Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Лазарева, М. Теперь мы знаем, как это было там // Вят. наблюдатель. — 2015. — № 11 (13 марта). — С. 16-17.

ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ, КАК ЭТО БЫЛО ТАМ

Пост-пост модерн в детской литературе. Силами питерских сочинителей и вятской художницы

Надя Фролова, на протяжении ряда лет скрашивающая нашу провинциальную действительность своим ярким жизнеутверждающим искусством, последнее время активно подвизается (плюсом к рисованию картин) в жанре книжной графики. Но совершенно эксклюзивным образом.


Сергей Скорятин, Надя Фролова и Александр Шуклин
Фото Ф. Конь

Оформленные ею книги не имеют тиража, а хранятся в фондах библиотеки Герцена в единственном самиздатовском экземпляре «хэнд-мейд». Эти рукодельные книжки не косят под богато оформленные издания и имеют одну-единственную цельсамовыражение художника и создателя текстов (например, одиозного поэта-энциклопедиста Андрея Жигалина). Одним словом, на выходе получается абсолютно уникальный внерыночный феномен, который от этого ничуть не теряет, а лишь приобретает по мере развития все новых поклонников и друзей.

И вот о надином таланте книжного графика прознал нездешний человек Александр Шуклин, дотоле неведомый здешней арт-тусовке, и заказал ей оформление собственного прозаического опуса, написанного в жанре детской книги и в стиле басен Эзопа. Писатель поступил совершенно грамотно, призвав в художники именно Надю Фролову, ибо без ее иллюстраций этот абсурдистский текст про странные отношения автора с некоей «тётей» смотрелся бы куда более бледно. Художница же по обыкновению не пожалела сил и фантазии, в результате каждая страница книги — это отдельное произведение искусства: шрифтового, орнаментального и сюжетного. Причем орнаменты здесь наиболее сильная сторона дела, они вполне могли бы послужить рисунком для какой-нибудь эксклюзивной ткани. Как известно, Надя не жалует компьютерную графику, так что все ее коллажи собраны вручную.

Праздник абсурда в литературной гостиной

На этот раз рукописным хэнд-мейд ом дело не обошлось; макет отдали в типографию и отпечатали его тиражом пятьсот экземпляров, оплаченным частично автором текста, и частично — тайным спонсором. А создатели нового красочного издания под названием «Как это было там» (пособие для водолазов) задали в честь его выхода в свет креативную презентацию в библиотеке Герцена. И акценты там сразу переместились с личности художницы— к которой мы все уже давно привыкли и полагаем за местного ангела — на авторов текста (коих, как оказалось, целых двое). Молодые люди в свою очередь привлекли к мероприятию знакомых артистов кировских самодеятельных театров, а также учащихся музколледжа, и общими силами они закатили для участников клуба «Зеленая лампа» веселенький концерт. С качественной музыкальной частью и спектаклем в духе написанного.


Сцена из спектакля «Булка с сюрпризом», где, в частности, фигурирует «дама с пёсьим носом»

Но сначала об авторах. Вполне себе обычные питерские юношипродвинутые, образованные, музыкальные и разнообразно одаренные, при этом представители совершенно мужских профессий, близких к экстремальным. Александр Шуклин (урожденный кировчанин) окончил морское торговое училище им. Макарова и плавает на больших кораблях электромехаником. Реально, он участник 52-йантарктической экспедиции! В рейсах бывает по полгода. Психологически это весьма жестко: дефицит общения. «В таких условиях, — говорит он, — человек либо сопьется, либо начнет творить». Александр выбрал второе, написал книгу. Профессия, скажем прямо, налагает отпечаток на своеобразие этого текста, при желании там можно вычитать иронию и насчет организации работы флота.

Сергей Скорятин — так, если не ошибаюсь, зовут второго писателя, ибо оба они изрядные шутники и мистификаторы — имеет специальность геодезиста. Он коренной петербуржец и житель Васильевского острова, с которого ни ногой, а между тем Сергей — "полевик в третьем поколении«—т.е. участник экспедиций, занимающихся аэрофотосъемкой. В смысле трудностей там тоже не забалуешь, и тоже жизнь способствует художественному творчеству. А познакомились друзья в музыкальной школе для взрослых при училище Римского-Корсакова, которую оба посещали в свое удовольствие!

— Мы писали со студенческих лет и наконец показали свои сочинения Наде Фроловой, — рассказал Александр. — Я кстати до последнего не думал, что это мы будем издавать, но она своими рисунками добавила столько смысла, что мы решились. Надя ведь имеет еще и литературное образование. Мы напечатали нашу книгу на очень дорогой бумаге! Почему не проставлен тираж и прочие выходные данные? Потому что никак не вязалось с дизайном, с общей концепцией.

Анализируй это

И наконец самый сложный вопрос, фактически оставленный без внимания, — о чем книга, что авторы имеют сообщить своему читателю? Вместо прямого ответа молодые люди всячески заводили рака за камень, ссылаясь на жанр: мол, хотим донести наш смех, ведь это аллегорическая реакция на современное искусство, доходящее до абсурда, и надо чтобы люди начали относиться к нему разборчиво. По всему выходило, что это просто какой-то пост-постмодерн!

Впрочем, они могли особо не напрягаться, ибо присутствовавшие в гостиной ученые дамы все за них объяснили. В частности, философ Татьяна Иванцева. Она усмотрела в этих литературных дурачествах похвальную попытку выхода за рамки здравого смысла, логики и причинно-следственных связей, которые изжили себя. Приведя в качестве аргумента рассказ Платонова «Мусорный ветер», где герой говорит: Декарт дурак! В том смысле, что само по себе логическое мышление еще не признак человеческого. А признак — это, выходит, то самое «гипертрофированное Я», которое мальчики продемонстрировали в своих писаниях.

И слава им, и ура. Что запустили свежие питерские ветры, показали пример, заставили восхищаться внутренней свободой и «психоделикой». Неважно, если даже критически настроенное меньшинство как всегда осталось при своем, не сомневаясь, что король-то ведь голый...


Обложка и фрагменты оформления книги. Рядом — зверьки, изготовленные бабушкой Нади Ф.

Мэри Лазарева

Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями