Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Федерико Андахази

Федерико Андахази

АНАТОМ: Роман
(М.: Махаон, 2003)

Федерико Андахази: немного скандала никогда не повредит

Романом «Анатом»* аргентинец Федерико Андахази (род. 1963, по образованию психолог) взбудоражил литературный мир. В дальнейшем успех продолжили «Милосердные», «Государь», «Фламандский секрет», «Танцующий с тенью», «Город еретиков», «Конкистадор».

Характерными авторскими приемами Андахази можно назвать метод глубокого погружения, буквально на уровне чувственного читательского восприятия в мрачный мир средневековья с его тайнами, страстями, торжеством плоти и ее же эфемерностью на кострах инквизиции, а также весьма своевольную и причудливую интерпретацию реальных исторических фактов. «Андахази знает, что делает: его интрига хватает за горло на первых же страницах и не отпускает до самого конца. Кроме того, он блестящий эклектик – жуть готического романа, элементы «черной» прозы, детективные повороты, мистика и бритвенно заточенная реальность переплетаются между собой, творя свойственный только ему, неповторимый стиль» - такую оценку аргентинскому автору дает корифей американской и мировой литературы Джон Апдайк. Андахази, безусловно, исключительно самобытен, но предшественники у него, конечно, были, например, Лавкрафт**. Из современных авторов аргентинца чаще всего сравнивают с Патриком Зюскиндом, чей «Парфюмер» в свое время имел не меньший международный успех.

История литературы знает немало случаев, когда книги будоражили общественное мнение, попадали под запрет и даже становились объектами судебного разбирательства как порнографические, подрывающие моральные устои etc. В этом ряду оказывались произведения, признанные впоследствии шедеврами мировой литературы: «Любовник леди Чаттерли» Лоуренса, «Улисс» Джойса, «Тропик рака» Генри Миллера, «Лолита» Набокова… Сегодня пуританские настроения в обществе, можно сказать, сошли на нет, никого уже не шокируют такие откровенные книги как, например, «Элементарные частицы» француза Мишеля Уэльбека. Надо очень постараться, чтобы спровоцировать скандал. Андахази на исходе ХХ века это удалось: возмущение аргентинской общественности непристойностью и откровенно эротическим содержанием «Анатома» было столь велико, что церемония вручения престижной литературной премии была сорвана (Андахази получил только ее денежное содержание).

Итак, средневековое мракобесие, инквизиция, костры, на которых горят слуги дьявола; одновременно – неистребимое никакими гонениями и физическими страданиями, самой угрозой гибели стремление естествоиспытателей того мрачного времени познать окружающий мир и постичь человеческую натуру. Вот и герой романа Андахази, Матео Колон, становится величайшим исследователем-анатомом своего времени. Он обнаружил «сладостную землю» - «орган, который властвует над любовью женщин». Amor Veneris (клитор) – так нарек его ученый.

Интрига, впрочем, в другом. Матео Колоном в его изысканиях двигала не только потребность в новом знании, - им руководила страсть, жгучее желание завоевать, подчинить своей воле Мону Софию – «самую высокооплачиваемую проститутку в Венеции и, без сомнения, самую великолепную во всей Италии», достопримечательность самого дорого в Венеции борделя «Рыжий фавн». Поначалу Колон пытается составить из трав волшебный элексир (тут «Анатом» напрямую перекликается с «Парфюмером»), но решение, как вообразил анатом, оказалось на другой территории – территории женского тела. Финал этой по настоящему великолепной книги неожидан и трагичен.
Андахази сплетает ажурную прозу, насыщенную такими достоверными деталями (хотя их достоверность далеко не факт), такой завораживающий морок исходит с этих страниц, что, перевернув последнюю, не сразу соображаешь, что находишься не в ХVI, а в ХХI веке.

Евгений Микрюков

*Издан в Аргентине в 1995 году; удостоен главной премии аргентинского Фонда Амалии Лакроче де Фортабат; в 1997 стал международным бестселлером; русский перевод 2003 г.

**Говард Филлипс Лавкрафт (1890-1937) – американский писатель и поэт, писавший в жанре ужасов и мистики. Уже после смерти писателя его произведения оказали заметное влияние на формирование современной массовой культуры. В частности, одним из творческих наследников Лавкрафта является знаменитый король ужасов Стивен Кинг.


Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями