Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Чеслав Милош

СВИДЕТЕЛЬСТВО ПОЭЗИИ. ШЕСТЬ ЛЕКЦИЙ О НЕДУГАХ НАШЕГО ВЕКА
(М.: Центр книги Рудомино, 2013)

Влюблённый в мир

Читая текст шести лекций Чеслава Милоша, написанных для курса в Гарвардском университете, делаю выписки…

Там много великолепной конкретики и хороших стихотворных цитат.
О смысле лекций по моим выпискам судить совершенно невозможно, поскольку я не хочу «спойлерить», желая лишь показать их уровень и стиль.

Поэт, считающийся «катастрофистом» в них уверенно-оптимистичен, как человек любящий свое дело (поэзию) и знающий ему цену для людей и мира.



***
…я всегда боялся оказаться в роли человека, для которого сам факт того, что он поэт, является священным, как будто я подозревал, что за нынешним обычаем многословных высказываний на эту тему скрывается частичный творческий паралич.

***
Молодые каннибалы, во имя незыблемых принципов убивавшие население Камбоджи, были воспитанниками Сорбонны и просто старались воплотить в жизнь то, что вычитали у философов.

***
Пройдя через чистилище общественных доктрин, я слишком хорошо знаю их бесплодность, чтобы здесь к ним возвращаться, хотя мне случалось сталкиваться с их необычайно тонким – и забавным – применением, вроде спора в кругах польского авангарда двадцатых годов о том, какая рифма является социалистической.

***
…величие Пушкина принимается на веру, так как переводы не дают о нем никакого представления: своей славой он обязан всемирному признанию великой русской литературы. Его ровесник Адам Мицкевич столь же непереводим.

***
Как известно, взгляды авторов еще не дают ключа к их произведениям, а порой даже входят с ними в противоречие.

***
…это помогло мне выработать в себе сопротивление всякой литературной моде.

***
Язык поэзии позволяет ей принимать участие в «непрерывных изменениях религиозной, политической и общественной мысли». Модель времени, таким образом, является динамической, как у Уильяма Блейка, и движется оно по принципу трех эпох: время невинности, время падения и время вновь обретенной невинности.

***
…поэзия ушла из области, общей для всех людей, в замкнутый круг субъективизма. […] Сегодня размежевание искусства и публики уже случилось. Представители разнообразных школ и авторы многочисленных манифестов ХХ века в этом нисколько не сомневаются. Возникает как бы два лагеря: с одной стороны те, кто зарабатывает на жизнь и тратит, с их культом труда, религией, патриотизмом, - с другой стороны богема, религией которой является искусство, а моралью – отвращение к любым ценностям, признаваемым первым лагерем. […] Поэт в Европе примерно с середины XIX века становится кем-то чуждым, асоциальным, в лучшем случае участником субкультуры. Таким образом, возникла пропасть между поэтом и великим родом людским.

***
Не сами события, но духовные последствия их вызывают к жизни вдохновенных людей.

***
…возможна ли неэсхатологическая поэзия? Это была бы поэзия, равнодушная к оси Прошлое – Будущее и к «вопросам последним», а значит, к Спасению и Осуждению, к Царству Божию, к цели Истории, то есть ко всему, что связывает время, предназначенное отдельной жизни, со временем всего человечества. Трудно ответить на этот вопрос. Такой была, как представляется, древнекитайская поэзия, но мы можем ошибаться, поверхностно рассуждая о цивилизации столь сложной для нашего понимания.

***
Таким образом, согласно Льву Шестову, «у каждого из нас навеки остается в душе склонность принимать за истину только то, что представляется всему нашему существу как ложь».

***
ХХ век дал нам простейший критерий действительности, и этим критерием является физическая боль.

***
Любой, кто в критике стихов или картин ссылается на нищету, голод, физические страдания наших ближних, занимается демагогией. Вряд ли человечество оказалось бы в выигрыше, если бы поэты перестали сочинять идиллические стихи, а художники писать картины светлыми красками лишь потому, что на Земле слишком много боли, а значит, нет места занятиям столь отвлеченным.

***
…каждый поэт в момент, когда он пишет, совершает выбор между предписаниями поэтического языка и вероятностью действительности. Если он зачеркивает слово и заменяет его другим потому, что стихотворение в таком случае приобретает большую целостность, то он следует обычаям классиков. Если же он зачеркивает слово потому, что оно не передает какой-то увиденной детали, то он склоняется к реализму. Однако две эти операции не удается четко разграничить, они переплетены между собой. При этом в ходе таких постоянных столкновений двух принципов поэт открывает некий секрет, а именно, что верность по отношению к реальным вещам можно сохранить, только упорядочив их иерархически. В противном случае, как это нередко бывает в современной прозо-поэзии, мы находим лишь «груду раздробленных образов там, где солнце палит», набор фрагментов, совершенно равнозначных и наводящих на мысль о нежелании поэта сделать выбор.

***
Этот объективный мир может предстать перед нашими глазами таким, какой он есть; следует, однако, предположить, что совершенно беспристрастно видит его только Бог. Стремясь описать мир, поэт остается с горьким осознанием неадекватности языка. […]…страстное желание обладать чем-либо нельзя назвать иначе, кроме как любовью. Следовательно, поэт выступает как человек, влюбленный в мир, но обреченный на вечную неутолимость, ибо при помощи слов он хотел бы проникнуть в самую сердцевину действительности, но, хотя надежда его не угасает, он постоянно получает в этом отказ.

***
Гражданин современного государства […] умеет читать и писать, однако слабо подготовлен к восприятию интеллектуальных благ высшего порядка. Его искусственно удерживают на низшем уровне с помощью телевидения и глянцевых журналов, а для ума эти средства массовой информации – хотя и не по своей технике – словно слишком узкие туфельки, калечившие ступни женщин в древнем Китае; в то же время, элита занимается так называемой культурой, то есть преимущественно принимает участие в обрядах, к которым принуждает снобизм и которые она сама с трудом переносит, страдая от скуки. Следовательно, открытие человеческой стихии для науки и искусства, скорее, является лишь потенциальным и требует значительного времени, прежде чем стать фактом.

Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/750005.html

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями