Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
Святки на Вятке

О святочных обрядах – архаичных и развлекательных, в том числе, собранных во время фольклорных экспедиций 1998-2005 гг. студентами ВятГГУ – рассказала выпускница МГУ Лилия Ткачук. Творческую поддержку ей оказывал Сергей Шмыков (он исполнил несколько колядок) и техническую – Антон Ткачук.

В своем обстоятельном докладе Лилия рассказала о том, что двенадцать дней с Рождества  до Крещения (7-19 января) называются Святками. Это время чрезвычайно насыщено разнообразными обрядами и ритуальными действиями. Святки на Руси (и вообще у славян) сопровождаются множеством обычаев, обрядов, поверий, примет, гаданий, в которых языческие мотивы тесно смешаны с христианскими. Так, практически все святочные гадания, игры, наряды и пр. относятся к языческим обрядам; к дохристианским же временам принадлежит обычай колядовать.

Святки (особенно вторая их половина, именуемая «нечистыми» днями) повсеместно считались временем разгула нечистой силы. Вероятно, эти поверья были связаны с представлением о святках как о границе, промежуточном периоде между старым и новым годом.


Считалось, что на святки души предков посещают свои дома, поэтому в это время готовится поминальная пища (обрядовый хлеб, кутья, блины).

Во многих местах верили, что на святки можно увидеть умершего последним члена семьи, ужинающего с живыми, если заглянуть в дом из сеней через дверную щель во время рождественского ужина. В это же время устраивались и проводы других сверхъестественных существ - нечистой силы.

Колядующие ходили по домам, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу. Если хозяева отказывались наградить ряженых, те могли прибегнуть даже к угрозам, обещая скупым людям неурожай и различные беды; если же угощение было щедрым, колядующие сулили хозяевам всяческие блага. В Святки было принято устраивать шумные веселые гульбища и игрища, собираться на посиделки, гадать; это время было порой забав и развлечений.

На заседании клуба были представлены видеоматериалы с различными святочными обрядами, дошедшими до наших дней, с масками, которые могли быть не только веселыми, милыми, но и зловещими, устрашающими. Заканчивались  Святки Иорданью — водосвятием на Крещение. Церковь запрещала во время Святок гадания и ряжения. Тем не менее, собранные во время фольклорных экспедиций материалы, свидетельствуют о сохранении языческих обрядов и на Вятке в том числе. Лилия Ткачук привела несколько мнений ученых, исследователей-фольклористов  об истоках древних ритуалов и обрядов, ответила на вопросы слушателей. Ее лекция заинтересовала всех участников первого в этом году «краеведческого четверга», собравшего много молодежи.


Отзывы к новости
Назад | На главную