Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
Река на века: 160 лет назад началось судоходство на Вятке

Первый пароход прибыл в столицу губернии 11 мая 1855 года. Это был «Любимый» пермского купца Любимова, который вёз на буксире баржу — 30 тысяч пудов соли.

Ветераны Вятского речного пароходства и краеведы перелистали страницы истории на заседании клуба «Краеведческий четверг» в библиотеке им. Герцена.

Регулярное судоходство началось в начале 1860-х годов на пароходах «Вятка» и «Орлов», принадлежавших местным купцам. Ещё через шесть лет по Вятке ходили уже пять пароходов разного вида. Развитие судоходства повлекло за собой развитие торговли. На берегу продавали товары — от домашней утвари до журналов и книг. На пароходах же работали рестораны с отличной кухней — в городе такого не едали.

Вятский флот постепенно превращался в один из крупнейших в бассейне Камы. Жители Вятки очень гордились этим, а вид самих пароходов вызывал у них восторг. Между тем запустить речной транспорт на мелководной реке было сложно. То, что по местной реке возможно регулярное пассажирское движение, доказал подданный Великобритании Эдуард Гаке в 1873 г. Первый пассажирский пароход на Вятке принадлежал ему. Затем нашлись предприимчивые люди из своих, готовые вкладывать капиталы и идти на риск.

Хозяева реки

Самым успешным стал потомственный почётный гражданин города купец Тихон Филиппович Булычёв (1847 — 1929), основавший собственное пароходство. Он вёл дело со знанием конъюнктуры рынка, подбирал в помощники людей опытных и дальновидных, строил конторы в Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Москве.

К 1875 г. Булычёв стал крупнейшим судовладельцем города, «хозяином Вятки»: его флот насчитывал 19 пароходов и 50 несамоходных судов. Особенно Тихон Филиппович гордился двухпалубным пароходом «Орлов», по своим характеристикам опережавшим время на полвека, вмещавшем до 500 пассажиров и перевозившим грузы до 150 тонн.

Другой знаменитый купец — пароходчик — Яков Фомич Тырышкин (1839-1903). Он, в отличие от англомана Булычёва, был выходцем из крестьян, «мужиком», но благодаря коммерческой жилке, упорству и смекалке добился того, что и его суда бороздили Вятку, Каму, Волгу.

Служба в пароходстве считалась престижной: высокая зарплата, форма плюс акции предприятия. Острую борьбу купцы вели за пассажиров третьего класса. Чтобы завоевать самое многочисленное сословие, Тырышкин, например, придумал выдавать пассажиру- «третьекласснику» булку-копейку, а по праздникам — стопку водки.

В 1900 г. три пароходных «туза» (Булычёв, Тырышкин и торговый дом «Наследники коммерции советника Александрова») решили объединиться и создали флот из 38 пароходов и около сотни несамоходных судов. Мощное предприятие стало конкурентом железной дороги.

История купеческого судоходства завершилась в 1918-м, когда национализированный частный флот перешёл в руки Вятского речного пароходства.

Что дальше?

Река на протяжении почти всего XX века была важной транспортной артерией региона. В конце 1980-х в навигацию объёмы перевозки грузов по Вятке превышали 10 млн тонн, пассажиров — до 1,5 млн человек. Кроме того, порты Киров, Котельнич, Вятские Поляны, пристань Советск и др. обеспечивали строительные организации области песком, щебнем, известью, песчаногравийной смесью и пр.

По словам одной из бывших сотрудниц предприятия Валентины Трушковой. 60 лет из 150-летней истории пароходства пришлось на речников её поколения. В советское время была создана вся инфраструктура: соцкультбыт, стройорганизации, ПТУ, жильё, даже музей. Старые суда были заменены на современные.

Владимир Макаров, семь лет проработавший капитаном пассажирского теплохода в 1970-е, а затем — начальником отдела кадров, вспоминал, что в пароходстве трудились очень грамотные люди, знавшие речное дело «от» и «до», умевшие выходить из самых трудных ситуаций, брать на себя ответственность.

Но за расцветом в 1990-е последовал стремительный упадок. Переориентация на рыночную экономику нанесла удар по этой отрасли. Ветераны надеются, что всё-таки не смертельный.

В 2003 г. областной арбитражный суд признал Вятское речное пароходство банкротом...

Сегодня говорить о возрождении былого сложно, констатировали собравшиеся на «Краеведческом четверге», но перспективы есть, если заняться проблемами обмеления Вятки. Существует потребность в перевозках пассажиров на социально значимых линиях, возобновлении сплава деревообрабатывающими предприятиями с верхней Вятки, что частично разгрузило бы разбитые автомобильные дороги. А ещё можно развивать водный туризм.

Лариса Сотникова

Назад | На главную