Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Виктор Франкл

СКАЗАТЬ ЖИЗНИ «ДА!»: ПСИХОЛОГ В КОНЦЛАГЕРЕ
(М.: Смысл, Альпина Паблишер, 2012)

У каждого из нас есть свой собственный ад, который всегда рядом. Никто не вправе меряться страданиями, ибо никому не известно — кому тяжелее? Поэтому так раздражают нас порой советы, даваемый теми, кому «еще ничего» — с бережка, тем, кто барахтается в страшной пучине. Как приговаривала лисичка в русской сказке: «Битый небитого везет» — так и частенько битого небитый учит, как ему справляться с болью и бедой.
В этом отношении Виктор Франкл имеет полное право советовать любому битому, как быть. В этом отношении — книга совершенно целебная, написанная с практической и очень светлой целью, а потому — на все времена.
Потому что даже если из мира навсегда уйдут войны и геноцид, жестокость и унижения — и тогда моря слез осушить не удастся. И Виктор Франкл всегда будет актуален.

Один мой товарищ на вопрос, как ему удалось избавиться от голодных отеков, ответил: «Я их выплакал»...

Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах.

В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет.

Среди заключенных, которые многие годы провели за колючей проволокой, которых пересылали из лагеря в лагерь, кто сменил чуть ли не дюжину лагерей, как правило, наибольшие шансы остаться в живых имели те, кто в борьбе за существование окончательно отбросил всякое понятие о совести, кто не останавливался ни перед насилием, ни даже перед кражей последнего у своего же товарища. А кому-то удалось уцелеть просто благодаря тысяче или тысячам счастливых случайностей или просто по милости Божьей  можно называть это по-разному. Но мы, вернувшиеся, знаем и можем с полной уверенностью сказать: лучшие не вернулись!

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, что мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас.

Мы уже говорили о том, что каждая попытка духовно восстановить, «выпрямить» человека снова и снова убеждала, что это возможно сделать, лишь сориентировав его на какую-то цель в будущем. Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: «У кого есть „Зачем“, тот выдержит почти любое „Как“».
Прав был Достоевский, определив человека как существо, которое ко всему привыкает. Если жизнь вообще имеет смысл, то имеет смысл и страдания. Страдание является частью жизни, точно так же, как судьба и смерть. Однако в том, как тот, кому дана эта судьба, вынесет своё страдание, заключается уникальная возможность неповторимого подвига. Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдёт в себе силы вытерпеть почти любое как.

Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор  тоже оружие души в борьбе за самосохранение. Ведь известно, что юмор, как ничто другое, способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией, пусть, как уже говорилось, и ненадолго.

Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко.

Латинское слово «finis» имеет, как известно, два значения: конец и цель. Человек, который не в состоянии предвидеть конец этого его временного существования, тем самым не может и направить жизнь к какой-то цели. Он уже не может, как это вообще свойственно человеку в нормальных условиях, ориентироваться на будущее, что нарушает общую структуру его внутренней жизни в целом, лишает опоры.
Но вот в каком-то последнем порыве всё в тебе восстаёт против безнадёжности смерти, и ты чувствуешь, как твой дух прорывается сквозь этот серый туман, сквозь безнадёжность и бессмысленность, и на твой вопрос «есть ли смысл?» откуда-то звучит твёрдое, ликующее «да!». И в этот момент в окошке деревенского дома, смутно виднеющегося вдали, похожего на театральную декорацию, вдруг зажигается огонёк  etluxintenebrislucet  «свет сияет во мраке».

Татьяна Александрова, член клуба «Зелёная лампа»

Отзывы к новости
Назад | На главную

џндекс.Њетрика