Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Калинина, Т. Вечные вопросы : Алексей Иванов – в поисках героя нашего времени // Наш город. – 2017. – 9 июня (№ 57). – С. 10.

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ В ПОИСКАХ ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Давно надо было приехать в Герценку, отметил писатель, которого порадовали битком набитый зал и вопросы читателей «не в бровь, а в глаз».


За автографом популярного писателя кировчане выстроились в очередь.

Иванов поразил глубоким знанием истории Урала и пониманием текущей ситуации в литературе и искусстве.

Путь к славе

— Я всегда хотел стать писателем, с детсада. Получил профессию искусствоведа в Уральском госуниверситете. Начал писать в 1990-е. Меня не издавали, но я не оступался. Потом опубликовали сразу три книги «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», и я в одночасье стал профессиональным писателем. С тех пор занимаюсь только литературой.
Я не историк, а культуролог. Не сижу в архивах, не раскапываю городища, а лишь пользуюсь научной литературой. Большое значение имеют путешествия. Роман «Сердце Пармы» родился после того, как я побывал в тех местах, проникся атмосферой.

Конфликт эпохи

— Я дважды пытался создать образ героя нашего времени, всегда воплощающего основной конфликт эпохи. Первым был учитель Виктор Служкин в романе «Географ глобус пропил», вторым — Борис Моржов в «Блуда и МУДО». «Географа» я написал в 1995 г. Тогда основной конфликт был в том, что люди не знали, как жить, земля уплывала из-под ног. Больше всего хотелось стабильности, и Служкин воплощает в себе это желание.

Моржов — герой 2000-х, когда на страну посыпался поток нефтедолларов. Главная проблема была: можно ли сделать что-то приличное со страной на деньги, которые мы не заработали?
Моржов пытается построить счастье людей на лжи. Возникает вопрос: что для человека важно — быть подлинным или счастливым? В этом смысл романа.

Режиссёр Владимир Велединский сделал адекватную экранизацию «Географа», но адаптировал к культурной ситуации 2010-х. Его фильм — о проблеме свободы. Герой Константина Хабенского несёт людям свободу, и не его вина, что они не умеют ею пользоваться.

Виртуальная реальность

— Сегодня, мне кажется, главная проблема не терроризм, коррупция, нелегальная миграция, Украина, Трамп и пр. Эти вещи решаемые, преходящие. Самая главная проблема — культурная, возникшая в 2010-е с появлением смартфонов, соцсетей. В реальной жизни мы начинаем жить по законам «виртуала», который лишает человечество эволюции, стремления самосовершенствоваться. Исчезает институт авторитетов, без которого культура не может существовать. В реальной жизни, чтобы заслужить право голоса, нужно что-то сделать, иначе тебя слушать не будут. В виртуальной право голоса даётся всем автоматически. Это страшный вызов культуре, и она ещё не знает, как на него отвечать.

Мы живём в эпоху постмодернизма, объединяющего несколько художественных систем. Например, творчество Пелевина состоит из псевдо-буддийских истин, соц-арта, масскульта и т.д.
К российскому постмодерну я отношусь с большим скепсисом. Возьмём нашумевшие фильмы «Экипаж», «Легенда № 17», «28 панфиловцев» — советский сюжет, идеологичность наложены на современные визуальные средства.

В Европе и США постмодерн ушёл гораздо дальше. К примеру, популярный сериал «Игра престолов» — это синтез противоположных жанров фэнтези и историзма, выдумки и реальности. Неожиданность этого сочетания и делает сериал привлекательным для зрителя.

Татьяна Калинина
Фото автора

КСТАТИ
Экранизируют сразу несколько книг Иванова.
Егор Кончаловский собирается снимать «Псоглавцы». Сергей Бодров пишет сценарий по «Сердцу Пармы». Сергей Урсуляк будет делать сериал по «Ненастью». Идёт работа над сериалом «Тобол». С экранизацией «Золота бунта» пока нет ясности.

Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями