Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Лазарева, М. Война как мера всех вещей: (театральная постановка Драматической лаборатории «Это не для человека…» // Вятский наблюдатель. – 2016. – 20 мая. (№ 21). – С. 17.

Война как мера всех вещей

В первую послепраздничную декаду в библиотеке Герцена с новой программой выступил литературный театр драмлаборатории им. Бориса Павловича.

К зрителям, каковыми были конечно женщины и девушки, вышла также женская часть труппы, возглавляемая актером Михаилом Андриановым. Он представил новый опыт лаборатории, заявленный как антиспектакль, и ушел по своим делам, в помещении остались таким образом одни женщины. Ну и что из этого? Студийки были прекрасно услышаны и поняты своими «сестрами» по духу, ибо тема антиспектакля с названием «Это не для человека» захватывает фундаментальные вопросы бытия. Жизнь, смерть и конечно любовь во время войны. Без разницы, какая это война — Великая отечественная, Афган, Чечня или вот теперь Донбасс, она всегда против человека, а против женщины особенно.

«Позабыли, глупые,
— жизни без войны
не бывает»

Девушки, все как одна одетые в скромный монохром, вызвали своей проникновенной и сдержанной читкой просто бурю эмоций. Да и как было не откликнуться душою тем кровоточащим ранам, которые на сердце у героинь документальной антивоенной прозы Светланы Алексиевич (той самой, на которую ополчился российский литературный истеблишмент за ее Нобелевку 2015 года. А все потому, что Алексиевич, оппозиционно настроенная к режиму Лукашенко, сильно не одобряет аннексию Крыма, что приравнивается теперь к антироссийской позиции). Другой цитируемый в антивоенной читке автор был одесский поэт Борис Херсонский. Не столь увенчанный лаврами, однако широко известный в литературных кругах. В советское время видный самиздатовец, теперь — проукраински ориентированный поэт.

Воспринимать поэтическую строку со слуха не так-то прос­то, совсем другое дело внимать простонародному языку свидетельниц и участниц войн, чьи воспоминания собраны в книгах Алексиевич. Их лучшие годы — это всегда худшие времена. Писательница поддерживается вполне радикального взгляда на российско-советскую историю и психологию народа, коего 70 лет обманывали и 20 — грабили. Никогда он не живал хорошо, а из последних двухсот лет 150 воевал. В итоге здесь не существует четкой грани между войной и миром, в котором на­родились «агрессивные и опасные люди».

девушки

Женская оппозиция любой военной истерии всегда будет права. Тихий голос участниц драматической лаборатории, не разделяющий отупляющего пафоса официальной пропаганды, звучит естественно и ненавязчиво, это наше скрытое гражданское сопротивление. Кстати, если попробовать поставить эту глубоко аутентичную акцию рядом с вышеописанным спектаклем Драмы, почему бы и нет, то последний будет восприниматься как нечто искусственное и придуманное (хотя и весьма трудоемкое, сыгранное на пределе страстей). А здесь, у девушек, все прозвучавшее было как бы кровью написано о нас, о нашей роковой и непреодолимой общей судьбине.

Мэри Лазарева

Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями