Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Ионушайте, Ю. Так пишут, так живут стихи – изменяя ритм сердца, избавляя от боли // Киров. правда. – 2012. – 9 марта (№ 25). – С. 10.

Ионушайте, Ю. Так пишут, так живут стихи – изменяя ритм сердца, избавляя от боли // Киров. правда. – 2012. – 9 марта (№ 25). – С. 10.

Гостем и героем первого – в новом году и в новом здании – заседания литературного дискуссионного клуба «Зелёная лампа» при областной библиотеке им. Герцена, которое прошло в первый день календарной весны, стала поэт, прозаик, режиссёр документального кино, преподаватель факультета журналистики Вятского гуманитарного университета Татьяна Лисик.

Как пароли, как кодовые слова звучали на встрече фамилии, на­звания улиц и городов. Поплавский, Литусов, Дягилева, Гре­бенщиков. Екатеринбург – он же Бург, непростой город, быть мо­жет, вторая родина. Вятка. Мос­ква. Как будто сверяя координаты на оси бытия – свои и тех, кто в зале, говорила Татьяна о зна­ковых рок-концертах, книгах и сборниках, приметах прошлых времён – тех, «когда нас зачаро­вывали уличные музыканты». И, конечно, читала стихи, прозу. Прежде остальных – «Про снег во сне. 2009» – из новых.

Что знали мы о снегопадах,
Скажи, скажи?
Их принимают как награду,
Зовут как жизнь –
Ту, что приходит сверхурочно
И вопреки,
Спугнув назойливую точку
В конце строки.

Вне границ, вне времени

В исполнении автора даже давно знакомые стихи, из тех, к примеру, которые были изданы в сборнике «Прорвало. Мифы, рождённые городом» (антология молодых поэтов, Киров, 1997 год) и которые в своё время чи­тали, кажется, вовсе не дыша, звучали совершенно особо.

Чтобы согреться,
Когда вдоль судьбы отпетой
Ветер погонит
Жизнь оболочкой смятой,
Таяло сердце
Красной дешевой конфетой,
Липло к ладоням
И отдавало мятой.

В каждой её строчке, в каж­дом стихе присутствуют какое-то огромное, неправдоподобное напряжение, электричество, которые изменяют ритм твоего сердца. Её стихи – это другой, со­вершенно особый, способ видеть и ощущать мир.
Мир, где живут и являются тем, кому это дано, ангелы (из последних – ангел печали и ангел-анестезиолог), но при всём том не бесплотный, не эфемер­ный. В нём есть место снегу и ветру, храмам, аркам, заборам, разбитым окнам и фломасте­рам, игрушечным зверям, про­спектам, асфальту, полиэтилену, сломанным зонтам. Но, главное, в этом мире есть место для люб­ви, для Бога. И для чужой боли. Парадокс состоит в том, что сами эти строки часто становятся анальгетиком против боли, лжи, фальши.

Не отрицая литературного влияния любимых поэтов – из тех, что названы выше, – и не считая стихов, в которых оно ощущается особенно остро и которые, по признанию, автора, были в большинстве своём изни­чтожены или недописаны, можно говорить не просто о своей – не­повторимой, особой, отдельной – системе образов и поэтическом языке, но об уникальном поэте, который живёт, работает и пишет с нами в одном городе. И чей та­лант и значение, безусловно, не ограничены – ни рамками этого города, ни временем, которое всем нам выпало.

Наследственная деформация

На встречу в Герценку при­шёл и Владимир Бучин, в своё время – главный режиссёр ГТРК «Вятка», снявший более шести­десяти фильмов, в том числе пер­вый цветной фильм в Вятке, член Союза журналистов и Союза ки­нематографистов России, заслу­женный работник культуры РФ.

– Человек-легенда, – отреко­мендовала его дочь. – Для всех. Для меня – в особенности. По со­вместительству – мой папа.
Телевизионные дети привык­ли смотреть на этот мир через какой-то прибор. Это, видимо, такая наследственная деформа­ция – отвечая на вопрос о том, почему в её стихах, сюжетах, фильмах так много окон и арок, Татьяна Лисик тоже ссылается на «генетическую предрасполо­женность». Дебютный докумен­тальный фильм Татьяны – «Белая Родина» – уже завоевал различ­ные призы на кинофестивалях. Сейчас монтируются три новых проекта.

– Наш принцип – на фильмы ни у кого ничего не просить, – рассказывает о своей режис­сёрской работе Татьяна. – И по­тому мы финансово ни от кого не зависим. Никакой спонсор не может нам ничего указывать. Но по этой же причине снимаем урывками.
Такие условия работы не по­зволяют сказать ничего опреде­лённого ни о конкретных сроках, когда проекты будут завершены, ни о дате премьер. Куда важнее сама перспектива их создания.

Чем измеряются встречи

Значимость культурного со­бытия никогда по-настоящему не определялась ни количеством участников, ни повышенным вниманием прессы. На встречу с Татьяной Лисик в Герценку пришло человек сорок. Из них чуть ли не половина – её друзья. Были здесь студенты, доценты, пенсионеры, химики, менеджеры и поэты. Не было только того тошнотворного привкуса местячковости, который часто ощущаешь и на более масштабных мероприятиях, широко рекламируемых и освещаемых в местных средствах массовой информации. И отсутствие этого неприятного и всем хорошо знакомого привкуса говорит о сущности состоявшейся встречи гораздо больше, чем любые слова.

Редко когда можно услышать тексты Татьяны в исполнении автора. В прошлый раз – той в Герценке – она читала свои стихи на поэтическом фестивале «Авант-2012», прошедшем в январе в девяти городах России. А до этого были годы публичного молчания. Годы, когда создавались новые стихи, когда была написана повесть, снят не один документальный фильм. И это позволяет думать, что все, кто пришли на заседание «Зеленой лампы», присутствовали на событии не просто редком, а в своём роде исключительном  и уникальном.

С текстами поэта, прозаика можно познакомиться на сайтах «Стихи.ру»
http://www.stihi.ru/avtor/belayarodina
и «Проза.ру»
http://www.proza.ru/avtor/belayarodina

ТОЛЬКО ФАКТЫ

«Родилась в Вятке, в семье режиссёров кино и телеви­дения Владимира Бунина и Людмилы Буниной. Закон­чила факультет журнали­стики Уральского государ­ственного университета (1997 г.). Воспитываю дво­их сыновей. В разные годы сотрудничала с газетами, журналами и телекомпа­ниями Кирова, Москвы, Минска. Корреспондент аналитической программы «Неделя» (КГТРК «Вятка»). С 2003 года работаю шеф-редактором службы «Но­вости 24-Центр» телекана­ла «РЕН TB-Киров». Пишу стихи и прозу, снимаю до­кументальные фильмы».
Из неопубликованной автобиографии.

Назад | На главную

џндекс.Њетрика