Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

29 ноября 2019 года

в литературном клубе «Зелёная лампа»

ЛЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА

Галины Юзефович

«Как поживает русская литература?
Проблемы, тенденции, новые имена»


Галина Юзефович (Фото Ольга Паволга)

Начало в 17.30

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ (новое здание, 3 этаж)


ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ — литературный критик, книжный обозреватель, преподаватель. Родилась 16 августа 1975 года в Перми, в семье писателей Леонида Юзефовича и Анны Бердичевской. В 1999 году окончила классическое отделение историко-филологического факультета РГГУ.

Первые литературные обзоры и рецензии появились в печати в 1999 году. Публиковалась в «Ex Libris НГ», сетевой газете «Вести.Ру», «Ведомостях», «Огоньке», «Эксперте», «Итогах», «Знамени», «Октябре».

С 2014 года работает книжным обозревателем интернет-издания Meduza, где публикует еженедельные обзоры новинок современной прозы и аналитические статьи, посвящённые литературной жизни и книжному бизнесу. С октября 2018 вместе с переводчиком Анастасией Завозовой ведёт на Meduzа еженедельный подкаст «Книжный базар». https://meduza.io/podcasts/knizhnyy-bazar

Член жюри литературных премий «Национальный бестселлер» (2002, 2003) и «НОС» (2013).

Преподаёт в качестве приглашённого профессора в «Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ», а также в Московской школе управления Сколково / SKOLKOVO — Moscow School of Management.
Руководит мастерской литературной критики в Creative Writing School.

Автор книг:

Книги посвящены героям и событиям современного литературного процесса; в них опубликованы рецензии на произведения российских и зарубежных авторов, а также интервью с писателями.

https://sun9-9.userapi.com/c853420/v853420476/162082/1SO2gtQxmxA.jpg

https://sun9-45.userapi.com/c853420/v853420476/162079/gYm15TpqdZ8.jpg

МЕРОПРИЯТИЕ ВКОНТАКТЕ:

Лекция литературного критика Галины Юзефович «Как поживает русская литература? Проблемы, тенденции, новые имена». Литературный клуб «Зелёная лампа». 29.11.2019.


ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

«Я, как не без иронии написала когда-то обо мне Наталья Борисовна Иванова, “органически литературоцентрична”. Лет с двенадцати чтение книг, размышления о книгах и разговоры о них же составляют основное содержание моей жизни, понемногу вытеснив на периферию все прочие занятия. И странно было бы, если бы подобная увлечённость (чтоб не сказать одержимость) рано или поздно не переросла во что-то профессиональное. Словом, не то чтобы меня что-то взяло и привело в критику, — скорее уж всё получилось как в сказке: заснула в постели, проснулась — а вокруг критика.

Моя единственная задача, перефразируя слова Дональда Трампа, состоит в том, чтобы make reading great again. Для того, чтобы функционировать нормально, мне жизненно необходимы новые книги, новые мысли о книгах, новые собеседники. Я — извините за пафос — хочу жить в мире, где все что-то пишут, читают, про это спорят и разговаривают. Я отлично знаю, что в одни (да и в двадцать одни) руки такая задача не решается, но это же не значит, что можно совсем ничего не делать. Вот поэтому сегодня я пытаюсь одновременно работать положительным образом читателя, бродячим проповедником и чир-лидером при литературе, а ещё — в свободное от всего этого время — собственно читать и писать о прочитанном. Что же до аудитории, то мой многолетний опыт преподавания показывает: нельзя эффективно коммуницировать с человеком, с которым ты не можешь себя проассоциировать и который, соответственно, не способен соотнести с тобой себя. Иными словами, я пишу (а также пляшу, пою и бью в бубен) для людей, похожих на меня, но, возможно, чуть менее органически литературоцентричных».
(Критика: последний призыв: круглый стол // Знамя. — 2019. — № 1.)

***
«Я не разделяю алармистских прогнозов о неизбежном упадке культуры, но одно я вижу вполне ясно: пространство человеческого внимания сжимается.
...Время, после которого тебя всё равно перестанут слушать, как бы интересно, красноречиво и умно ты ни говорил, уменьшается с каждым годом. А это значит, что в тот короткий промежуток, на протяжении которого ты способен удерживать внимание читателя или слушателя, ты должен говорить о самом важном лично для тебя. И я поняла, что для меня самым важным является любовь. Умная, отрефлексированная, системная неприязнь — сложное чувство, оно мне плохо дается, а вот любить, восхищаться и очаровываться я умею хорошо.
...Как всякому человеку, мне очень приятно, когда мне говорят или пишут “спасибо, ваши рекомендации мне очень помогают, наши вкусы так близки, что я всегда могу полагаться на ваше суждение”. Но с годами я научилась ничуть не меньше ценить и обратное — “вы ничего не понимаете в литературе, если вы что-то хвалите, значит, мне точно не понравится”. И то, и другое свидетельствует об одном: мое гудение на одной (ну, более-менее) ноте приносит пользу, оно ориентирует читателя в пространстве и помогает ему протоптать собственные тропинки в безграничном массиве новых книг, используя мою скромную персону в качестве азимута. И если эти тропинки не совпадают с моими, но тоже приводят к объектам, достойным восхищения и любви, — я чувствую, что пишу свои тексты не напрасно».
(Из предисловия к книге «Удивительные приключения рыбы-лоцмана»)



Галина Юзефович (фото Ольга Паволга)


ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ. КНИЖНЫЕ ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ:

***


ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ. ИНТЕРВЬЮ:


О ГАЛИНЕ ЮЗЕФОВИЧ:


Галина Юзефович в фотопроекте Ольги Паволги

Ольга Паволга, фотограф:
«Галина Юзефович для меня всегда голос разума, спокойный и точный. Большую часть книг, о которых она пишет, я никогда не прочитаю, но мне в ее рецензиях часто важны вообще не книги, а еще раз увидеть ход мысли, почувствовать интонации, побыть кем-то сильным и добрым. Утром бежала в хозяйственный за дверным глазком (ну потому что книжка похожа на дверь) и на упаковке прочитала: “это устройство, с помощью которого, не открывая входную дверь, можно визуально контролировать пространство непосредственно за дверью”. Галина Юзефович — кто-то, кто дает нам такую возможность, и этот кто-то — совершенно светящаяся красавица». ⠀
Отсюда


ВИДЕО:

Про «Щегла», цензуру, Собчак и Толстого, которого можно не читать. Галина Юзефович в программе «Хабаровск. Крупный план». 18.10.2019.

«Плоский культурный мир: распад канона и новая роль критики». Открытая лекция Галины Юзефович в Российской экономической школе. 27.11.2019.

Галина Юзефович в проекте Евгении Власенко «Книгагид». 19.04.2019.

Галина Юзефович в интеллектуальном клубе «Химия слова». Лекция «Книжные списки». 2.02.2019.

Галина Юзефович о литературных бестселлерах и книжных списках. Проект Pioner Talks. 13.01.2019.

Галина Юзефович в программе. Книжный чел. 29.11.2018.

Галина Юзефович в программе «Пора домой» на радио Маяк. 23.07.2018.

Лекция Галины Юзефович об «Истории моего современника» В. Г. Короленко. 18.04.2018.

Чем критик может помочь писателю. Галина Юзефович в гостях у Сценарной мастерской Александра Молчанова. 26.03.2018.

Как и зачем критикуют книги? Галина Юзефович в программе «Хабаровск. Крупный план». 13.02.2018.

«Литература и критика». Диалог Анны Наринской и Галины Юзефович в проекте «Открытая библиотека». 9.09.2017.


***
В Вятку Галина Юзефович приезжает по приглашению «Театра на Спасской» и областной научной библиотеки имени А. И. Герцена.

28 ноября в «Театре на Спасской» в рамках проекта «Лекции на лестнице» Галина Юзефович прочитает ещё одну лекцию — «Хронограф нашего времени: Виктор Пелевин как символ актуальности». Начало в 19.00

Назад | На главную

џндекс.Њетрика


Поделитесь с друзьями