МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЁНИС (1875–1911) — литовский художник, композитор, поэт, философ. Родоначальник профессиональной литовской музыки. Родился 10 (22) сентября 1875 года в г. Ораны (Варена) Виленской губернии, в семье приходского органиста. Кроме Микалоюса в семье было ещё 8 младших братьев и сестёр. Детство будущего художника прошло в Друскининкае, где четыре года он занимался в музыкальной школе князя Михаила Огинского, а позднее, благодаря финансовой поддержке князя, поступил в Варшавский музыкальный институт. Его дипломная работа — симфоническая поэма «В лесу» — стала первым литовским симфоническим произведением. Затем два года Микалоюс Чюрлёнис обучался музыке в Лейпцигской консерватории, где он начал рисовать.
После возвращения в Варшаву учился в школе изящных искусств, увлекался астрономией, космологией, философией. В это же время работал над живописными циклами «Знаки Зодиака» и «Сотворение мира».
Одна из самых его известных работ этого периода — картина «Покой»: «на фоне золотистого заката видны причудливые очертания то ли острова с огоньками рыбацких костров, то ли гигантского морского чудовища, которое, засыпая, чуть приоткрыло горящие глаза, чтобы проводить заходящее солнце».
М. Чюрлёнис. «Покой»
Картина написана под впечатлением от острова, который лежит рядом с Друскининкаем на Немане. Он носит романтическое название — «Остров любви».
***
Любовь — это восход солнца,
Полдень долгий и жаркий,
вечер тихий и чудный.
А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.
В 1907 году Чюрлёнис переезжает в Вильне (Вильнюс), где руководит хором, составляет сборник литовских песен, пишет статьи, в которых излагает свои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и пианист.
В Вильнюсе он знакомится с молодой писательницей Софией Кимантайте, которая в 1909 году становится его женой и музой.
Микалоюс Чюрленис с женойСофией Кимантайте
Осенью 1908 года Чюрлёнис был приглашён Сергеем Маковским в Петербург для участия в выставке «Салон», после чего он входит в круг художников, позднее создавших объединение «Мир искусства». В следующем году на выставке этого объединения были выставлены 125 картин художника. В Петербурге также устраивают концерты Чюрлёниса, где исполняются его фортепьянные произведения.
В конце декабря 1909 года напряженная творческая работа и постоянный недостаток средств подорвали здоровье Чюрлениса. В январе 1910 года он вместе с женой возвращается в Друскининкай. 30 мая 1910 года в семье художника родилась дочь Дануте. Весной 1911 года состояние здоровья Чюрлёниса ухудшилось, он был помещён в психиатрическую клинику «Красный Двор» в варшавском пригороде Пустельники. Во время одной из прогулок он простудился и 10 апреля 1911 года умер от воспаления лёгких.
За короткую жизнь Микалоюс Чюрленис создал более 300 картин и 250 музыкальных произведений. Он писал стихи и прозу, занимался публицистикой и фотографией, увлекался астрономией, астрологией, изучал древние языки. Его живописные работы построены по музыкальным канонам, это уникальный и завораживающий сплав музыки и живописи.
Многие произведения художника утрачены, часть работ находятся в Каунасском художественном музее имени М. Чюрлёниса, а также в музеях Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга. Несколько работ — в частных коллекциях.
Поклонниками творчества М. Чюрлёниса были М. Горький, Р. Роллан, А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Рерих, А. Скрябин, И. Стравинский.
Михаил Казиник. Программа «Ad Libitum, или В свободном полёте».
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Ч.1.
Михаил Казиник. Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Ч. 2.
М.В. Добужинский, художник: «... Его фантазия, все то, что скрывалось за его музыкальными “программами”, умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства». Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. И не только художники. В 1929 году М. Горький в одной из своих бесед, в которой были затронуты проблемы искусства, говорил: «А где же мечта? Мечта где? Фантазия где — я спрашиваю? Почему у нас Чюрленисов нет?».
Р. Роллан, писатель: «Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис. Меня поражает одна композиционная черта его картин: вид бескрайних далей, открывающийся не то с какой-то башни, не то с очень высокой стены. Не могу понять, откуда мог он черпать эти впечатления в таком краю, как ваш, в котором, насколько я знаю, вряд ли могут оказаться такие мотивы? Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе».
Эдуард Межелайтис, поэт: " Чюрленис — это всё вместе: и музыка, и краски, и поэзия. Он жил там, где мы еще не скоро сможем жить, и у него было другое, чем у нас, ощущение пространства и времени. Чюрленис обладал атавистической памятью человечества. ... если правда, что благодаря пылающему горячечному мозгу гениев народы и времена прозревают свое будущее и тогда рвутся к нему, то Чюрленис был для своего народа именно таким художником, был предтечей, возвещенным из грядущей космической эры«.
Константин Паустовский, писатель: «Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звездное небо, как это делал Чюрленис в серии своих картин “Знаки Зодиака”».
Феликс Розинер, искусствовед: «..Его прелюды, фуги, сонаты, это некий оригинальный, созданный Чюрленисом жанр. И это тот основной его вклад в искусство, что дает нам право считать Чюрлениса не только провозвестником, но и открывателем в искусстве путей и возможностей, прежде скрытых и никем до него не реализованных.
...В работах Чюрленис действительно сделал поразительную попытку вывести свое искусство едва ли не за его собственные пределы, куда-то за границы и живописи и музыки в глубины самого неоформленного представления мышления о мире-космосе, о существующей вне нашей планеты и вне нашего времени Вселенной».
КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ:
Vaitkūnas, Gytis. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis : [Альбом]. — Dresden : VEB Verlag der Kunst Dresden, 1975. — 277 с.
Бальчюнене, Г. И. М. К. Чюрлёнис : (к 100-летию со дня рождения). — М. : Знание, 1975. — 16 с.
Белякова, А. Сотканные из облаков сказки : [судьба и творчество М. Чюрлёниса] // Студенческий меридиан. — 2001. — № 8. — С. 56 — 62.
Воронова, О. Чюрлёнис. «Отчизна милая, Литва...» // С веком наравне : рассказы о картинах. Т. 2. / сост. В.И. Порудоминский. — 2-е изд., испр. — М. : Молодая гвардия, 1989. — С. 81 — 92.
Гаудримас, Ю. Савицкас, А. М. К. Чюрлёнис. — Вильнюс, 1965.
Гаудримас, Ю. М. К. Чюрлёнис // Гаудримас, Ю. Из истории литовской музыки 1861 — 1917. — М. : Музыка, 1964. — С. 175 — 205.
Гинзбург, С. М. К. Чюрлёнис. 1875 — 1911 : [О музыкальном наследии Чюрлёниса] // Гинзбург, С. Музыкальная литература народов СССР. — М. : Музыка, 1970. — С. 128 — 144.
Добужинский, М. О Чюрлёнисе // Литературная Россия. — 1965. — № 39.
Зурабян, Т. Мечта и быль // Зурабян, Т. Краски разных времён. — М., 1970. — С. 125 — 134.
Кур, С. Понять Чюрлёниса //Новый мир. — 2011. — № 12. — С. 151 — 166.
Ландсбергис, В. Творчество Чюрлёниса : соната весны. — 2-е изд., доп. — Л. : Музыка, 1975. — 280 с.
Мартинкус, В. Весь мир, как сердце человеческое : [о музее имени М. Чюрлёниса в Каунасе] // Дружба народов. — 1975. — № 10. — С. 219 — 224.
Мачёните, В. Отблески всеобщего: Видунас, М.К. Чюрлёнис, Н. Рерих // Вильнюс. — 1992. — № 6. — С. 163 — 167.
Межелайтис, Э. Белый остров Чюрлёниса, или Симфония ре-минор : [цикл стихотворений, эпиграфы к которым взяты из писем М. Чюрлёниса, сам цикл — попытка постичь мир великого художника] // Дружба народов. — 1974. — № 8. — С. 7 — 12.
Межелайтис, Э. Мир Чюрлёниса : [стихи и эссе] / стихи в переводе Ю. Левитанского // Межелайтис, Э. Контрапункт. — М. : Известия, 1972. — С. 419 — 447.
Межелайтис, Э. Мир Чюрлёниса : [стихи и эссе] // Дружба народов. — 1966. — № 9. — С. 137 — 155.
Межелайтис, Э. Попытка понять его // С веком наравне : рассказы о картинах. Т. 2. / сост. В.И. Порудоминский. — 2-е изд., испр. — М. : Молодая гвардия, 1989. — С. 93 — 99.
Нерис, С. Картины Чюрлёниса : [цикл стихотворений]. — М. : Худож. литература, 1971. — С. 130 — 134.
Рерих, Н.К. Чурлёнис // Рерих, Н. К. Художники жизни. — М. : Международный Центр Рерихов, 1993. — С. 71 — 72.
Розинер, Ф. Гимн Солнцу : искусствоведческая повесть (Чюрлёнис). — М. : Молодая гвардия, 1974 — 192 с.
Савицкас, А. Микалоюс Константинас Чюрлёнис // Советская Литва : альманах. Одиннадцатая книга. — Вильнюс : Союз писателей Литовской ССР, 1965. — С. 121 — 127.
Федотов, В. М. Музыкальные основы творческого метода Чюрлёниса. — Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1989. — 160 с.
Микалоюс Константинас Чюрленис : альбом / Сост. В. Чюрлёните-Каружене, Ю. Григене. — Вильнюс : Вага, 1984. — 384 с.
М. К. Чюрлёнис. К 100-летию со дня рождения : методические рекомендации в помощь массовым библиотекам. — М. : Министерство культуры, 1975. — 31 с.
М. К. Чюрленис : Каталог лит. выставки, посвящённой 100-летию со дня рождения литовского художника и композитора / Государственная республиканская библиотека Литовской ССР. — Вильнюс, 1975. — 51 с.
Чюрлёнис, М. К. Про музыку и рисование, письма, записи и статьи. — Вильнюс, 1960.
Чюрлёните, Я. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе. — Вильнюс : Вага, 1975. — 366 с.
[Error]
Call to a member function return_links() on null (0)
/home/u535/herzenlib.ru/WWW/bitrix/templates/greenlamp/footer.php:49
#0: include_once
/home/u535/herzenlib.ru/WWW/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93
#1: require(string)
/home/u535/herzenlib.ru/WWW/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#2: require_once(string)
/home/u535/herzenlib.ru/WWW/bitrix/footer.php:4
#3: require(string)
/home/u535/herzenlib.ru/WWW/greenlamp/detail.php:18
----------