Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Эрих Мария Ремарк

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА: РОМАН

(М.: АСТ Москва, 2008. – 528 с.)

Книга: Триумфальная арка, автор: Эрих Мария Ремарк«Триумфальная Арка» Ремарка и модное слово – ИМХО
(Статья о впечатлениях от «Триумфальной арки» Ремарка)

Книга хорошая. Читать стоит непременно.
Начнём с главного. Время действия – последние несколько лет перед войной. Место действия – Париж. Такой разный, дорогой и нищенский, наполненный нелегальными эмигрантами, боящимися каждого шороха, и парижанами, одуревшими от своей сытой жизни. Нас погружают в мир проституток, в мир, где каждый день идёт борьба за выживание на тёмных улицах Парижа. Кровь льётся рекой не хуже, чем в современной детективной прозе. Однако если к нынешнему чтиву мы как-то привыкли, да там и убивают не страшно, то здесь люди погибают ни за грош. Мальчик, потерявший ногу, и потративший полученные от страховой компании деньги на открытие молочной лавки для своей мамы; до тошноты заносчивая подпольная повитуха, незаконно делающая аборты. К слову сказать, главный герой, также точно практикует совершенно не законно. Но его отличает то, что он является отличным хирургом, имеющим высшее медицинское образование. Продажные политики, пьющие жизнь простых людей, национальные распри – всё это в книге есть.

Некий немецкий беженец, побывавший в застенках гестапо, перенёсший пытки, оказывается в Париже. Вернее, все сведения о прошлом главного героя мы получаем из его воспоминаний. Во Франции он берёт себе имя Равик. Будучи, как уже было сказано, врачом, он начинает незаконно практиковать. Делает операции вместо (но от имени) старого бездарного врача, который наживается на его труде. 

Чем мне понравился герой? С самого начала книги это трезвый, спокойный человек, много повидавший на своём веку (солдат, врач, узник гестапо, беженец, заключённый). Опыт дал ему сарказм и критически-грубоватый взгляд на жизнь. И вроде бы всё ничего, всё устраивается. Ему тяжело, но нет ощущения сломанного человека. Всё, вроде как, вполне нормально. По крайней мере, терпимо. Жить можно.

Пока не появляется женщина. Надо отметить, что появляется она на первых же страницах произведения. Мелькнув в самом начале, как персонаж скорее эпизодический, она вскоре занимает одно из главенствующих мест. Жоан –  красива, знает себе цену. По протекции Равика и его друга, русского эмигранта Морозова, работающего швейцаром в кабаре «Шахерезада», она устраивается на работу в то самое заведение, где работает Морозов. Карьера быстро идёт в гору, и вот совсем скоро она – вполне самостоятельный человек.

Назревает и расцветает любовная линия между Жоан и Равиком. Они едут на курорт, проводят вместе время, довольно много вместе пьют кальвадос (очень крепкий напиток, изготавливаемый из яблок). Надо сказать, этот момент довольно сильно позабавил. Если русских представляют, как пьющую нацию, и тычут в нас при этом пальцем, то почему никто не ткнул в Ремарка. Герои пьют порою, словно заядлые алкоголики. Жоан приходит к Равику или с бутылкой, или заказывает её, или у Равика уже есть.

Так или иначе, со временем они расстаются. Автор довольно подробно рисует душевные переживания героя. Ясно, что он любит Жоан. Но волею случая он оказывается выдворен из страны. Возвратившись через два месяца, он узнаёт, что Жоан живёт с другим. Нет, не подумайте ничего плохого, она любит Равика, она ждала его, (Жоан очень хотела получить хотя бы одно письмо от Равика, но тот не писал. Да и зачем было подвергать её риску подозрений со стороны полиции?), она даже приходит к нему.  Но... как бы это сказать. Она не хочет бросать мужчину, который был рядом с ней всё это время. Разыгрывается классическая ситуация: один – для любви и страсти, второй – для надёжности. Кстати, ещё неясно, кто из них первый, а кто – второй. Равик с этим не хочет мириться, и они расстаются. Однако Жоан делает глупейшую ошибку. Она звонит Равику и заявляет, что ей грозит страшная опасность, что она боится... Когда тот приезжает к ней, выясняется, что всё это было разыграно за тем, чтобы вернуть Равика. Глупо. Обидно. Мне бы, кстати говоря, тоже  стало обидно. 

Они расстаются. Через некоторое время Жоан погибает от руки своего мужчины, застрелившего её в припадке ревности. Ещё какое-то время она живёт в больнице, благодаря уколам морфия, и умирает на руках у Равика, признаваясь ему в любви.

Параллельно в романе развивается ещё одна сюжетная линия, связанная с местью Равика одному из гестаповских палачей, некоему Хааке. Тот время от времени появляется в Париже, и Равик, случайно встретив, узнаёт его. Судьба устраивает так, что ему удаётся убить Хааке. Одним подлецом на свете становится меньше, но для Равика куда важнее то спокойствие, что появилось внутри него после этого убийства. Он перестал бояться темноты и одиночества, перестал опасаться завтрашнего дня. А завтра – война. Медсестра-ассистентка, работавшая с ним в клинике, где он незаконно практиковал, доносит на него.
Финал. Жоан мертва, как мёртв  Хааке. Впереди война. Впереди дорога в концлагерь.

 Алексей Ломовцев, студент ВятГГУ

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями