Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Юлия Яковлева

АЗБУКА ЛЮБВИ

(М.: Новое литературное обозрение, 2009)

 

Новое Юности честное зерцало.

«Азбуку любви преподают даже в школе. Просто не всегда доходчиво. Уроки литературы часто так скучны, что и не сразу заметишь: многие шедевры написаны кровью, которая вытекала из разбитого сердца, а Лев Толстой не всегда был лысым и с бородой. Люди, когда влюблены, делают массу глупостей. Давайте перечитаем эти книги вместе – чтобы потом повторить великие ошибки со знанием дела».

Юлия Яковлева

Горе если ребенок впервые влюбился и страдает!
Горе, если он при этом книжек не читает – тех, в которых можно найти духовную опору и поддержку – описанием именно его/её, болезненно-актуальных ситуаций, тех книг, которые так хорошо было бы прочитать самостоятельно! Но – что толку сетовать на то, что не сложилось, не случилось, кто там виноват и что же делать?! Дитёнку надо помогать советами из первых уст – причем уст мудрейших и чистейших. Пошлых сентенций и циничных советов ему и без нашей помощи насуют – прошенных и непрошенных: мерзость и невежество самоуверенные лезут, несусветные, отовсюду, в том числе и тут, в сети, их, злопакостных, просто немеряно.

А вот этим товарищам, список которых приведен ниже, я могу бестрепетно доверить сердце своего пылкого и несмышленого чадушка. Мудрая и интеллигентная – по-житейски и по-книжному – писательница обращается к юному читателю, элементарно пересказывая сюжет, акцентируя его именно на любовных коллизиях, и делая выводы, которые годны и многим влюбленным гражданам постарше. И даже тем, кто список этих книг проработал давно и тщательно: мест для удара граблями на лбу и у них преизрядно. (Задумчиво ощупываю лоб).
Книжечку эту я, среди прочих, взяла в библиотеке. А вот теперь-то уж собираюсь сходить в книжную лавочку и купить ее. Сыночке с дочечкой. Которые у меня так и норовят влюбиться и пострадать, и туда же, в эту же трагедь, мамашу свою, переживалку, ввергнуть.
Хорошая книжка. Родители подростков, ату!

Им – для убеждения, для рекламы, а прочим – для развлечения, наберу отдельные кусочки авторских интерпретаций – вне концепции, отдельные фразы – по темам. Лично я, читая, не раз восклицала: «Где мои семнадцать лет?!»

Откуда берутся дети. Иван Тургенев. «Первая любовь»;
Я тебя люблю. Александр Пушкин. «Евгений Онегин»;
Давай поженимся. Николай Гоголь. «Женитьба»;
Опять ты как всегда. Уильям Шекспир. «Макбет»;
Страсть. Проспер Мериме. «Кармен»;
Ревность. Уильям Шекспир. «Отелло»;
Разлука. Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»;
Деньги. Плохие парни. Александр Островский «Бесприданница»;
Техника несчастной любви. Шодерло де Лакло «Опасные связи»;
Техника супружеской жизни. Лев Толстой. «Анна Каренина»;
Как найти любовь. Николай Гоголь. «Старосветские помещики»

Откуда берутся дети. Иван Тургенев. «Первая любовь»
«Но в жизни, к сожалению, всё приходится делать самому. Включая ошибки. Неправда, что только дураки учатся на своем опыте. Если учишься на чужих ошибках, не научишься ничему, кроме злорадства».

«В шестнадцать лет он узнал, что мама с папой – неиссякаемые источники конфет, новогодних подарков, замечаний и игрушек – на самом деле самые обычные люди. Они ошибались, страдали и вели себя как самые обычные мужчина и женщина. А это ужасное открытие. Им лучше переболеть лет в пять – шесть».

«Виардо была не просто знаменитостью. Она была замужем, мужа любила, бросать не собиралась; дети их были очаровательны. Она была как принцесса в башне, вокруг которой стена, ворота на замке, а ключ выброшен навсегда. Но Тургеневу так даже больше нравилось.[…]
Такая любовь действительно не могла умереть. Для нее просто не было смерти. Потому что к жизни она не имела никакого отношения».

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
«Секреты лучше всего обсуждать с бабушкой. Ей же задавать вопросы.
Во-первых, ей уже приходилось растить детей. Она научилась общаться с ними по-человечески. Во-вторых, ей много лет. С высоты возраста многое в жизни выглядит пустяками. Тогда как друзья и родители, наоборот, из всего раздувают историю.
В-третьих, бабушка молчит, как партизан».

«Я тебя люблю». Александр Пушкин. «Евгений Онегин»

«Один боится, что его валят в кучу с кошками, пирогами и джинсами. Другой – что от него немедленно требуют того же взамен. Но как? Это же человек, а не пирог, не пальто и не мама с папой. Ни съесть, ни надеть, и вообще вы даже не родственники! Эти чувства нельзя и сравнивать. Поэтому третий боится, что пироги и кошки приятнее. […]
…И только Татьяна Ларина не боялась ничего. Татьяна просто не знала тех вещей, которых обычно боятся люди».

«В письме Онегин рассказал все-все-все. Рассказал, что помнит то ужасное лето. И помнил его всегда, все эти годы. Ужасное – из-за дуэли. И волшебное – из-за того милого, милого чудесного любовного письма Татьяны! Он хранит его до сих пор. Тогда, тем летом, он был совсем-совсем молодой, и такой дурак: думал, будто впереди у него в жизни еще сто тысяч таких писем от ста тысяч прекрасных девушек. А ничего потом не было. Оказалось, что Татьяна – единственная».[…]

«Она плакала не потому, что уже замужем. И не потому, что любовь Онегина опоздала с ответом. Она не слишком-то сейчас в нее верила, в его искренность…
Она плакала потому, что он напомнил ей о другой потере. О другом человеке, который исчез в то лето навсегда. О человеке, которого ей так не хватало теперь! О той, другой Татьяне: юной мечтательнице и фантазерке, которая ничего не знала и ничего не боялась»[…]
Если прямо сказать человеку «я тебя люблю», он прежде всего испугается. Даже если потом будет жалеть всю оставшуюся жизнь».

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Старайтесь отвечать на письма в день получения.
Во-первых, это вежливо. Во-вторых, не нужно, чтобы Евгений Онегин вернулся через несколько лет. Ни вам это не нужно, ни ему».

«Опять ты как всегда». Уильям Шекспир. «Макбет»

«От человека, особенно любящего, можно добиться многого. Приучить складывать одежду изнанкой наверх. Выносить мусор. Выкинуть старые диски. Чтобы освободить полки для косметики. Любящие люди, как правило, охотно идут на сотрудничество. Но характер не изменишь. И если в воздухе раздается «Опять ты как всегда!», то это действие – последнее. Трагический финал неизбежен. Паре конец.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если пульт от телевизора опять не на месте, уберите его сами.
Не с пультом ведь жить, а с человеком, честное слово…
Если пульт не на месте снова и снова, то, скорее всего, так просто удобнее».

Страсть. Проспер Мериме. «Кармен»

«В любом искусстве – литературе, музыке, кино – после «а» нужно ставить «б». И проводить между ними прямую, как рельсы, линию. Воплощать замысел. Соблюдать логику событий. Четко, по рельсам. Это и есть рок, иными словами – судьба. У нее есть начало, середина и конец. В профессиональных кругах это называется «сюжет». Иногда – «роль». Судьба бывает только у персонажей.
Но в жизни всегда можно передумать.
Изменить планы, сдать билет в железнодорожную кассу и улететь самолетом. Понимаете разницу? У людей, в отличие от вымышленных существ, всегда есть выбор. Только поэтому в жизни часто бывает такое, за что пристыдили бы любого автора: врите, мол, да не завирайтесь… Конечно, поезд может сбить и человека. Но это не судьба, а несчастный случай.
Любовь может случиться с любым человеком. Но «роковая» - только с теми, кто уже дожил до конца. Древние викинги, например, это поняли уже тысячу лет назад. […] «Не спеши с выводами!» - доносится их совет сквозь тысячелетия:
«Хороший ли меч, поймешь только в битве.
Вкусным ли было яблоко, поймешь, только съев.
Хорошая ли была жена, станет ясно на погребальном костре».

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Паэлья готовится так.
[…]
…А если порвались колготки или носки, зашейте».

Ревность. Уильям Шекспир. «Отелло»

«Никому из ревнивцев правдивые ответы не требуются.
Все, что Отелло хотел сказать жене, цепляясь к этому трижды проклятому платку: что ему с ней тяжело, неспокойно и плохо.
Неважно, изменяет она или нет.
Отелло устал не понимать.
И просто задушил поток непонятных ему слов, который лился из ее рта.
Затаив дыхание, публика ждала. Может, подумав, Отелло признает, что был не прав. Ведь он не прав! Поэтому Шекспир своей авторской волей ненадолго оживил Дездемону, и Отелло заколол ее ножом.
Теперь уже самые недогадливые зрители поняли, что Отелло не хотел бы начать все сначала.
Затем он убил Яго, а затем себя самого.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Расстаньтесь».

Разлука. Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»

«Смерть и только смерть дает надежные гарантии, что больше ничего не случится. Ни плохого, ни хорошего.
А в жизни бывает всякое.
С этого начинается пьеса. Можно даже сказать: только поэтому она вообще начинается.
Утром в роще сикомор Ромео НЕ повесился от безответной любви к девушке по имени Розалинда. Вечером того же дня он познакомился на балу с Джульеттой.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если с вами случилась разлука, плачьте. Ничего не ешьте. Донимайте друзей (разве не для того вы их завели?). Порыдайте перед мамой – так испугаться за вас, как мама, не сможет больше никто. Разлука – это, действительно, очень грустно.
Но если уж собрались выйти вечером, не кладите на покрасневшие глаза лёд! Сначала заверните его в салфетку».

Деньги. Плохие парни. Александр Островский «Бесприданница»

«Плохие парни – это праздник, который всегда с тобой. Вроде американских горок: на крутых поворотах бледнеешь и сводит живот, но в целом весело.
Сегодня он бросает к ногам миллион алых роз, назавтра исчезнет без объяснений, а возвращается – через год.
Обычные парни так не умеют. Им этого не понять. […]
На американских горках ты сам садишься в кресло, застегиваешь ремень безопасности. Остальное предусмотрено билетом, который тоже покупаешь своими руками: радостный визг, крики ужаса. С горки – сердце замирает. В горку – колотится в сто раз быстрее.
Яркие эмоции, слезы, выстрелы по монете, сцены ревности, внезапные свидания, клятвы, кинжалы, буря чувств – с плохими парнями можно испытать все!
Только жить с ними не получится.
Потому что у американских горок есть рельсы и вагончики. Но это не поезд. Поболтав на виражах, он привезет тебя с побледневшим лицом и перевернутым желудком, обратно к кассе.
К сожалению».

Техника несчастной любви. Шодерло де Лакло «Опасные связи»

«В любви самое большое несчастье – не любить вообще».

Как найти любовь. Николай Гоголь. «Старосветские помещики»

«Герои «Старосветских помещиков» - старики, которые к тому же умирают. А пока не умерли – едят. Очень трудно поверить, что это и есть главные любовники всех времен и народов, главная история настоящей любви во всей мировой литературе.
Она же и единственная. Все-таки Гоголь был настоящим сумасшедшим. Другие писатели, может, и подмечали все правильно, но ни один не рискнул поверить. Тем более рассказать. Ведь читатели любят занимательные книги. А счастье со стороны выглядит таким скучным! Только безумец мог сделать из этого повесть.
Гоголь сказал о любви главное. Она – как здоровье. Пока она есть – ее никак не чувствуешь. …А как? Ничего ведь не болит. Не встряхивается, не колет, не дергается, сердце не колотится о ребра, желудок в порядке, аппетит превосходный, дни похожи один на другой – это любовь.
А когда страсти, клятвы, ссоры, треск, грохот, искры, выстрел в голову, потом самоубийство под колесами кареты – это просто молодость; и это пройдет.
Таков надежный способ найти у себя в организме любовь.
А где найти для этого подходящую девушку или парня, я не знаю».

Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/263770.html?#cutid1
http://l-eriksson.livejournal.com/264186.html?#cutid1

 

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями