Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Торгни Линдгрен 

ПОХВАЛА ПРАВДЕ
(М.: Текст, 2007. – 288 с.)

Торгни Линдгрен Похвала правде Till sanningens lovЧасто повторяю в своих отзывах о книгах одну и ту же мысль. Сама я лично люблю тяжёлую, жёсткую, мрачную, повергающую в шок и вызывающую боль литературу. Нахожу в ней противовес боли и мраку современной жизни. Но иногда мне бывает приятно прочесть что-то иное, и тут я оказываюсь солидарна с множеством читателей, мечтающих провести несколько вечеров за книгой – мирной, радостной, дарящей хорошее настроение – и при этом глубокой, мудрой и оставляющей в душе след интенсивных и интересных размышлений. Дорогие мои, уставшие – с одной стороны – от боли и безысходности, а с другой – от пошлости и развязного плебейства! Милый, тонкий, добрый и мудрый швед Торгни Линдгрен написал для вас «Похвалу правде».

Второй раз в жизни я читала книгу с блокнотом и карандашом, записывая разбросанные в ней на каждом шагу мудрые афоризмы. На ту же тему, что и в первый раз. Об Искусстве и Жизни, их непростых взаимоотношениях и отражении друг в друге и в душах людей. В первый раз, в подростковом возрасте, это был «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Только слова Линдгрена были менее хлёсткими и эпатажными и более тихими и величавыми. Но не менее верными и яркими. История, рассказанная Торгни Линдгреном, часто отсылала меня к воспоминаниям о «Дориане». Тем, что была его полной, зеркальной противоположностью, описывая не падение и распад, а внутренний рост, подъём и победу!

В маленьком шведском городке по соседству жили двое. Чудаковатый парень, владелец багетной мастерской Теодор Марклунд. Ему около тридцати. Он высокий и лысоватый, читает Шопенгауэра, слушает классическую музыку. Питается исключительно гороховым супом и кефиром, пьёт водку – по полстакана в день. И преданно, с самого детства, любит свою юную соседку – сврхгениального чудо-ребёнка, необычайно одарённую певческим талантом Паулу. Паула моложе его на двенадцать лет. Дела Паулы идут в гору, она уже переехала в Стокгольм. С ранних лет «проданная» матерью продюсеру, она добивается фантастической популярности и успеха, у неё выходят платиновые диски, она побеждает на «Евровидении».

А дела Теодора идут не шатко-не валко, он – скромный мирный обыватель. Несколько телефонных разговоров в неделю – вот что объединяет их. Мало кому понятное, ни на чём не основанное, кроме памяти о детстве, родство душ и тихая радость от общения, готовность всегда помочь друг другу… Скорее дружба и родственность, чем любовь.

И вот однажды Теодор покупает на аукционе удивительную картину Нильса Дарделя «Мадонна с кинжалом». Дальше развиваются почти невероятные события, позволяющие двоим героям понять простую истину – в жизни у них нет ничего важнее друг друга, ведь это то, что делает их – подлинными!

Путь преображения Паулы и Теодора совершенно неожидан и потрясающ. «Похвала правде» – не та книга, события в которой можно предвидеть – мозгов не хватит. Я не хочу лишать вас удовольствия самим пройти этим путем, лишь намекну, что финал книги – радостный, добрый и светлый!

Удивительный стиль – «прозрачный», чёткий и, вместе с тем, полный игры и юмора. Ирония Торгни Линдгрена милосердная, но остроумная! Вот, к примеру, описание второстепенного персонажа (а книга умеренно многофигурна): «Лицо у Гулливера было помятое, он с трудом отыскал рот, чтобы запихать туда колбасу». Ничего себе? Сразу чувствуется состояние – уж если рот не находится, чего уж говорить!.. И уж можете мне поверить – подобного в книге – навалом!

А вот выписки, сделанные мной в блокнот при чтении книги.

«Всё, что нас окружает, конечно же, фальшиво, но сами-то мы неподдельные».

«Современному человеку недостает сил любить какое-то другое время, кроме его собственного».

«Искусство и деньги – два разных мира. Искусство не виновато, что на него есть рыночный спрос. Но даже самые грязные деньги не могут испачкать настоящее произведение искусства. Искусство всегда совершенно чисто и непорочно. Всё подлинное, настоящее исполнено чистоты».

«Случай – сила недобрая, зловещая, умный человек не станет на него полагаться. Однако, он щедр, и не сыскать другой силы или инстанции, которая так ясно и решительно говорит: всё, что нам даётся, мы получаем от щедрот и по милости, совершенно незаслуженно, а потому можем надеяться, что впредь получим ещё больше; случай требует от нас только одного – смирения. […] Мы, куда бы не отправились, носим случай с собой, он у нас внутри».

«Восприимчивость – вот активное начало в каждом человеке, она наполняет нас пылкими мечтами и честолюбием и помогает разглядеть, что абсолютно безупречное бездушно и холодно. Восприимчивость наделяет нас способностью творить. И чем больше творишь, тем плодовитее становишься».

«Мир полон людей, которые сами думать не умеют – они думают только скопом».

«Кроме наших представлений не существует ничего. В средоточии всех наших представлений находится твёрдая сердцевина. Это и есть мир».

«Из всех работ, выполненных художником, подлинна максимум половина. Даже Пикассо не каждый раз удавалось написать подлинного Пикассо».

Паула: «Я не хочу ничем владеть».

Приятно читать книгу, события которой протекают, как в хорошем интерьере, в обрамлении красивых, величавых и чистых цитат. То и дело слово дают любимому главным героем Шопенгауэру. А эпиграфом книге служит цитата из Бодлера, символизирующая уход, побег героев прочь от бессмысленной холодной суеты – к себе самим и друг к другу: «Куда угодно. Куда угодно. Лишь бы прочь из этого мира». А ещё – строки из Баховской кантаты: «Кто правдою живёт, Вовек покоится, блажен, в руце Господней».

Татьяна Александрова
http://l-eriksson.livejournal.com/163567.html#cutid1

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями