Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Попов В. «Камо грядеши?»: (К 200-летию П.Я. Чаадаева) // Выбор. – Киров, 1994. – апр. (№ 12). – С. 11
  «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю отторгать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать».
«Слава богу, я ни стихами, ни прозой не содействовал совращению своего отечества с верного пути. Слава богу, я всегда любил своё отечество в его интересах, а не в своих».

«Живши для других, живёшь вполне для себя: вот истинное счастье, единственно возможное, другого нет».

  П.Я. Чаадаев.

История, человеческая память никогда не забывают тех мыслителей, которые пытались разобраться в сложных условиях современной им эпохи, указать пути выхода из них, предсказать, куда пойдёт развитие общества. Современники могли принимать (редко) или не принимать (гораздо чаще) эти идеи – чем яростнее их не принимали ранее, тем большее значение они обретали впоследствии.

Споры вокруг них длятся порой веками – в этом доказательство их жизнеспособности, актуальности. Таковы идеи, взгляды и пророчества Петра Яковлевича Чаадаева, двухсотлетие со дня рождения которого  отмечается в этом году.

Недавно в библиотеке имени Герцена состоялось очередное занятие литературного клуба «Зелёная лампа», посвящённое жизни и творчеству П.Я. Чаадаева и «Пути развития России».

На встречу пришли студенты Кировского пединститута, Вятского технического университета, преподаватели, журналисты, библиотекари, инженеры, врачи, рабочие. Оказалось, что в наше время растёт интерес к творчеству Чаадаева и это доказала дискуссия, развернувшаяся на заседании. Её вёл преподаватель КГПИ кандидат философских наук М.И. Ненашев.

- Философия Чаадаева, - начал он, - прямое продолжение русской философской мысли. Его предшественники – Владимир Мономах, Ломоносов, Державин, Радищев, Новиков, декабристы. Его современники, так или иначе повлиявшие на мировоззрение мыслителя, - Пушкин, Грибоедов, братья Тургеневы, Вяземский, Шевырёв, Хомяков, Тютчев.

В своих размышлениях Чаадаев самостоятелен, трезв и логичен – и потому приходит к неожиданным, неординарным выводам. Немало в его философии ошибочного (на это ему указывал, например, Пушкин), странного, неумещающегося в обычные рамки. Но во многом, очень во многом он оказался прав. И наша задача, его потомков, попытаться отметить для себя, что самое ценное в наследии Чаадаева, уяснить, в какие идеи, мысли философа время внесло свои коррективы.

С.В. Ворончихина, библиотекарь: «Некоторые   исследователи творчества Чаадаева считают его предтечей русского нигилизма, декабристов, предшественником «западников» и «славянофилов». Кто-то даже выстраивает так линию развития русской философской мысли: Чаадаев – Герцен – Ленин!

В чём только не обвиняли мыслителя: в преклонении перед Западом, в презрении ко всему русскому, в противоречивости взглядов…

Спор вокруг имени Чаадаева не утихает вот уже более ста лет, порой превращаясь в словесную войну.

Надо отметить, кстати, что ещё не все творчество русского философа изучено, не все его произведения выявлены: появляются в печати новые статьи, стихи, автографы. И, наверное, еще много будет сломано копий вокруг творчества Чаадаева!

В.В. Пластинин, журналист: "Неверна мысль, высказанная некоторыми людьми, что, мол, Чаадаев развивался вне зависимости от внешних условий, вне российской действительности. Как и у декабристов, взгляды Чаадаева формировались под воздействием его времени: он сравнивал Европу и Россию, искал сходство и разницу в их общественном, политическом и экономическом устройстве. Увидел стремительный прогресс Запада и отсталость крепостнической, общинной России, и его выбор склонился не в пользу России -отсюда идет его критика истории отечества, его строя, культуры: мол, нет в ней никаких достижений, народ был и остался рабом, не дав ничего выдающегося миру..."

В.В. Коротков, врач: "Можно ли сегодня некритически принимать мысли Чаадаева об исключительности, мессианстве России? По-моему, нет. Каждый народ, каждая нация внесли и вносят в мировую цивилизацию что-то свое, неповторимое".

В.А.Старостин, консультант-методолог: "Я бы только подчеркнул нестареющую мысль русского философа о том, что Россия - заповедник культуры! Таковой она является и поныне: это Россия дала миру Пушкина, Гоголя, Толстого, Рахманинова, Шаляпина, Станиславского, Горького, Эйзенштейна! Это она, Россия, создала великолепную культуру, искусство, науку! И этим мы, русские, должны гордиться".

В. В. Коротков: "Чаадаев был на редкость прозорлив! Своеобразно понимая историю России, он увидел пути, по которым пойдет её развитие, определил процессы, которые долго сказываться будут в нашем государстве: зависимость русского общества от власти, закрепощенность и скованность его мысли и фантазии, постоянную оглядку на Запад, неумение заглянуть далеко вперед, нежелание критически взглянуть на себя.

К сожалению, мы плохо вчитываемся в строки великого нашего мыслителя, плохо учимся - и без конца повторяем одни и те же ошибки..."

В.А.Старостин: "По-моему, это происходит потому, что и поныне народ в массе своей не мыслит, не рассуждает, покорно подчиняясь всему, что идет сверху. Так было и 160 лет назад, когда Чаадаев создавал свои "Философические письма". Чаадаев писал не для русского народа: он и не надеялся, что русский человек его поймет, поддержит, будет руководствоваться его идеями. Заметьте, его "Философические письма", "Апология сумасшедшего", «Отрывки и афоризмы", письма, статьи и заметки написаны на французском языке, полностью опубликованы лишь за рубежом. Для кого же они предназначались? Для интеллигентных, мыслящих людей, каковых в России было не так уж много. Да и зачем России нужны были эти люди? Они и сейчас-то мало требуются - похоже, что нашим властям по нраву покорные чиновники-исполнители, не рассуждающие, не критикующие, со всем согласные... Не потому ли мы так легко расстаемся с учёными, писателями, инженерами, музыкантами, уезжающими из России?..

Ещё замечу, что Чаадаев, конечно, догадывался, предугадывал: от его мыслей, пророчеств Россия в одночасье не всколыхнется, "не воспрянет ото сна" (разве что в далеком-предалёком будущем!). Может быть, поэтому чувствуются в его сочинениях самоирония, грусть, надежда с печалью пополам ("Слава богу, я не заблуждался относительно нравственных и материальных ресурсов своей страны, не принимал отвлеченных систем и теорий за благо своей родины")".

А. Зорин, выпускник КГПИ. сотрудник газеты "Вести": "Я тоже считаю, что Чаадаев оказался во многом прав в своих мыслях о России, о будущем. Он верил в самобытность русского народа - и вскоре народ действительно создал величайшую культуру!

Велика роль Чаадаева и в том, что он помог русским людям задуматься над тем, кто мы, в чём наше будущее, он заставляет нас мыслить, не стоять на месте, развиваться!"

Итоги дискуссии подвел М. И.Ненашев:

- «Рост интереса к творчеству Чаадаева - доказательство жизненности его идей. Он помогает нам осознать, понять самих себя, определить свое будущее среди других цивилизованных народов мира: каков же наш путь в истории, в чем наша самобытность, избранный ли мы народ, в мессианстве ли предназначение России? Доколе же мы будем ходить по кругу в определении нашего прошлого, настоящего и будущего? Неужели предназначение России лишь в том, чтобы подавлять всех географическими размерами, силой армии, угрозой применения ядерного оружия? Когда же мы снова станем покорять мир добротой и духовностью, мощью разума, таланта, гения?»

Куда же идет Россия?

Камо грядеши?

Давайте ещё раз перечитаем Чаадаева.

Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями