Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

21 января 2021 года

в литературном клубе «Зелёная лампа» состоится лекция на тему:

Московский концептуализм. 

Между текстом и образом


Группа «Коллективные действия». Акция «Лозунг-1977». 1977 год

ЛЕКТОР – ДАРЬЯ ТКАЧЁВА
сотрудник Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина,
руководитель КЦ «Пятый этаж»

«Текст входит в визуальные практики искусства ещё в начале ХХ века. Включение слова, текста в картины, коллажи, объекты заявляло их значимость как самостоятельного образа.
Московский концептуализм, следуя в целом международной традиции, всё же опирался на литературные основы отечественной культуры. Роль текста и слова в описании советской действительности была столь велика, что художники, описывая и критикуя эту действительность, не могли не обращаться к ним. О том, как происходил этот диалог между текстом и визуальным образом в практике Московского концептуализма, мы и поговорим на лекции».

Начало в 18.00

Конференц-зал (новое здание, 3 этаж)


МЕРОПРИЯТИЕ ВКОНТАКТЕ:

«Московский концептуализм: между текстом и образом»


ЧТО ТАКОЕ «КОНЦЕПТУАЛИЗМ» И «МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ»:
Концептуализм – направление в искусстве и литературе, которое сформировалась после Второй мировой войны. Огромную роль в его зарождении сыграло творчество Марселя Дюшана, ещё в 1910-х годах он начал использовать готовые вещи в виде провокационных произведений искусства. В 1917 году он представил на выставке обычный писсуар и назвал эту работу «Фонтан». Принято считать, что это первая «концептуальная» работа.


Марсель Дюшан. Фонтан. 1917 год

Само понятие концептуализма появилось только во второй половине 1960-х годов, когда художники и теоретики заговорили о том, что идея, или концепция, в искусстве важна не меньше, чем традицион­ные художественные средства. Особенно концептуа­листов интересовало, как устроены язык и речь, почему слова значат то, что значат, и какова природа человеческой коммуникации.
Термин «Концептуальное искусство» (Conceptual Art) впервые применил американец Генри Флинт в одноименной философской работе 1961 года. Но настоящим основоположником концептуализма принято считать Джозефа Кошута, в 1965 году он создал программную работу «Один и три стула» – инсталляцию, которая состояла из собственно стула, фотографии этого стула и словарной статьи с определением слова «стул». В программном эссе «Искусство после философии» Кошут заявил, что традиционному искусству, собственно модернистскому искусству, приходит конец и художники должны не производить, а изучать его природу.


Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965 год

Московский концептуализм – направление, возникшее в неофициальном искусстве СССР в начале 1970-х годов, другое его название – «Московская концептуальная школа».

Впервые словосочетание «московский концептуализм» появилось в 1979 году в статье философа Бориса Гройса. Статья была напечатана в парижском журнале «А–Я» и называлась «Московский романтический концептуализм».

Московский концептуализм – очень широкое движение, к которому относятся разные авторы и практики. Это поэзия Дмитрия Александровича Приго­ва, акции и перформансы Андрея Монастырского и  группы «Коллективные действия», живопись Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Эрика Булатова, романы Владимира Сорокина, поэзия Всеволода Некрасова, Тимура Кибирова, Льва Рубинштейна, соц-арт Михаила Сухотина, работы Виталия Комара и Александра Меламида, проза и живопись группы «Инспекция „Медицинская герменев­тика“», песни и хэппенинги Егора Летова и группы «Гражданская оборона».

Особенностью московского концептуализма является его опора на литературную основу отечественной культуры. Слово и текст лежат в основе большинства произведений, созданных в рамках этого движения. Московские  концептуалисты во многом оказались наследниками обэриутов, которые культивировали гротеск, алогизм, обыгрывая абсурдность ситуаций, форм и слов.

Одно из первых произведений российского концептуализма – «Ответы экспериментальной группы» Ильи Кабакова. Оно выглядит как картина, но вместо изображения на ней представлены обрывки бытовых текстов с подписями говорящих, складывающиеся в абсурдное многоголосое целое.


Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970–1971 годы


ЧТО ЧИТАТЬ О МОСКОВСКОМ КОНЦЕПТУАЛИЗМЕ:

  • Агамов-Тупицын, В. Круг общения: [эссе, выдержки из интервью, фрагменты переписки]. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2013. – 287 с. *
  • Алексеев, Н. Ряды памяти: [воспоминания]. – М. : Новое литературное обозрение, 2008. – 511 с. – (Очерки визуальности) *
  • Альберт, Ю. Что я видел. – М : Новое литературное обозрение, 2011. – 265. – (Очерки визуальности). *
  • Бакштейн, И. О московском концептуализме // Бакштейн, И. Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве. – М : Новое литературное обозрение, 2011. – (Очерки визуальности). –С. 59–340. *
  • Бобринская, Е.А. Концептуализм. – М. : ГАЛАРТ, 1994. – 216 с. *
  • Богданова, О.В. Концептуалист писатель и художник Владимир Сорокин: учеб.-метод. пособие. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2005. – 66 с. *
  • Васильев, И. Концептуализм и соц-арт //  Васильев, И. Русский поэтический авангард. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2000. – С. 233 – 262. *
  • Гройс, Б., Кабаков, И. Диалоги (1990–1994). – М. : Ад Маргинем Пресс, 1999, 192 с.
  • Гройс, Б. Статьи об Илье Кабакове. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2016. – 136 с. *
  • Деготь, Е. Андрей Монастырский. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. – 68 с. – (Серия «Имена») *
  • Деготь, Е. Дмитрий Александрович Пригов. – М. : Ад Маргинем, 2014. – 56 с. – (Серия «Имена») *
  • Кабаков, И. Концептуализм в России // Театр. – 1990. – № 4. – С. 67 – 70. *
  • Кабаков, И. 60-е – 70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве. – М. : Новое литературное обозрение, 2008. – 368 с. *
  • Кизевальтер, Г. Перформанс и группа «Коллективные действия» // Театр. – 1990. – № 4. – С. 71 –76. *
  • Концептуальное искусство: опыт поколения сорокалетних // Театр. – 1990. – № 4. – С. 63–85. *
  • Монастырский А., Панитков Н., Алексеев Н., Макаревич И., Елагина Е., Кизевальтер Г., Ромашко С., Хэнсген С. (Группа «Коллективные действия»). Поездки за город. – М. : Ad Marginem, 1998. – 784 с.
  • Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007): сборник статей и материалов / Под ред. Е. Добренко и др. – М. : Новое литературное обозрение, 2010. – 784 с. *
  • Поэты-концептуалисты: Избранное. Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. – М. : МК-Периодика, 2002. – 320 с.
  • Пригов, Д. А. Собрание сочинений в 5 томах. – М. : Новое литературное обозрение, 2013 – 2019.*
  • Пригов, Д. А. Советские тексты. – СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 1997. – 271 с. *
  • Пригов и концептуализм: сборник статей. – М. : Новое литературное обозрение, 2014. – 336 с. *
  • Рубинштейн, Л. Домашнее музицирование. – М. : Новое литературное обозрение, 2000. – 440 с. *
  • Рубинштейн, Л. Четыре текста из Большой картотеки: стихи. – М. : Время, 2011. *
  • Сорокин, В. Собрание сочинений в 3 томах. – М. : Ад Маргинем, 2002. *
  • Сухотин, М. Центоны и маргиналии. – М. : Новое литературное обозрение, 2001. – 147 с. *
  • Тупицын, В. Глазное яблоко раздора: беседа с Ильёй Кабаковым. – М. : Новое литературное обозрение, 2006. – 228 с. *
  • Тупицын, В. «Другое» искусства: Беседы с художниками, критиками, философами: 1980-1995 гг. – М. : Ad Marginem, 1997. – 348 с. *
  • Тупицын, М. Эрик Булатов. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. – 60 с. – (Серия «Имена») *
  • Холмогорова, О. В. Соц-арт: (Альбом). – М. : Галарт, 1994. – 160 с. *
  • Эрик Булатов. Олег Васильев. Эдуард Гороховский. Илья Кабаков. Иван Чуйков: Живопись. Графика : Каталог / [Сост. Е. А. Лисенкова]. – М. : Моск. орг. Союза художников РСФСР, 1989. – 46 с. *
  • «Это просто буквы на бумаге…». Владимир Сорокин: после литературы / Ред.-сост. Е. Добренко и др. – М. : Новое литературное обозрение, 2018. – 712 с. *
  • Ямпольский М. Б. Пригов: очерки художественного номинализма. – М. : Новое литературное обозрение, 2015. – 296 с. *

* – книга есть в Герценке.

ВИДЕО:

«Концептуализм и история современного русского искусства». Лекция Марии Мороз

Московский романтический концептуализм. Лекция Натальи Смолянской на сайте ПостНаука

Концептуализм и соц-арт. Лекция Кирилла Светлякова, научного сотрудника Третьяковской галереи

«Московская школа концептуализма». Лекция Саши Обуховой

Концептуализм под вопросом. Лекция Михаила Ямпольского

Что такое концептуальное искусство? Лекция Эрика Булатова

Московский концептуализм и Илья Кабаков. Лекция искусствоведа Натальи Михайловской

Андрей Монастырский в проекте «Современники». Интервью

Московский концептуализм 70-х. Литературный вечер Льва Рубинштейна

Документальный сериал «Художник говорит». Проект Третьяковской галереи совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина и Arzamas:

  1. ЭРИК БУЛАТОВ
  1. ЛЕОНИД СОКОВ
  1. ИГОРЬ ШЕЛКОВСКИЙ
  1. ИГОРЬ МАКАРЕВИЧ
  1. ВИКТОР ПИВОВАРОВ
Назад | На главную

џндекс.Њетрика


Поделитесь с друзьями