Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
Обсуждение книги В. А. Поздеева «Семинаристы в русской литературе XIX – начала XX в.»

29 марта в лекционном зале прошла встреча с доктором филологических наук, профессором ВятГГУ Вячеславом Алексеевичем Поздеевым. Поводом стал выход новой книги Вячеслава Алексеевича – «Семинаристы в русской литературе XIX – начала XX в.» (Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011).

Несмотря на то, что в библиотеке в это самое время проходило ещё два других мероприятия, собралось почти три десятка человек. Это были студенты и аспиранты ВятГГУ, студенты Вятского духовного училища, краеведы, учёные, сотрудники библиотеки, журналисты.

Вёл собрание кандидат исторических наук Владимир Анатольевич Коршунков.

Он начал с представления другой книги Вячеслава Алексеевича, которая тоже вышла совсем недавно: «Свободный кругозор (статьи о вятской литературе)» (Киров: Киров. обл. отд-ние Союза писателей России, 2011. Сер. «Народная библиотека»). Затем ведущий припомнил, как он несколько недель назад встретил на улице Вячеслава Алексеевича (с которым давно знаком) и как тот подарил ему свою только что напечатанную книгу о семинаристах. Коршунков уверял, что ему (как, наверняка, и многим другим) очень интересна эта тематика. И ещё заявил: мол, ему сразу весьма приглянулось оформление книги. На чёрной, под грифельную доску, обложке, – сделанные белым зарисовки, тексты семинаристских песенок, латинские строки (начало «Энеиды» Вергилия) и грамматическое упражнение из латыни (спряжение глаголов с исправленными учителем ошибками), а ниже выставлена оценка «s. b.», что означает: «satis bene», то есть что-то вроде «в целом, неплохо».

Затем сам автор подробно рассказывал о содержании книги (которую далеко не все присутствовавшие смогли уже прочесть), помогая себе видеопоказом отдельных её страниц на экране. Кстати, книга издана как монография, однако Вячеслав Алексеевич сразу заметил, что писал-то он её, скорее, как учебное пособие к спецкурсу.

Студентки ВятГГУ Анастасия Александрова и Ольга Колупаева читали некоторые шуточные тексты из приложения к книге, где опубликованы архивные документы – песни и стихи вятских семинаристов из их рукописных журналов эпохи Первой русской революции.

 

Потом были вопросы к автору и выступления собравшихся. Первой была директор библиотеки Надежда Павловна Гурьянова. Она (как и почти все, кто говорил после) начала с поздравлений в связи с выходом в свет книги на столь важную тему. И далее она выразила сожаление, что автор не использовал публиковавшиеся в издаваемом библиотекой альманахе «Герценка: вятские записки» интересные воспоминания учившегося в Вятской семинарии профессора-филолога Ивана Яковлевича Порфирьева (1823–1890).

Свои впечатления и соображения высказывали краеведы Борис Семёнович Кирьяков и Олег Николаевич Виноградов, историк, сотрудник ГАСПИ КО Владимир Сергеевич Жаравин, кандидат исторических наук Артемий Владимирович Маркелов и другие.

В конце концов, зашёл разговор и о том, насколько показательны созданные во время Первой русской революции произведения семинаристов для характеристики духовного сословия (или хотя бы для характеристики той молодёжи, из среды которой выходили священники). Опубликованные в книге стишки и песенки извлечены автором только из хранящихся в ГАСПИ КО рукописных журналов (документы ГАКО не привлекались, хотя там явно есть немало интересного о повседневной жизни, быте и творчестве семинаристов). В ГАСПИ КО они попали как свидетельства «революционных настроений» вятской молодёжи. А ведь семинаристы тогда подняли прямо-таки бунт, так что стоит ли сейчас сочувствовать им в этаких свободолюбивых порывах?..

В завершении собрания В. А. Коршунков, присмотревшись к понравившейся ему обложке этой книги, объявил, что учитель, который исправлял ученическое упражнение, был человек, пожалуй, излишне строгий (молодой преподаватель, наверное; молодые – они обычно такими и бывают!). Ведь учитель заметно снизил оценку всего только за две ошибки. И притом сам ошибся!.. Конечно, семинарист, написав латинский глагол «scribo» в форме второго лица единственного числа вот так – «scribit», был не прав. Надо так: «scribis». Коршунков же, вглядевшись в сделанное учителем исправление, различил там неправильное «scribEs»!

СКАЗАНО НА ЗАСЕДАНИИ

В. А. Поздеев:
У меня была задумка собрать также творчество семинаристов XX и XXI века, но всё как-то руки не доходили...

В. А. Коршунков:
Вообще-то эти стихи, помещённые в приложении, надо декламировать мужскими голосами, желательно – хриплыми.

В. С. Жаравин:
Хранящиеся в нашем архиве журналы семинаристов рассматривались прежде как отражение революционных настроений, а теперь – как отражение фольклора, творчества семинаристов.

А. В. Маркелов:
Нужно поздравить Вячеслава Алексеевича с выходом книги. Всегда важно, когда по определённой тематике автор собирает материал под одной обложкой, и этот материал не надо искать в многочисленных источниках. В книге богатая библиография, её можно использовать самому, использовать на занятиях, рекомендовать студентам и исследователям, что и буду обязательно делать.

Вместе с тем в первых главах семинарская жизнь предстаёт перед читателем очень мрачной, даже безысходной. Но ведь это не так. Соглашусь с Надеждой Павловной Гурьяновой: в книге, например, обязательно надо было использовать не так давно опубликованные воспоминания о вятской семинарии известного ученого, вятского уроженца И. Я. Порфирьева. У него тоже была непростая жизнь, первый семинарский год он проболел и едва не потерял ногу. Но в воспоминаниях очень много интересных фактов, теплых слов о преподавателях, например, о протоиерее Герасиме Никитникове. В результате именно в вятской семинарии сформировались интересы Порфирьева как учёного.

Были в семинарии и другие известные преподаватели и выпускники. Мне кажется, всё зависит от отношения студента к окружающей жизни – если он хочет получить максимум от студенческих лет, он получит, если нет, то утопит их в рюмке. И неважно, где он учится, в университете или семинарии.
На мой взгляд, главную ценность представляет глава, где идёт речь о семинарских журналах начала ХХ века. Здесь собраны и сами тексты, и рисунки. Но не стоит делать из авторов этих журналов неких безвинных жертв, чье свободолюбивое мнение было задавлено косным начальством. На самом деле часть семинаристов устроила открытый бунт, когда били окна ректору и творили прочие мерзости, открыто призывали – в том числе на страницах цитируемых журналов – к свержению существующего строя.

Кстати, здесь возникает интересный вопрос: почему часто известна именно эта, радикальная, сторона семинарской жизни? В том числе потому, что те, кто исповедовал оппозиционные настроения, выражали их в журналах, а кто поддерживал государственную и церковную власть, подобную активность не проявлял. Поэтому, пользуясь тем, что на сегодняшней презентации присутствуют воспитанники современного Вятского духовного училища, обращаюсь к ним: ведите дневники, выпускайте журналы и газеты, чтобы спустя время у профессора Поздеева был материал для работы о семинаристах уже XXI века.

Не все, кто читал книгу и был готов высказаться, успели это сделать на самом заседании, потому предоставляем здесь эту возможность одной из участниц:

СКАЗАНО ПОСЛЕ ЗАСЕДАНИЯ

Екатерина Ивановна Горбушина, аспирантка ВятГГУ:
Эта монография помогает разобраться в менталитете самого закрытого сословия России. Сословия, которое всегда было загадкой для окружающих. Работа Вячеслава Алексеевича вносит вклад в написание социальной истории России, которая в нашей стране пока недостаточно разработана.

 

Отзывы к новости
Назад | На главную