Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
Презентация книги «Татарское купечество Вятки»

6 марта на заседании клуба «Краеведческий четверг» в библиотеке им. Герцена состоялась презентация книги «Татарское купечество Вятки» Азата Рафикова, преподавателя ВятГГУ, сотрудника центра регионоведения.

По теме «татарское купечество» автор защитил кандидатскую диссертацию, издал около 10 монографий, не раз выступал с ней на научно-практических конференциях. Национальным купечеством Азат Рафиков заинтересовался на последних курсах института, а когда изучал материалы в кировских архивах и библиотеке им. Герцена, понял, насколько татарское купечество — «не паханная целина». На презентации книги автор напомнил: «В Вятской губернии наряду с русским населением традиционно проживали удмурты, мордва, башкиры и другие народы. В юго-восточных уездах губернии, граничащих с Казанским краем (Елабужский, Малмыжский, Уржумский, Сарапульский) была высока численность татар, которых по данным переписи населения 1897 г. насчитывалось 125 тысяч. Среди татар встречались довольно крупные предприниматели, состоявшие в гильдейском купечестве уездных городов Вятско-Камского региона. Среди них выделялись малмыжские купцы-фабриканты Утямышевы, елабужские Заитовы, уржумские Тебековы и др. Многих из них отличали не только значительные коммерческие обороты, но и активная жизненная позиция, благотворительность». Автор обнаружил 25 фамилий татарских купцов, проживавших не только в юго-восточных уездах, но и в Нолинском, Слободском и др.

Азат Рафиков рассказал, что формирование капиталов состоятельного татарского купечества проходило по общераспространенной схеме. Начиная с мелкой лавочной торговли и последовательно увеличивая объемы товарооборота, предприниматели-татары концентрировали в своих руках крупные финансовые ресурсы. Купцы строили заводы, фабрики, занимались традиционным бумагопредильным, суконным, текстильным производством. Заитовы, например, хотели построить сахарный завод в Елабуге, но не успели — грянула революция. Купцы Массогутовы развили довольно редкий вид производства — мыловаренный в Елабужском уезде, имели крупные обороты капитала. Также эти люди строили дома, гостиницы, мечети, кое — где уцелевшие до наших дней.

При работе в органах местного самоуправления представители национальных деловых кругов зарекомендовали себя ответственными, дисциплинированными и активными людьми, пользовавшимися доверием и уважением со стороны коллег. Купцы-татары неоднократно избирались членами различных комиссий, присутствий и попечительств, активно участвовали в прениях гласных, предлагая рациональные решения многих проблем.

Значительный вклад в сохранение национальной культуры, религии и системы образования внесли елабужские, малмыжские и сарапульские предпринимателями: Заитовы, Утямышевы, Альмухаметовы, Хакимовы, Ра-фиковы и др. Таким образом, благотворительная деятельность татарского купечества способствовала сохранению и развитию национальной культуры, религии, образования мусульманского населения Вятской губернии.

После революции судьбы татарских купцов складывались, как правило, драматично — экспроприация, гонения, репрессии, ссылка. Потомка купца Заитова — Шамиля, проживающего в Казани, автор книги «Татарское купечество...» нашел лично. Представитель рода тоже занимается предпринимательством, интересуется своей родословной. Он же разыскал других потомков Заитовых, осевших с советских времен в Ташкенте.

В целом торгово-предпринимательская, общественная и благотворительная деятельность татарского купечества, заключил Азат Рафиков, способствовала экономическому укреплению, расширению начал местного самоуправления, сети образовательных и культурно-религиозных учреждений Вятской губернии. Обращение к историческому опыту его социальной и профессиональной жизни помогает установлению конструктивного диалога в рамках межэтнических отношений и в современный период.

После выступления Азата Миннегаязовича, состоялось обсуждение услышанного, автору было задано много вопросов.

Отзывы к новости
Назад | На главную