы, храмы, абсурдные игры взрослых мужчин в войну, страдания голодающих, нищих людей.
«Элегия из России» – это поэтическое и философское осмысление средствами киноязыка судьбы России и её обитателей.
Зрители выразили благодарность библиотеке за возможность знакомства с выдающимися произведениями киноискусства.

ССЫЛКИ:

Страницы сообществ вКонтакте:

Телефон для справок: 76-17-20


Поделитесь с друзьями



логотип библиотеки © Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена При использовании материалов, размещенных на этом web-сайте, ссылка на источник обязательна

E-mail: cpi@herzenlib.ru; Web-мастер:it@herzenlib.ru
Факс: (8332) 76-17-21; Телефон для справок: (8332) 76-17-33


Яндекс.Метрика