Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Жак ле Гофф

РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ
(СПб, ALEXANDRIA, 2013)

Я читала эту книгу понемногу, вечерами, думая о том, как мало я знаю об этом времени и сколько у меня относительно него заблуждений и штампов...

Работа недавно покинувшего наш мир французского ученого и публициста, посвященная истории Европы как некой общности представляет собой обзор работ очень многих специалистов, большинства которых обычные люди, непрофессионалы, никогда не прочитают. А Ле Гофф нам такую возможность предоставляет. Тепло, но ненавязчиво предлагает познакомиться с тем, «откуда есть пошла земля Европейская». Как она эволюционировала, кто клал кирпичик за кирпичиком в ее здание.

Книга не содержит «горячих фактов» и обостренных искусственно сенсаций, она очень сдержанная, и по-хорошему научная.

В принципе, предмет рассмотрения от нас достаточно далек. Посему каждый решает для себя — тратить ли на книгу свое время. Просто хочется напомнить, что если даже эта работа — НЕ УЧЕБНИК, а популярный обзор, то мы истории средних веков не знаем. От слова «совсем».

Тем не менее, многим «имеющим свое мнение» о Европе и себе относительно нее, каково бы это мнение ни было, стоит проверить, на достаточно ли устойчивом фундаменте это мнение зиждется.

Самое поверхностное и легкомысленное, что я могу сказать обо всем этом — следующее. «Вырастить» Европу из того, что было (на ее месте, etc) было совсем не легко. Строили-ломали-ломали-строили-перестраивали. Удобряли эту землю своей и чужой кровью. Боготворить ее не за что. Ненавидеть — тоже. Уважать — обязательно, как и все остальные места на глобусе. И хорошо бы, конечно, хорошо бы знать.

Об авторе:

Жак Ле Гофф (фр. Jacques Le Goff; 1 января 1924, Тулон — 1 апреля 2014, Париж) — французский историк-медиевист, один из ярчайших представителей «Новой исторической науки», вышедшей из школы «Анналов», у истоков которой стояли М. Блок и Л. Февр. Остался верным концепции тотальной истории. Первый директор Высшей школы социальных наук (c 1975 по 1977 год).

Специалист по XIII веку, автор биографий Людовика IX Святого и Франциска Ассизского. Агностик Ле Гофф занимает нейтральную позицию между религиозной апологией и атеистической критикой Средних Веков. Сторонник концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной и от античной, и от новоевропейской. Составитель книжной серии «Становление Европы» о европейской истории.

Я много понавыписывала (понавыпечатывала). То, что было интересно именно мне, и вовсе не то, что является самым важным...

Цитаты:

«Четкой линии границы, прочерченной римскими пограничными валами, которые протянулись на огромные расстояния, больше не существовало, точно так же как не было четкой границы между „этим светом“ и потусторонним миром. Лестница Иакова, по которой спускаются и поднимаются, сталкиваются друг с другом, люди и ангелы, была для средневекового человека обычным зрелищем».

Марк Блок обратил внимание, насколько средневековые дороги отличались от римских. Римские дороги создавались, прежде всего, для военных нужд, и в их строительстве использовались передовые технические идеи. Поэтому дороги были прямыми и мощеными. Люди Средневековья ходили пешком или ездили на телегах, запряженных ослами или лошадьми, по извилистым грунтовым дорогам.

Философия Блаженного Августина пытается найти равновесие между свободой воли и благодатью. Каждый средневековый философ был в той или иной степени последователем Августина...

Основоположники средневековой культуры:

1.Боэций (484-520, римлянин). Перевод, комментирование и популяризация Аристотеля, определение Личности как «индивидуально субстанции разумной природы», утверждение средневекового гуманизма, отношение к музыке как к одному из высших проявлений культуры.
2.Кассиодор (490-580,уроженец юга Италии). Стоит у истоков Европы библиотек, первым стал рассматривать интеллектуальный труд как божественное служение, создатель первой в средневековье энциклопедии.
3.Исидор Севильский (570-636, испано-римлянин), самый ученый из архиепископов, автор «Этимологий», утверждал мысль о том, что для того, чтобы понять Святое Писание, необходима, в том числе, и светская культура, первый из средневековых авторитетов утвердил важность светского образования.
4.Беда Достопочтенный (673-736, англосакс). Историограф, создавший первую в средневековье национальную историю, составитель литургического календаря, специалист по летоисчислениям.
5.Григорий Великий (540-604, римлянин). Римский Папа — путешественник, организатор благотворительности и миссионерства, предложил современникам двух «героев» — образцы для подражания: Иов и св.Бенедикт.

Внутри варварских племен при столкновении с римским миром тоже начали происходить перегруппировки, соединения и размежевания племен. «Взрыв, направленный внутрь» (Питер Браун).

Святой Северин — святой «открытой границы» — не признающий разницы между римлянами и варварами.

По мере того, как христианство набирает силу, святых мучеников становится все меньше, и все больше — святых исповедников.

Средневековые монахи ввели в общую практику понятие «распорядок дня» и семидневный ритм жизни с чередованием труда и отдыха.
Также они обращали внимание мирян на режим питания. Первые советы воздерживаться от переедания исходили именно от них.

Монах Дионисий Малый в 532 году предложил считать началом летоисчисления рождение Христа.
Правда, ошибся на 4 года (Христос моложе).
С VII века в Европе начинается использование колоколов.

Паломничество было страстью средневековых людей, маршруты паломников оживляли целые регионы.

Контакт с чужеродным способствует выработке самобытного.

После II Никейского собора (787) Карл Великий сформулировал отношение христианства к изображениям. Осуждалось как иконоборчество, так и поклонение изображениям. Лица божественных особ, за исключением Святого Духа изображались как лица людей (этап становления гуманистической традиции).

Начало средневековья характеризуется деурбанизацией. Отходит на второй план денежная экономика.
Упадок материальной культуры после времени античности был налицо...

Законы в V веке носили варварский характер, наказания за преступления совершенно законно разнились в зависимости от этнической принадлежности и общественного положения виновного.

Националистически проект Карла Великого по объединению Европы потерпел неудачу. Неуспех этого начинания стал первым в ряду всех неудачных попыток построить Европу, где господствовал бы один народ или одна империя.

За 46 лет царствования Карла Великого, войн не было только в 790 и 807 годах.

Скандинавы создают в Средние века один из самых блестящих литературных жанров — сагу.

Х век — время широкого распространения движения за мир. Было введено понятие «Божьего перемирия».

Европа разделилась на винную и пивную так четко, что в XIII веке монахи-францисканцы заговорили о разделении монастырей их ордена на винные и пивные. На крайнем западе есть еще и сидр...

В XIII веке появляются отчетливые признаки экономического подъема и повышения производительности труда. Прежде всего, касалось это сельского хозяйства, введения трехполья.

Историк Макс Бомпер назвал период с 900 по 1300 год «небесной поблажкой» — среднегодовая температура в Европе поднялась на пару градусов, а влажность понизилась. Это тоже сказалось на урожайности.

При переходе от Античности изменилось отношение к кладбищам и мертвым. Их перестали бояться и чураться: кладбища вошли в города.
Сложилась приходская структура — с XIII века.

Дворянство сложилось после 1000 года. Обычай «раздачи титулов» тогда еще не был введен. Только наследственность. Одновременно шли споры о понятии «благородство», которое вроде бы апеллировало к происхождению, но не всегда (об этом говорила и церковь) совпадало с ним.

К Х веку формируется «рыцарство» как социальный тип. «Мирное движение» этого времени возникло во многом как протест против рыцарства — их распущенность была у всех на устах. Церковь пытается подобрать рыцарям разные богоугодные занятия: охрану церквей, защиту женщин и безоружного населения. Но успех имело лишь предложение бороться с неверными (Крестовые походы). Рыцарский миф — скорее, литературный жанр. «Странствующий рыцарь» — мифический герой. Посвящение в рыцари обычно проходило на праздник Пятидесятницы.

«Девять бесстрашных»: Гектор, Александр, Цезарь, Иисус Навин, царь Давид, Иуда Маккавей, король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский.

XIII век — возникновение кодексов хороших манер. Им учили «при дворе», отсюда — «куртуазность».

В Средние века стали использовать для еды стол.

Брак перестал быть сугубо гражданским договором и регулируется исключительно церковью. Церковь сокращает число «устроенных» браков, хотя бы формально постулируя его добровольность.

Куртуазная любовь — в большой степени игра, и преимущественно игра мужская. Но она мифологизируется и ей придан статус образца. Обычай поцелуя в губы в Средние века становится символом.

Борьба церкви с народной культурой, носившей отголоски язычества. С танцами, шествиями ряженых, суевериями. Впрочем, кое-где они мирно сосуществуют.
Жан-Клод Шмитт рассказывает о любопытном веровании жителей центральной Франции и северной Италии в святого Гинефора, защитника детей, который был... псом.

В тысячном году начали повсеместно появляться «писанные законы» и хартии. Письменные документы становятся частью жизни.

Начиная с XI века — повсеместно повышается роль почитания Святой Девы. Она становится кем-то вроде четвертой фигуры в Святой Троице.

В 1125 году Вильгельм Малмсберийский высказывает мысль: «Неграмотный король — не что иное, как коронованный осел».

В 1316 году формально вводится правило о недопущении женщин на престол.

XII век — время возрастания в искусстве темы женственности и страдания. «Демилитаризация» образа Христа.
«Возрождение античной мудрости» оставаясь формально пределом и целью, на самом деле уже давно превзойдено, и лишь традиционно укладывается в античные формы. Адсорбируются еврейские и арабские философские теории.

Движение XII века за познание самого себя — «христианский сократизм». Мораль намерений. (во взглядах всех философов того времени — от Абеляра до святого Бернарда, от Гийома из Конша до Иоанна Солсберийского.

Ереси были всегда, но активная атака на них началась в XII веке. Папа Иннокентий III приравнял ересь к оскорблению королевского величия, наказываемого конфискацией имущества и «запретом на профессии». Впрочем, этим редко когда ограничивались.
Инквизиция использует пытки, в раннем средневековье пытки использовались крайне редко.
В то же время начались массированные гонения на евреев. По всей Европе возникали гетто.
При этом монархи лечились у врачей-евреев и занимали деньги у евреев-ростовщиков.

Инквизиция преследовала и гомосексуалистов. Местом, куда они могли бежать ради спокойной жизни, была Флоренция.

Достигает апогея страх перед прокаженными. В XIV веке проказа неожиданно отступает и на первое место среди болезней выходит чума.

XIII век — ослабление энтузиазма Крестовых походов. Хотя некоторые бредили ими до XV века.
Рушится иллюзия о том, что центром христианского мира является Иерусалим.
(Единственной пользой от Крестовых походов автор считает знакомство европейцев с абрикосом!)

В средние века большой западный город насчитывал от 10 до 20 тысяч жителей. На общем фоне выделялись Палермо и Барселона (около 50 тысяч жителей), Лондон, Гент, Генуя, а на мусульманской территории Кордова — приблизительно 60 тысяч. Болонья — от 60 до 70 тысяч, в Милане 75 тысяч, Флоренция и Венеция насчитывала 100 тысяч жителей.
Население Парижа к 1300 году составляло около 200 тысяч человек.

Только в Италии знать в это время жила в городах, а не в своих замках.

XIII век реабилитировал презренную во время античности и позже профессию содержателя постоялого двора. Вообще полностью предосудительными профессиями остались лишь ростовщичество и проституция.

XIII век — возрождение театра, изначально — при монастырях.
Строительство мостов. Изменение конструкции кораблей — кормовой руль вместо бокового. Ярмарки с зачатками клиринговой системы. Появление менял и маклеров. Рождаются первые банки. XIII век — первые громкие случаи налоговых мошенничеств и укрывания доходов. Некто Креспен, банкир в Аррасе забыл объявить 200 000 ливров прибыли — раз об этом помнят до сих пор — это был великий скандал!
В целом отношение к купцам меняется к лучшем, растет их престиж и власть. Их культурные запросы стимулировали развитие городских школ.

Первым университетом был Болонский, свой статус он получил от Папы в 1252 году, но уже с 1154 года император Фридрих Барбаросса предоставил болонским профессорам и студентам привилегии. В XIII веке университеты расцвели по всей Европе. Между ними постоянно шел обмен преподавателями и студентами. Всех объединяла латынь, но это была «поздняя латынь», сильно изменившаяся со времен античности. Среди профессоров были и выходцы из крестьян, например, Робер де Сорбон, основатель Сорбонны.
Одаренным беднякам помогали благотворители, основывающие студенческие пансионы, где можно было жить и питаться бесплатно. Позже они преобразовались в колледжи. Собирали в колледж обычно по принципу географии происхождения, а позже — изучаемых наук.

Английский францисканец Роджер Бэкон — Леонардо да Винчи XIII века.

Татьяна Александрова, член клуба «Зелёная лампа»
http://l-eriksson.livejournal.com/775742.html

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями