Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Лейферова, А. Мы шли под грохот канонады: [просмотр и обсуждение док. фильма «Революция, которой не было»] // Вятская особая газета. – 2010. – 23 дек. (№ 51).

В дискуссионном клубе «Зелёная лампа» библиотеки имени Герцена посмотрели и обсудили нашумевший документальный фильм Алёны Полуниной «Революция, которой не было».

Россия - страна несоответствий и противоположностей, доходящих уже до смешного: с телеэкрана большинство граждан видит либо гламурные сказочки, либо чернушную клоаку, только усиливающую депрессию и полёт в тартарары. А вот кинопродукта, необходимого для составления связной мысли о современных русских умонастроениях, в телевизоре нет. И не скоро появится. 

Поэтому и идут люди в поисках правды и истины туда, где устраиваются сеансы документального кино. В частности, в киноклуб при «Зелёной лампе» Герценки. 15 декабря здесь показывали фильм Алёны Полуниной «Революция, которой не было» (Эстония, 2008), награждённый призами международных и российских кинофестивалей. В здание на Герцена, 50, пришло около сорока человек.

Историки, политики, философы, панки и просто случайные посетители погрузились в экранный мир реальных персонажей современной оппозиции. Судя по фильму, глава питерской партийной ячейки Анатолий уходит в церковь - замаливать предательства. Его сын, отсидев по вине отца, становится телохранителем Эдуарда Лимонова, вдохновенно тренируется стрелять и уверенно заявляет: «В человека попаду легко». Современный поп Гапон - игумен Евстафий - молится на Сталина и верит, что русскому народу «хороший насильник нужен». И, наконец, Андрей Дмитриев - новый лидер питерского отделения - пытается понять безвольную Россию и готовит Марш несогласных.

По мнению Татьяны Иванцевой, профессора Вятского государственного университета, Андрей и есть главный герой. Его размышления о том, что «Россия мрачная стала», подталкивают зрителя к собственному анализу ситуации в стране. А фраза одного из персонажей - бывшего нацбола Павла: «Гражданские войны начинаются с того, когда ты увидел искалеченного товарища в гробу», - особенно тревожна сегодня, после побоища на Манежной площади...

О праве народа на восстание (по Всеобщей декларации прав человека) напомнил на обсуждении аспирант Дмитрий Китаев. Однако звучали и такие характеристики ныне запрещённой лимоновской НБП: «анекдотичная партия с анекдотичными программами», «лица, на которых интеллект даже не ночевал», «мелкое хулиганство, а не экстремизм». Хотя лица главных героев фильма были вполне светлы и одухотворены, основная масса как лимоновцев, так и запутинцев с игрушечными мишками в руках, выглядела довольно жалко. Столкновение партийной молодёжи (стенка на стенку) - один из самых интересных моментов картины: манипуляция толпами налицо. Не было революции - и не будет - с такими формами протеста...

Фигура вождя, отражённая в фильме, вызвала серьёзную полемику. Лимонов, по мнению чепецкого краеведа Владимира Дубовцева, обладает идеологией, поэтому к нему тянется немало молодёжи. В сцене партсобрания крупным планом показаны лица молодых людей, вдохновлённых революционной романтикой. Оппонент Дубовцева - Евгений Останин, преподаватель отечест­венной истории Вятского гуманитарного университета, - основываясь на впечатлении от встреч с лидером партии, уверял: Лимонов - не более чем фюрер, удо­влетво­ряю­щий свои амбиции...

Жаркие споры о сущности национального государства, о возможном влиянии фильма на молодёжь внесли в обсуждение дух бунтарства. Именно его ухватила в фильме режиссёр Алёна Полунина, сделав акцент на отказе покаявшегося Анатолия выбросить в топку партбилет - и на взгляде юного активиста, где читался немой вопрос: «Революции не было, говорите?».

«Вкусна кашка, да мала чашка», - таков возможный ответ зрителя.

Назад | На главную

џндекс.Њетрика


Поделитесь с друзьями