Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Лазарева, М. «Но жив обэриут в поэте…» // Вятский наблюдатель. – 2018. – 26 янв. (№ 4). – С. 15.

«НО ЖИВ ОБЭРИУТ В ПОЭТЕ...»

Просвети себя сам и порадуй. Как давно уже практикуют участники читательского клуба «Зелёная лампа» в библиотеке Герцена, внимательно отслеживая новинки современной литературы и погружаясь в ее историю.

Обычно делает квалифицированное сообщение один докладчик, остальные присоединяются (или не присоединяются) к обсуждению вопроса. Не так было 18 января. При довольно большом стечении публики происходило нечто вроде коллективного выступления по теме волнующей всех и всегда: Обэриуты в литературе, философии и живописи, возврат к плодотворному времени расцвета искусств 20-30 годов двадцатого века. В данном же случае рассматривался феномен творческого хулиганства, культурного алогизма, антимещанства, обаяние зарождающейся литературы абсурда.

И всего-то литгруппа в основном составе Хармса, Введенского, Олейникова, Бахирева, раннего Заболоцкого просуществовала три года, печатаясь в детских журналах (во взрослые их не пускали даже во времена относительной свободы). А каков след в искусстве, сколько потом было попыток понять, трактовать, разгадать, реанимировать и классифицировать.

Под нежную песенку Вероники Долиной в качестве музыкальной заставки (о том, как безжалостно обошелся режим и сама жизнь с прекрасными и вполне безобидными сочинителями, изведя их под корень, но все равно ведь «жив обэриут в поэте»), после слова специалиста-филолога, члены клуба коротко и в меру собственного понимания рассказали о каждом участнике группы. Никто не был забыт. Приглашенные молодые артисты театра на Спасской выступили с художественным чтением, обрамляющим повествование. В целом, это была чистой воды самодеятельность, творчество читающего народа при деликатном и как бы незаметном участии руководителя клуба Галины Макаровой. Сделано без репетиций, спонтанно. Участвовал тот, кто взволнован предметом и жаждет высказаться. Этим и интересна данная форма — в ней всегда есть живая эмоция и зажигательная сила личного участия.

В результате, кто мало знал по теме, расширил границы сознания, взялся за чтение. Вот, автор этих строк тотчас и на одном дыхании прочел великую книгу нон-фикшн в формате покет-бук: воспоминанья жены Хармса, Марины Малич, прожившей потрясающую своими бедствиями и яркими перипетиями жизнь. Они по ряду причин ни при каком раскладе не могли быть напечатаны в советское время.

Мэри Лазарева


Артистка «Театра на Спасской» Екатерина Дмитриева читает стихотворение Хармса «Фокусы».
Справа — маленький Даня Ювачев-Хармс; кто бы тогда подумал, что из прелестного младенца вырастет будущий монстр алогизма...

Назад | На главную

џндекс.Њетрика


Поделитесь с друзьями