Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Владимирова, Н. «Энциклопедия» провинциальной жизни // Киров. правда. – 2012. – 6 апр. (№ 37). – С. 1, 8.

Владимирова, Н. «Энциклопедия» провинциальной жизни // Киров. правда. – 2012. – 6 апр. (№ 37). – С. 1, 8.

В 2011 году Алексей Погребной получил президентский грант на создание фильма «Азбука любви» - продолжение его дилогии – «Жаркое лето» и «Лиза», которая повествует о заботах и тревогах семьи молодых кировчан, ожидающих первого ребёнка. Премьера «Азбуки любви» состоится 8 апреля на телеканале «Россия-24». В этот же день Алексей погребной станет гостем клуба «Зелёная лампа» библиотеки им. Герцена, где будет демонстрироваться вторая часть его дилогии о семье Огородниковых.

При всей камерности и, ка­залось бы, показе частной жиз­ни трилогия – «Жаркое лето», «Лиза», «Азбука любви» – несёт ряд важных обобщений: из каких мелочей складывается семейное счастье, что важно в отношени­ях между супругами, как пре­одолеть препятствия, размолвки, столкновения интересов, чтобы не разрушить созданное, не стать чужими друг другу людьми. В финале «Азбуки любви» героиня говорит, что главные составляю­щие семейного счастья – терпе­ние, преданность, сострадание – предстоит пронести через всю жизнь. И эту «азбуку» не каждый может освоить до конца. Жизнь будет постоянно давать новые уроки, ставить новые задачи, решить которые без тех трёх со­ставляющих вряд ли удастся.

Пламя свечи на ветру

Документальное кино требует острого конфликта, столкнове­ний, вызывающих сопережива­ние у зрителей. А от создателей – особого подхода к героям, де­ликатности, чувства меры. Как рассказал Алексей Иванович, снимавший свой фильм «Жар­кое лето» для проекта 2000 года «Россия – рождение», продю­серы предлагали кинодокумен­талистам найти семьи, где кон­фликт был заложен или предпо­лагался изначально. Например, муж и жена исповедовали разные религии или были выходцами из социально неблагополучных се­мей или инвалидами, решивши­мися вопреки всему обзавестись детьми. Алексей Погребной не хотел «эксплуатировать обстоя­тельства» и выбрал для фильма вполне благополучную семью. В чём же конфликт? «Мне хотелось показать, - говорит кинорежиссёр, - разлад между человеком и временем, в котором ему сужде­но жить». В первом фильме есть эпизод, где беременная лежит в барокамере, а фоном звучат но­востные программы, нагнетаю­щие обстановку информациями о терактах, криминале, событиях на Северном Кавказе, кризисе, безра­ботице... Ощущение неблагопо­лучия мира передаётся от матери ребёнку ещё в утробе. И вообще эта только начавшаяся жизнь может погаснуть, как пламя све­чи на ветру, если её не сохранять, не заслонять от неблагоприятных обстоятельств любовью, заботой, вниманием. Эта тема звучит в фильме очень отчётливо.

Трилогия Алексея Погребно­го прослеживает жизнь семьи на протяжении десятилетия. Осу­ществить этот проект ему помо­гали мастера своего дела, заме­чательные операторы Владислав Услов, Владимир Подлевских, звукорежиссёр Владимир Коро­бейников, оператор и монтажёр Антон Погребной.

Идеальная героиня

Героиню будущего фильма найти было непросто, хотя же­лающие сняться в кино звонили и предлагали свои кандидатуры. Но режиссёру по многим пози­циям они не подходили. При­шлось обратиться в женскую консультацию, где Погребного и познакомили со Светланой Огородниковой. Она оказалась человеком открытым и весёлым. После некоторых колебаний всё же согласилась на съёмки, даже несмотря на то, что по услови­ям проекта роды должны были попасть в фильм непременно. В лице Светланы кинорежиссёр, по собственному признанию, нашёл идеальную героиню, обладаю­щую терпением, пониманием, ровным характером, что бывает нечасто.

Обстоятельства рождения маленькой Лизы были непросты­ми. Молодой матери пришлось перенести кесарево сечение, но всё обошлось более-менее благо­получно. Светлана основательно взялась за воспитание дочери, пользуясь новейшими рекомен­дациями. Девочка, рождённая раньше срока, даже обгоняла свер­стников в умениях и навыках. Но вскоре, неожиданно для всех, про­изошёл психологический срыв. Родителям предстояло менять методы воспитания, избавлять дочь от лишних нагрузок. Огородниковы рассчитывали года через три родить ещё одного ребёнка, но экономические и жилищные трудности к этому не располагали. Только через десять лет в их семье появилась Арина. О её первых ша­гах, об уроках прошлого, исправ­лении ошибок и взаимоотноше­ниях детей, родителей, об этапах «развития семьи» и рассказывает «Азбука любви».
Авторы выбрали героями три­логии обычных людей, надеясь, что зрители сумеют увидеть в экранной жизни многое из того, что происходит в их собствен­ной судьбе, с чем-то поспорить, а что-то понять и принять.
Алексей Иванович благода­рен руководству перинатально­го центра за предоставленную возможность снимать эпизоды фильма в родовой и послеродо­вой палатах и собирается пере­дать трилогию для просмотра и обсуждения с молодыми мамами.

Пионер «реалити-шоу»

В фильмах Алексея Погреб­ного прослеживается многолет­ний интерес к жизни российской провинции. Его герои – люди самые обычные, внешне ничем не примечательные. В основном это деревенские жители. Через их судьбы режиссёр воссоздаёт на экране неповторимый образ глубинки.
Первым из мастеров отече­ственного неигрового кино он обратился к жанру многосе­рийного документального теле­романа, и успешно работает в этом направлении. Телесериал «Лёшкин луг», рассказываю­щий о судьбе двух поколений фермерской семьи, снимался на протяжении 20 лет, трилогия «Жили-были» – более 10 лет, «Деревенская жизнь Влади­мира и Татьяны» – тоже около десятилетия. Его излюбленный жанр - наблюдение за жизнью героев, размеренное повество­вание, пристальное внимание к деталям.

Наряду с большими полотна­ми Алексей Погребной создал цикл весёлых и грустных ко­роткометражек под общим на­званием «Вятские характеры» – о тех, кого называют чудаками. Это «Коля Модный», «Спарта­нец», «В деревне Кукарековке», «Ау-у! Вселенная!», «Лишние люди», «Железный Генрих».
Интересные человеческие судьбы открываются и в филь­мах-портретах, которые сам режиссёр называет «неприду­манными историями». Их герои - учительница французского языка сельской школы-интерната Валентина Елсукова из фильма «Предзимье», марафонец Ана­толий Каратаев из фильма «Вся оставшаяся жизнь», героиня фильма «Извините, что живу» инвалид детства Вера Казакова, фотохудожник, поэт и философ Николай Зыков из фильма «Де­ревенский фотограф», забайкаль­ский художник-самоучка из ста­рообрядцев Поликарп Судомойкин из фильма «Нежный жанр».

Первопроходцы нового времени

В прошлом году Алексею Погребному пришлось paботать сразу над несколькими фильмами. Два создавались на деньги Министерства культуры. Первый – о ярославском художнике-аниматоре Александре Петрове,| получившем «Оскара» за работу «Старик и море», второй фильм «Сельский приход» –          о слободском селе Волкове. В перспективе – создание фильмов под общим названием «Антология вятского бизнеса». Первый – «Дом Курагиных» практически готов. Речь в нём пойдёт о предприятиях и людях, первопроходцах нового времени, тех, кто в период социально-экономических реформ начала 90-х в условиях конкуренции закладывал основы  вятского предпринимательства.
«Мне было интересно рассказать о том, – говорит режиссёр, – как зарождался класс предпринимателей, бизнесменов, как менялись мировоззрение, психология, кто и как приходил в бизнес, это некий сравнительный исторический опыт. Наши фильм расскажут и об истории семьи и о времени, в котором мы живём. Я не снимаю корпоративные, производственные ленты, «звёздные портреты». Мне интересно раскрыть психологию каждого человека, его характер, его натуру. Это своего рода исследование.
В фильмах Алексея Ивановича даётся панорама провинциальной жизни как части общероссийской истории на рубеже веков. Многие ленты вятского режиссёра стали классикой отечественной кинодокументалистики.

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

Алексей Погребной родился в 1947 году на Дальнем Востоке в Амурской области. В 1970 году окончил театрально-режиссёр­ское отделение Московского государственного института куль­туры, а в 1978-м – Ленинградский институт театра, музыки и ки­нематографии по специальности режиссёр телевидения. С 1974 по 2009 г. работал на Кировском областном телевидении. В на­стоящее время – художественный руководитель киновидеосту­дии «Вятка», заслуженный деятель искусств России.
За достижения в области киноискусства Алексею Погребно­му дважды (в 2000 и 2004 годах) присуждалась Государствен­ная премия РФ. В его послужном списке более 100 наград рос­сийских и международных кино- и телефестивалей, а также профессиональных конкурсов «ТЭФИ», «НИКА», «Лавр».
Вятский кинодокументалист входит в состав жюри Россий­ской национальной кинопремии «Лавровая ветвь», является членом Академии Российского телевидения. Евразийской теле­визионной академии и Академии кинематографических искусств «Ника».

Назад | На главную

џндекс.Њетрика


Поделитесь с друзьями