Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

21 ноября 2019 года

в литературном клубе «Зелёная лампа» состоится заседание

Мир фантазий  Микалоюса Константинаса Чюрлёниса

(Живопись, музыка, поэзия)

Микалоюс Чюрленис
Микалоюс Чюрленис:
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты...».


ВЕДУЩИЙ — ПРОФЕССОР ВЯТГУ, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

АНАТОЛИЙ ЕВДОКИМОВИЧ АНУФРИЕВ

Начало в 18.00

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ (новое здание, 1 этаж)

МЕРОПРИЯТИЕ ВКОНТАКТЕ


МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЁНИС (1875–1911) — литовский художник, композитор, поэт, философ. Родоначальник профессиональной литовской музыки. Родился 10 (22) сентября 1875 года в г. Ораны (Варена) Виленской губернии, в семье приходского органиста. Кроме Микалоюса в семье было ещё 8 младших братьев и сестёр. Детство будущего художника прошло в Друскининкае, где четыре года он занимался в музыкальной школе князя Михаила Огинского, а позднее, благодаря финансовой поддержке князя, поступил в Варшавский музыкальный институт. Его дипломная работа — симфоническая поэма «В лесу» — стала первым литовским симфоническим произведением. Затем два года Микалоюс Чюрлёнис обучался музыке в Лейпцигской консерватории, где он начал рисовать.

После возвращения в Варшаву учился в школе изящных искусств, увлекался астрономией, космологией, философией. В это же время работал над живописными циклами «Знаки Зодиака» и «Сотворение мира».

Одна из самых его известных работ этого периода — картина «Покой»: «на фоне золотистого заката видны причудливые очертания то ли острова с огоньками рыбацких костров, то ли гигантского морского чудовища, которое, засыпая, чуть приоткрыло горящие глаза, чтобы проводить заходящее солнце».

М. Чюрлёнис. «Покой»
М. Чюрлёнис. «Покой»

Картина написана под впечатлением от острова, который лежит рядом с Друскининкаем на Немане. Он носит романтическое название — «Остров любви».

***
Любовь — это восход солнца,
Полдень долгий и жаркий,
вечер тихий и чудный.
А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.

В 1907 году Чюрлёнис переезжает в Вильне (Вильнюс), где руководит хором, составляет сборник литовских песен, пишет статьи, в которых излагает свои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и пианист.

В Вильнюсе он знакомится с молодой писательницей Софией Кимантайте, которая в 1909 году становится его женой и музой.

Микалоюс Чюрленис с женой Софией Кимантайте
Микалоюс Чюрленис с женой Софией Кимантайте

Осенью 1908 года Чюрлёнис был приглашён Сергеем Маковским в Петербург для участия в выставке «Салон», после чего он входит в круг художников, позднее создавших объединение «Мир искусства». В следующем году на выставке этого объединения были выставлены 125 картин художника. В Петербурге также устраивают концерты Чюрлёниса, где исполняются его фортепьянные произведения.

В конце декабря 1909 года напряженная творческая работа и постоянный недостаток средств подорвали здоровье Чюрлениса. В январе 1910 года он вместе с женой возвращается в Друскининкай. 30 мая 1910 года в семье художника родилась дочь Дануте. Весной 1911 года состояние здоровья Чюрлёниса ухудшилось, он был помещён в психиатрическую клинику «Красный Двор» в варшавском пригороде Пустельники. Во время одной из прогулок он простудился и 10 апреля 1911 года умер от воспаления лёгких.

За короткую жизнь Микалоюс Чюрленис создал более 300 картин и 250 музыкальных произведений. Он писал стихи и прозу, занимался публицистикой и фотографией, увлекался астрономией, астрологией, изучал древние языки. Его живописные работы построены по музыкальным канонам, это уникальный и завораживающий сплав музыки и живописи.

Многие произведения художника утрачены, часть работ находятся в Каунасском художественном музее имени М. Чюрлёниса, а также в музеях Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга. Несколько работ — в частных коллекциях.

Поклонниками творчества М. Чюрлёниса были М. Горький, Р. Роллан, А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Рерих, А. Скрябин, И. Стравинский.


О МИКАЛОЮСЕ ЧЮРЛЁНИСЕ:

Михаил Казиник. Программа «Ad Libitum, или В свободном полёте».
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Ч.1.

Михаил Казиник. Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Ч. 2.

М.В. Добужинский, художник:
«... Его фантазия, все то, что скрывалось за его музыкальными “программами”, умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства». Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. И не только художники. В 1929 году М. Горький в одной из своих бесед, в которой были затронуты проблемы искусства, говорил: «А где же мечта? Мечта где? Фантазия где — я спрашиваю? Почему у нас Чюрленисов нет?».

Р. Роллан, писатель:
«Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис. Меня поражает одна композиционная черта его картин: вид бескрайних далей, открывающийся не то с какой-то башни, не то с очень высокой стены. Не могу понять, откуда мог он черпать эти впечатления в таком краю, как ваш, в котором, насколько я знаю, вряд ли могут оказаться такие мотивы? Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе».

Эдуард Межелайтис, поэт:
" Чюрленис — это всё вместе: и музыка, и краски, и поэзия. Он жил там, где мы еще не скоро сможем жить, и у него было другое, чем у нас, ощущение пространства и времени. Чюрленис обладал атавистической памятью человечества.
... если правда, что благодаря пылающему горячечному мозгу гениев народы и времена прозревают свое будущее и тогда рвутся к нему, то Чюрленис был для своего народа именно таким художником, был предтечей, возвещенным из грядущей космической эры«.

Константин Паустовский, писатель:
«Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звездное небо, как это делал Чюрленис в серии своих картин “Знаки Зодиака”».

Феликс Розинер, искусствовед:
«..Его прелюды, фуги, сонаты, это некий оригинальный, созданный Чюрленисом жанр. И это тот основной его вклад в искусство, что дает нам право считать Чюрлениса не только провозвестником, но и открывателем в искусстве путей и возможностей, прежде скрытых и никем до него не реализованных.

...В работах Чюрленис действительно сделал поразительную попытку вывести свое искусство едва ли не за его собственные пределы, куда-то за границы и живописи и музыки в глубины самого неоформленного представления мышления о мире-космосе, о существующей вне нашей планеты и вне нашего времени Вселенной».


КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ:

  • Vaitkūnas, Gytis. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis : [Альбом]. — Dresden : VEB Verlag der Kunst Dresden, 1975. — 277 с.
  • Бальчюнене, Г. И. М. К. Чюрлёнис : (к 100-летию со дня рождения). — М. : Знание, 1975. — 16 с.
  • Белякова, А. Сотканные из облаков сказки : [судьба и творчество М. Чюрлёниса] // Студенческий меридиан. — 2001. — № 8. — С. 56 — 62.
  • Воронова, О. Чюрлёнис. «Отчизна милая, Литва...» // С веком наравне : рассказы о картинах. Т. 2. / сост. В.И. Порудоминский. — 2-е изд., испр. — М. : Молодая гвардия, 1989. — С. 81 — 92.
  • Гаудримас, Ю. Савицкас, А. М. К. Чюрлёнис. — Вильнюс, 1965.
  • Гаудримас, Ю. М. К. Чюрлёнис // Гаудримас, Ю. Из истории литовской музыки 1861 — 1917. — М. : Музыка, 1964. — С. 175 — 205.
  • Гинзбург, С. М. К. Чюрлёнис. 1875 — 1911 : [О музыкальном наследии Чюрлёниса] // Гинзбург, С. Музыкальная литература народов СССР. — М. : Музыка, 1970. — С. 128 — 144.
  • Добужинский, М. О Чюрлёнисе // Литературная Россия. — 1965. — № 39.
  • Зурабян, Т. Мечта и быль // Зурабян, Т. Краски разных времён. — М., 1970. — С. 125 — 134.
  • Кур, С. Понять Чюрлёниса //Новый мир. — 2011. — № 12. — С. 151 — 166.
  • Ландсбергис, В. Творчество Чюрлёниса : соната весны. — 2-е изд., доп. — Л. : Музыка, 1975. — 280 с.
  • Мартинкус, В. Весь мир, как сердце человеческое : [о музее имени М. Чюрлёниса в Каунасе] // Дружба народов. — 1975. — № 10. — С. 219 — 224.
  • Мачёните, В. Отблески всеобщего: Видунас, М.К. Чюрлёнис, Н. Рерих // Вильнюс. — 1992. — № 6. — С. 163 — 167.
  • Межелайтис, Э. Белый остров Чюрлёниса, или Симфония ре-минор : [цикл стихотворений, эпиграфы к которым взяты из писем М. Чюрлёниса, сам цикл — попытка постичь мир великого художника] // Дружба народов. — 1974. — № 8. — С. 7 — 12.
  • Межелайтис, Э. Мир Чюрлёниса : [стихи и эссе] / стихи в переводе Ю. Левитанского // Межелайтис, Э. Контрапункт. — М. : Известия, 1972. — С. 419 — 447.
  • Межелайтис, Э. Мир Чюрлёниса : [стихи и эссе] // Дружба народов. — 1966. — № 9. — С. 137 — 155.
  • Межелайтис, Э. Попытка понять его // С веком наравне : рассказы о картинах. Т. 2. / сост. В.И. Порудоминский. — 2-е изд., испр. — М. : Молодая гвардия, 1989. — С. 93 — 99.
  • Нерис, С. Картины Чюрлёниса : [цикл стихотворений]. — М. : Худож. литература, 1971. — С. 130 — 134.
  • Рерих, Н.К. Чурлёнис // Рерих, Н. К. Художники жизни. — М. : Международный Центр Рерихов, 1993. — С. 71 — 72.
  • Розинер, Ф. Гимн Солнцу : искусствоведческая повесть (Чюрлёнис). — М. : Молодая гвардия, 1974 — 192 с.
  • Савицкас, А. Микалоюс Константинас Чюрлёнис // Советская Литва : альманах. Одиннадцатая книга. — Вильнюс : Союз писателей Литовской ССР, 1965. — С. 121 — 127.
  • Федотов, В. М. Музыкальные основы творческого метода Чюрлёниса. — Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1989. — 160 с.
  • Микалоюс Константинас Чюрленис : альбом / Сост. В. Чюрлёните-Каружене, Ю. Григене. — Вильнюс : Вага, 1984. — 384 с.
  • М. К. Чюрлёнис. К 100-летию со дня рождения : методические рекомендации в помощь массовым библиотекам. — М. : Министерство культуры, 1975. — 31 с.
  • М. К. Чюрленис : Каталог лит. выставки, посвящённой 100-летию со дня рождения литовского художника и композитора / Государственная республиканская библиотека Литовской ССР. — Вильнюс, 1975. — 51 с.
  • Чюрлёнис, М. К. Про музыку и рисование, письма, записи и статьи. — Вильнюс, 1960.
  • Чюрлёните, Я. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе. — Вильнюс : Вага, 1975. — 366 с.
  • Шапошникова Л.В. На берегах иных миров. Тернистый путь красоты. — М.: МЦР, 2001.
  • Шенявский, Ю. Чюрлёнис и Петербург // Нева. — 1991. — № 7. — С. 203 — 207.
  • Шенявский, Ю. Его признали в нашей столице. М.К. Чюрлёнис и Петербург // Вильнюс. — 1992. — № 5. С. 158 — 164.
  • Эткинд, М. Мир как большая симфония : книга о художнике Чюрлёнисе. — Л. : Искусство, 1970. — 158 с.

ЖИВОПИСЬ ЧЮРЛЁНИСА:

  • Картины Чюрлёниса. Музыка живописи
  • Картины Чюрлёниса из цикла «Знаки Зодиака». Музыка. Ж.М. Жара

МУЗЫКА ЧЮРЛЁНИСА:

Микалоюс Чюрлёнис. Симфоническая поэма «В лесу» (1901)+ видеоряд работ художника

Микалоюс Чюрлёнис. Фрагмент симфоническойя поэмы «Море» (1904-1907)

Микалоюс Чюрлёнис. «Фуга си минор» (1908)

Микалоюс Чюрлёнис. «Фуга до диез минор»

Микалоюс Чюрлёнис. Произведения для органа.


Назад | На главную

џндекс.Њетрика


Поделитесь с друзьями