Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Мухлынина Н.В. Зелёный свет надежды (История литературного клуба «Зелёная лампа») // Девятые Герценовские чтения: материалы науч. конф.– Киров, 2007.

Литературный дискуссионный клуб «Зелёная лампа» – одно из старейших читательских объединений г. Кирова. В 2005 г. клуб отметил своё 30-летие. Инициатором создания «Зелёной лампы» и её бессменным руководителем на протяжении почти 25 лет была Светлана Васильевна Некрасова (Ворончихина), заведующая отделом абонемента ОНБ им. А. И. Герцена. Именно при ней были заложены лучшие традиции, с её именем связаны самые яркие страницы истории клуба. Без преувеличения можно сказать, что «Зелёная лампа» была её любимым детищем, которому она отдавала много душевных сил и энергии.

Своё название клуб получил в память о литературно-политическом кружке «Зелёная лампа», существовавшем в 1819–1820 гг. в Петербурге в доме камер-юнкера, любителя театра Никиты Всеволожского. Это был один из негласных кружков того времени, на заседаниях которого не только читались и обсуждались стихи, театральные премьеры, исторические и публицистические статьи, но и звучали вольнодумные высказывания и мысли о свободе, равенстве, уничтожении тирании. Это был своего рода филиал Союза Благоденствия. Участниками общества «Зелёная лампа» были многие будущие декабристы и сочувствующие им: Яков Толстой и Пётр Каверин, офицер лейб-гвардии Дмитрий Барков, член тайного общества Сергей Трубецкой, историк музыки Александр Улыбышев, а также писатели и поэты Николай Гнедич, Александр Дельвиг, Федор Глинка. Одним из самых активных членов кружка был молодой Александр Пушкин.

Обычно встречи проходили в доме Никиты Всеволожского на Екатерингофской набережной. Первый председатель собраний «Зелёной лампы» Яков Николаевич Толстой вспоминал, что своё название общество получило из-за зелёного абажура лампы, висевшей в зале, где собирались участники. Но оно имело и скрытый смысл. Лампа обозначала свет, в противоположность тьме и мракобесию, а зелёный цвет считался цветом надежды. Неслучайно девизом общества были слова: «Свет и Надежда». Каждый из членов кружка имел кольцо, на котором была вырезана лампа-светильник наподобие древнегреческих. Собрания имели конспиративный характер, каждый из участников обязан был хранить в тайне всё, что происходило на встречах. Обыкновенно собрания проходили по субботам за ужином с бокалом шампанского и сопровождались весёлыми обрядами. Так, например, слуга-калмык Никиты Всеволожского обязан был следить за разговорами и если кто-либо из гостей произносил непечатное слово, тотчас же преподносил ему «штрафной» бокал с восклицанием: «Здравия желаю».

Общество «Зелёная лампа» просуществовало недолго, в октябре 1819 г. Пушкин в письме к знакомому напишет: «Зелёная лампа нагорела, кажется, гаснет, а жаль: масло есть...»

Просуществовав недолго, «Зелёная лампа» пушкинской поры невольно дала название многим литературным, музыкальным, театральным обществам в России XX в. Например, одно из самых известных возникло в 1920 г. в Париже в квартире Дмитрия Мережковкого и Зинаиды Гиппиус, которые всячески подчеркивали связь и преемственность их «Зелёной лампы» с пушкинским кружком. На эти заседания приглашались не только литераторы, но и политические деятели русского изгнания, в том числе Александр Керенский. Заседания так же, как и в пушкинское время, сопровождались обедами, где обязательно подавался чай со сладостями, а иногда и шампанское. Существовала эта «Зелёная лампа» до 1940 г., вплоть до смерти Дмитрия Мережковского.

На вятской земле «Зелёная лампа» возникла в 1975 г., когда в руках у Светланы Васильевны Ворончихиной оказалась вырезка из газеты «Книжное обозрение» с заметкой о «Зелёной лампе» пушкинской поры. Это и определило название нового литературного объединения, созданного при отделе абонемента областной научной библиотеки им. А. И. Герцена. Первоначально «Зелёную лампу» было решено обозначить литературным кружком. На нём предполагалось обсуждать новые произведения, публикуемые на страницах «толстых» литературных журналов. В те годы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Иностранная литература» и другие подобные журналы были практически единственными источниками получения новой информации о литературных новинках. В них публиковались самые «горячие» произведения русских и зарубежных авторов.

Впервые вятская «Зелёная лампа» зажгла свой свет 23 апреля 1975 г. Поводом для первой встречи стала новая повесть Виля Липатова «И это всем о нём», опубликованная в журнале «Знамя» (1974, № 9). Периодичность заседаний было решено определить один раз в месяц, позднее встречи стали проводиться в первый четверг каждого месяца. Постепенно сложились определённые традиции и ритуалы проведения заседаний, многие из которых были заимствованы из пушкинской поры. В начале вечера непременно зажигалась лампа под зелёным абажуром, ведущий объявлял тему встречи и приглашал к дискуссии. Как правило, предваряло дискуссию выступление одного из членов клуба, в котором представлялся обзор жизни и творчества писателя или поэта, предлагаемого для обсуждения. Практически с самого начала клуб приобрёл дискуссионный характер, высказанному первоначально мнению всегда находился оппонент, возникал спор, нередко переходивший в бурное, эмоциональное обсуждение.

Следуя пушкинской традиции, хозяйка «Зелёной лампы» С. В. Ворончихина с самих первых встреч ввела за правило подавать кофе. Зелёный свет лампы, кофейные чашки на столе, постоянный состав участников клуба – всё это делало обстановку неофициальной и располагало к свободному, доверительному, открытому разговору. Обычно в кругу зелёной лампы собиралось не менее 30–40 человек, а общее количество членов клуба достигало 120 человек.

Одной из первых ведущих заседаний клуба совместно со Светланой Васильевной Ворончихиной была Людмила Николаевна Дементьева, сотрудник отдела обработки библиотеки им. А. И. Герцена. Её выступления на заседаниях клуба всегда отличались особенной обстоятельностью, академичностью, глубиной раскрытия темы. Выступления рядовых членов клуба, как правило, носили более свободный, эмоциональный характер. Причём, даже менее подготовленный участник встречи имел право высказать свою точку зрения. Светлана Васильевна так умела организовать дискуссию, что ни один участник не оказывался без внимания.

С самого начала был сформирован Совет клуба, члены которого определяли темы будущих встреч и активно участвовали в их подготовке. В него помимо С. В. Ворончихиной и Л. Н. Дементьевой входили: Владислав Владимирович Пластинин, журналист, председатель областного общества любителей книги, Наталья Павловна Козлачкова, преподаватель русского языка и литературы, Валерий Ильич Смирнов, доцент политехнического института. Активное участие в работе клуба с самого начала принимали сотрудники отдела абонемента, выступавшие с обзорами книжных и журнальных новинок, докладами по творчеству определённых писателей и поэтов, организовывали книжные выставки.

Клуб «Зелёная лампа» отличался особой демократичностью и открытостью, его членом мог стать любой желающий вне зависимости от социального статуса и профессии. Главное, что ценилось в клубе, – это любовь к книге, начитанность, оригинальность взглядов, желание говорить и обмениваться мнениями на самые разнообразные темы, не только литературные. Среди самых активных участников первого поколения «ламповцев» были: преподаватель русского языка и литературы, инспектор облоно Эмилия Александровна Платунова, инженер, научный работник Владимир Васильевич Коротков, учитель литературы Дорида Никаноровна Шипулина, преподаватель пединститута Галина Александровна Охотина, инженер Георгий Павлович Бизяев, филолог Леонид Викторович Жигалов, работник облвоенкомата Николай Агафонович Солкин, поэт и журналист Тамара Константиновна Николаева, инженер Александр Львович Рашковский, сотрудники библиотеки Ирина Александровна Андрианова и Клавдия Михайловна Войханская (директор Герценки в 1941–1975 гг.) и многие другие.

Темами первых обсуждений стали «Берег» Ю. Бондарева, «Живи и помни» В. Распутина, «Царь-рыба» В. Астафьева, творчество В. Шукшина, Н. Рубцова, Ю. Трифонова, О. Куваева, Ч. Айтматова, В. Тендрякова, Б. Васильева, В. Быкова. Неоднократно проводились заседания, посвящённые кировским авторам: В. Крупину, В. Коростелевой, П. Маракулину, Н. Перминовой, В. Пономарёву, В. Ситникову, Е. Наумовой. Эти встречи проходили особенно интересно, так как на них всегда присутствовали сами авторы.

Периодически 1–2 раза в год проводились заседания, посвящённые собственному творчеству членов клуба. Они проходили в более узком кругу либо на рождество, либо летом на природе или на даче одного из членов клуба. Здесь участники клуба знакомились со стихами, прозой, литературными эссе своих друзей. Таким образом, начавшись как литературный кружок, «Зелёная лампа» со временем превратилась в литературный дискуссионный клуб, который объединил многих творческих людей города.

Клуб быстро стал знаменит, о нём много писала местная и российская пресса: газеты «Книжное обозрение», «Советская культура», журнал «В мире книг». В 1977 г. московским режиссером объединения «Экран» В. Володарским был снят сюжет о дискуссии по книге В. Распутина «Прощание с Матёрой».

Необычайно популярен клуб «Зелёная лампа» был в 1970-е – в начале 1980-х годов. Как вспоминают члены клуба, это было одно из немногих легальных мест в городе, где была возможна дискуссия, свободный обмен мнениями. А литературная дискуссия, как правило, выливалась в дискуссию о жизни и политике. «Зелёная лампа» была своеобразным островком свободы в несвободное время, на заседаниях клуба не раз звучали речи и высказывания диссидентского характера. В те годы ходил слух, что на заседания «Зелёной лампы» стали наведываться люди из КГБ, внимание которых привлекли слишком уж вольные разговоры на темы, порой далёкие от литературы. К тому же, нередко предметом обсуждения на заседаниях клуба становилось творчество писателей и поэтов, неодобряемых властью. Так, например, в мае 1982 г. заседание «Зелёной лампы» было посвящено творчеству Владимира Высоцкого. В то время его имя ещё было под негласным запретом. Участники встречи не только читали его стихи, но и слушали полулегальные магнитофонные записи песен Высоцкого, принесённые кем-то из членов клуба. В этом же 1982 г. состоялось заседание клуба, посвящённое творчеству Марины Цветаевой, что также по тем временам было смелым поступком. Книги Цветаевой не переиздавались в СССР многие десятилетия, а её поэзия не была известна широкому кругу читателей.

Новая эпоха в истории клуба началась во второй половине 1980-х годов, когда на страницах «толстых» журналов стали активно публиковаться авторы, бывшие многие десятилетия  под запретом: А. Платонов, В. Гроссман, А. Солженицын, Б.Пастернак, В. Набоков, О. Мандельштам, И. Бродский. «Зелёная лампа» оперативно откликалась на каждую «громкую» публикацию такого рода. Первым в этом списке был роман А. Рыбакова «Дети Арбата». Обсуждение книги было необычайно интересным и бурным, так как тема сталинских репрессий, поднятая автором в романе, до этого времени практически не была отражена в произведениях советской литературы.

Дважды предметом обсуждения в клубе становилось творчество поэта Иосифа Бродского в 1993 и 1996 гг. Его стихи начали публиковаться в России только в начале 90-х, поэтому интерес к личности и творчеству Бродского был необычайно высок. Как вспоминала позднее Светлана Васильевна, такого столпотворения в клубе, пожалуй, не было никогда: люди стояли в проходах, в дверях, многим не хватило стульев. Никто не ожидал, что интеллектуальная поэзия Бродского, требующая определённой подготовки, вызовет такой интерес в провинциальной Вятке. Участники встречи читали стихи Бродского, с докладом о его творчестве выступила аспирант пединститута В. Девонина, звучали песни на стихи поэта. Это был один из самых ярких и эмоциональных вечеров в кругу зелёной лампы.

Начиная с 1980-х гг., регулярно стали проводиться вечера «Зелёной лампы», посвящённые зарубежной литературе. Особой популярностью пользовались ежегодные обзоры журнала «Иностранная литература», с которыми выступала сотрудник отдела абонемента Ю. Н. Резник. Не раз проводились занятия клуба, посвящённые тематическим номерам журнала, например, инфернальной литературе. Творчеству Габриэля Гарсиа Маркеса, Пауло Коэльо, Ромена Гари, польской литературе, литературе русского зарубежья были посвящены отдельные заседания «Зелёной лампы».

Во второй половине 1990-х гг., когда в обществе стал падать интерес к художественной литературе, расширилась тематика заседаний клуба. Теперь это были не только дискуссии на литературные темы, но и философские диспуты, музыкально-поэтические вечера, встречи с интересными людьми. На необычайно высоком уровне прошли встречи, посвящённые философскому наследию П. Чаадаева, малоизвестной работе Н. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», 2000-летию со дня рождения греческого философа Сенеки. Неоднократно проводились встречи историко-религиозного характера. Вот темы некоторых из них: «Иисус Христос: историческая личность или миф?», «Александр Мень и его книга "Сын человеческий"», наследие Е. Блаватской, «Оккультизм с улыбкой и всерьёз», «Вокруг Библии». Несколько заседаний клуба были посвящены теме минералогии, топонимике, гидронимике, новой хронологии истории цивилизаций, истории Вятки и т. п.

Ведущими заседаний клуба и активными участниками в 1990-е гг. были В. Старостин, Ю. Резник, В. Попов, Е. Чемоданова. Особо надо сказать о Василии Андреевиче Старостине. Пожалуй, это одна из самых ярких личностей за всю историю клуба. Впервые он появился в клубе в 1988 г., на обсуждении романа А. Платонова «Котлован», и до сегодняшнего дня трудно представить «Зелёную лампу» без его участия. Поистине не было тем и вопросов, которые бы глубоко и всесторонне он не знал. Обладая энциклопедическими знаниями, мастерством ведения дискуссии, он выступал на заседаниях клуба в своём любимом амплуа «вечного оппонента», подчас сталкивая участников спора, добивался драматизации, высшего кипения страстей. До сих пор многим участникам клуба памятно заседание «Зелёной лампы», посвящённое ирландскому писателю Джеймсу Джойсу. Анализ творчества этого представителя постмодернистской литературы труден даже для филологов, но не для Старостина. Благодаря ему сложнейшее произведение Джойса (роман «Улисс»), созданное в русле литературы «потока сознания», стало ближе и понятнее вятскому читателю.

И таких ярких личностей в клубе за 30 лет его истории было немало. Умением найти для дискуссии интересных, оригинально мыслящих людей – этим клуб «Зелёная лампа» всецело обязан С. В. Ворончихиной, которая, как опытный лоцман, все эти годы стояла у руля «Зелёной лампы». Именно благодаря её высокому профессионализму, отличному знанию литературы, необыкновенному искусству общения «Зелёная лампа» завоевала популярность и признание жителей города. Областное общество любителей книги неоднократно награждало клуб «Зелёная лампа» и лично Светлану Васильевну Почётными грамотами и Дипломами за активную пропаганду книги.

С её уходом в 1999 г. «Зелёная лампа» осиротела. К тому же произошла смена поколений в самом клубе, не стало и многих постоянных его участников, которые сохраняли верность «Зелёной лампе» на протяжении многих лет. И сама литература в конце 1990-х гг. перестала быть интересной и востребованной в обществе. Были сомнения, стоит ли продолжать работу клуба.

Новый этап в истории «Зелёной лампы» начался в 2003 г. с приходом в отдел абонемента Ирины Николаевны Кроховой, которая стала руководителем клуба. Произошла смена поколений и в самом клубе, пришли новые участники: Н. Д. Богатырёва, преподаватель ВятГГУ, В. П. Малахов, доцент КГМА, А. С. Василевский, профессор ВятГГУ, Т. П. Гурьянова, учитель французского языка. Среди вновь пришедших в клуб немало и молодёжи: М. Гребенщиков, преподаватель физики ВятГУ, Е. Вострокнутова, сотрудник библиотеки им. А. Грина, А. Халявин и Д. Курочкин, студенты МГЮА.

Среди наиболее интересных и удавшихся заседаний клуба последних лет были встречи, посвящённые творчеству Д. Гранина, М. Шолохова, С. Кинга, Е. Гришковца, П. Зюскинда. В ближайших планах «Зелёной лампы» – творчество писателя В. Пелевина, поэта Б. Рыжего, пермского писателя А. Иванова, который, кстати, обещал приехать на встречу в Киров.

27 апреля 2005 г. «Зелёная лампа» отметила своё 30-летие, на котором встретились несколько поколений участников клуба. В этот вечер не было места дискуссиям и спорам, звучали воспоминания, поздравления и музыкальные номера в исполнении членов и гостей клуба. И, конечно, не раз звучало имя С. В. Ворончихиной. Участники клуба предложили присвоить «Зелёной лампе» её имя.

Вся более чем 30-летняя история клуба отражена в фотоальбомах и Летописи клуба, которые ведутся в отделе абонемента. Сейчас начата работа над созданием отдельной странички клуба «Зелёная лампа» на сайте библиотеки. Здесь будет размещена информация по истории клуба, фотоархив, публикации о «Зелёной лампе» в СМИ, собственное творчество членов клуба, а также оперативная информация о прошедших и предстоящих заседаниях клуба.

Прошло более 30 лет с момента первой встречи в клубе. За это время состоялось более 200 заседаний, поменялся состав участников, но и сегодня клуб остаётся востребованным и любимым читателями. Он сумел выстоять в трудные времена и по-прежнему, как и в пушкинские времена, дарить зелёный свет надежды новым поколениям читателей.

Назад | На главную

џндекс.Њетрика


Поделитесь с друзьями