Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
Встреча с Наталией Кривошеиной

В Кировской области Наталия Кривошеина первый и пока единственный доктор искусствоведения. Диссертацию со сложным названием «Храмовые декорации Вятки: иконографические программы и художественно-стилевые решения росписей» она защитила два года назад в Уральском федеральном университете. Кроме того, что Наталия Викторовна — единственный специалист по настенной церковной живописи нашего региона, она еще и автор 4 монографий и более 50 статей на эти темы, участник проекта по составлению «Свода памятников архитектуры и монументального искусства Кировской области». Церковными росписями и убранством, живописью интерьеров профессор занимается четверть века, с 1989 г.

Восемь лет подряд вместе со студентами кафедры технологии и дизайна ВятГУ Наталия Кривошеина выезжает в экспедиции по районом области, где исследует живопись храмов и собирает необходимый материал. Экспедиции, как бы трудно они ни складывались, всегда дают много полезных и важных сведений, и каждый раз проходят интересно, со своими сложностями и приключениями. Так за 8 лет были поездки в Кикнурский, Куменский, Котельнический, Кирово-Чепецкий, Зуевский, Подосиновский, Даровской, Лузский, Слободской, Яранский и др. районы. Студенты вместе с профессором преодолевали вятское бездорожье, жили в общежитиях, бывших склепах и районных гостиницах, теряли связь с внешним миром — сотовые в глуши не работали. В Лузском районе экспедиция заблудились в поисках церкви, местное население дорогу могло указать лишь приблизительно. При этом население пугало, что в округе водится много волков и медведей. В Нолинском районе одна женщина «успокоила»: «У нас волков нет, у нас одни медведи». Но как бы ни складывались обстоятельства, Наталия Викторовна вместе с такими же, как она, одержимыми студентами, обследовала более 160 памятников настенной церковной живописи Вятки. Исследователи упорно идут к цели.

На встрече в Герценке Наталия Викторовна рассказала о том, что Вятская церковная настенная роспись одновременно и типична, и специфична, условно принадлежит трем периодам: конец 18 в. (такие росписи осталась лишь в храмах северных районов области), 19 век (наиболее часто встречаемые росписи), конец 19 — нач. 20 в. Наталию Кривошеину нередко спрашивают: «Зачем тебе это надо — изучать местные росписи? Куда завлекательнее изучать искусство Древнего Египта, Индии». Профессор отвечает, что, во-первых, ей интересно и важно то, чем она занимается, во-вторых, если не будет заниматься она, то никто другой тоже не будет. Ведь внимание отечественного искусствознания к русской провинциальной архитектуре XIX в. почти не затронуло монументальную живопись, декорация храмовых интерьеров осталась «белым пятном» — вне поля зрения науки. Это привело к тому, что на грани полного исчезновения оказался целый пласт памятников настенной живописи, которая более подвержена утрате, нежели стены и своды.

К 1917 г. Вятская епархия имела 1571 церковь, в том числе 659 приходских храмов, 13 монастырей. Сейчас многие церкви в глубинке находятся в аварийном состоянии, разрушаются под воздействием времени, климатических условий, вандализма, неграмотной эксплуатации и т. д. Храмы мало выявить, зафиксировать, систематизировать, необходимо создать базу данных, провести историко-архивное исследование, атрибуцию, выделить наиболее значимые памятники, региональную специфику росписей интерьеров, установить имена художников, отдельных мастеров и т.д. Материалы необходимы не только для составления энциклопедического «Свода памятников истории и культуры Кировской области», но и для сохранения памяти, истории. Совсем не изучены храмы Тужинского, мало — Советского районов. В наименее исследованные места и планирует поехать Наталья Кривошеина летом 2015 г. Кроме того, она считает, что необходимо заняться интерьерами взорванного в 1937 г. Александро-Невского собора, которые реально воссоздать.

Отзывы к новости
Назад | На главную