Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Антония С. Байетт

ДЕТСКАЯ КНИГА
(М.: Эксмо, 2012)

Я читала эту книгу почти месяц, так складывались обстоятельства. Как ни тяжелы они были для меня, но для восприятия романа они сложились – лучше некуда.

Книга эта прекрасна, громадна и сложна. Автор, английская писательница Антония Сьюзен Байетт, о которой я доселе не слышала, но которая, по-видимому, не зря слывет живым классиком, поставила перед собою задачу такого масштаба и сложности, что я даже не представляю – с кем ее можно сравнить из современных писателей. Так, по-моему, во всем мире уже никто не пишет. Кстати, почему эта форма романа возвращается к нам вновь? Или вместе с чем она возвращается? Тут есть над чем задуматься, чему удивиться, чего испугаться.

Больше всего эта книга напомнила мне одну, ту, которая в свое время буквально сделала меня больной ею на всю жизнь: «Очарованная душа», Ромен Роллан.
Во-первых, изображенным временем – события ее разворачиваются между 1895 и 1919 годами. Во-вторых, уже непривычной современному читателю многофигурностью. В мире современной литературы линза авторского внимания сейчас чаще направлена на небольшую группу героев. Таких, не побоюсь этого слова, толп персонажей с именами, характерами, судьбой – я давно не встречала. Перемешаны вымышленные и подлинные личности, они дружат, общаются, действуют вместе…
В-третьих, книга наполнена настоящим драматизмом самого серьезного свойства.

По временам меня раздражают проблемы, которые ставит и решает современная литература, вернее, почти полное их отсутствие. А мир наш, изменившись за последние сто лет качественно, отнюдь не стал более спокойным местом. Браться смотреть на жизнь людей масштабно, совмещать взгляд на героя и на социальный слой, класс, нацию, которые он представляет – по меньшей мере, нелегко. Есть искушение уйти от этой необходимости. Часто людям и думать-то об этом не хочется: так уютно замкнуться в индивидуализме и упиваться личным миром (и страдать им же) или абстрактно рассуждать о различных социально-политических феноменах, отказываясь видеть за ними – реальных людей, их судьбы, слезы и кровь. Мы все имеем право на взгляд «со своей колокольни», но забыть о том, что колоколен много – детское заблуждение, могущее стать опасным. «Детская книга» - пример взрослого взгляда с птичьего полета, охватывающего колокольни всех героев. У каждого из которых – своя правда.
Поэтому на вопрос «о чем эта книга?» ответить трудно: она об очень многих вещах, актуальных, важных, страшных. Из букета тем и проблем три-четыре стебелька, а то и все пять - десять – коснутся каждого ее читателя. Но одних – одни, а других – другие.

Неужели к нам возвращается необходимость – насущная, уже витающая в воздухе, - перестать думать лишь о себе? Судить лишь по себе? Мерить всё лишь собой? Неужели она возвращается на уровне осознания доминирующей тенденции в искусстве? Знаки этого я вижу, и не только в этой книге. Неужели мы, действительно, собираемся выйти из диких джунглей индивидуализма навстречу друг другу? И ради чего? Ради спасения от чего?

Возможно, это ответ самых мудрых и сильных духом художников – на действие могучих центробежных сил, готовых разорвать наш мир и нас самих на мелкие клочки – как уже было, к сожалению, не раз... Перед лицом огромных бед с разных колоколен давно пора подавать друг другу знаки – как минимум уважения, а затем и понимания.

«Детская книга» Антонии Байетт – книга-поступок. Отважный, дерзкий, трудный и – конечно, это покажет время, но я для себя знаю – героический.

Книга полна реалий времени вековой давности – полузабытых, странных, смешных, жутких – это Европейская энциклопедия конца XIX – начала ХХ века, где можно найти точный и правдивый портрет нравов, идей, мод, стилей, заблуждений и открытий эпохи. «Бульон», в котором варятся герои – очень крепок и ароматен. Я подумала, что для того, чтобы экранизировать эту книгу, придется затратить немаленькую сумму: дотошность, с которой автор воссоздает эпоху, невольно заставит киношников изрядно посуетиться! Но, я думаю, экранизация «Детской книги» - вопрос времени…

«Детская книга» - не книга для уютного отдыха, а для серьезных, может быть, суровых размышлений о нашем времени – до жути напоминающем виток спирали истории вековой давности. Не «от головы» книга, а «для головы».
И, кстати, она совсем не детская…

Об авторе - в Википедии


Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/624716.html

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями