Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Михаил Анчаров

СОДА-СОЛНЦЕ
 (М. : Молодая гвардия, 1968)

 

Лирико-философская фантазия о Прошлом и Будущем, добре и зле, Любви и мещанстве, косности и гениальности:
«Я просто искал точку зрения. Когда чересчур высоко взлететь – не видно людей, чересчур низко – видишь брюхо соседа-исследователя, который твердо знает, что такое творчество, однако сам не плодоносит почему-то. Я подумал: а почему архимедову точку опоры надо искать вне человека, а что, если она внутри его? И тогда догадавшись, что я-то ведь тоже человек, я пустился в поиски самого себя, справедливо полагая, что в случае неудачи потеря для всех небольшая, а в случае удачи это находка для многих. И тогда я догадался о том, где искать дьявола, и о том, каким будет мышление у будущего человечества. Потому что любой талант – это способность скачкообразно познавать истину, и Леонардо да Винчи – это первый нормальный человек будущего, до сих пор обреченный на непонимание. (...)

...Хотите знать, как я пришел к этой идее? У всех нас есть чувство, что человек может быть значительно лучше, чем он есть? А что значит быть лучше? Это значит соответствовать основным условиям своего существования. А основные условия для человека – это другие люди...»

Сода-солнце (1965)
Самая знаменитая повесть Михаила Анчарова, с которой лучше всего и начинать знакомство с этим удивительным автором. Ночью к костру археологической экспедиции выходит странный человек, давно знакомый рассказчику.

«Его звали Сода-солнце. Американские летчики, участники челночного полета, которые отбомбились над Берлином и теперь пили у стойки на нашей базе, встретили его невнятным веселым лаем. Он прикрыл их от "мессершмиттов", когда они подходили к базе. Он один спустил в море двух "мессеров", третий задымил к горизонту.
- Сода-виски, - предложили они ему.
- Сода-солнце, - сказал он и стал губами ловить капли грибного дождя, залетавшие в открытую фрамугу…
Американцам перевели - сода-солнце, - они опять засмеялись и напились на радостях. Его стали звать Сода-солнце. Все светлело на базе, когда он появлялся. Худощавый, с близко посаженными карими глазами, удачливый в начинаниях и ласковый с девушками. Девчата из БАО – батальона аэродромного обслуживания – стонали, когда слышали его свист. А насвистывал он всегда одну песенку:

Подкатилися дни золотые
Воровской безоглядной любви.
Ой вы, кони мои вороные,
Черны вороны, кони мои…»

«Анчарову сказали: слабо написать фантастику?! Он сказал: у меня другие планы. А через месяц принёс 3 листа с хвостиком. Так в альманахе "Фантастика-65" (под редакцией А. Стругацкого) появляется - опять же первая и к тому же очень своеобразная – «фантастическая» повесть "Сода-солнце". А в следующем вторая - "Голубая жилка Афродиты"  (В. Кожевников. Михаил Леонидович Анчаров как мой любимый автор)

Голубая жилка Афродиты (1966) (повесть)

История трёх поражений, приведших к одной победе…
«Нас было трое друзей, влюблённых в одну женщину. Да, я забыл сказать, что эта женщина была каменная».

Духовные искания трёх друзей: художника Кости Якушева по прозвищу Да Винчи, физика Алексея Аносова по прозвищу Рыжик и поэта-клоуна Гошки Панфилова по прозвищу Сода-солнце.
Главы так и обозначены: рассказ физика…рассказ художника…

Поводырь крокодила (1968) (повесть)

Поэт и клоун Сода-солнце наyчился yпpавлять своим Вдохновением и посылает людям сны о тех гениях, для кого оно тоже было естественным обpазом жизни: Леонаpдо да Винчи, Бетховен, Шекспиp и Митyса (автоp "Слова о полкy Игореве" по версии Анчарова).
Также действyют: пожаpник А. Македонский, Э. Т. Гофман и многие дpугие.
Потpясающие сны-новеллы!..

«По буграм и ухабам, спотыкаясь о каменные выступы и проваливаясь в трещины, полз муравей. Это была еще не самая худшая из дорог, но уныние и нескончаемость пути раздражали его. Легко представить, какими словами он честил дорогу, на которую забрел случайно и бесплодие которой он теперь сознавал. И невдомек ему было, глупому муравью, что он давно уже полз по лику Венеры, который люди считали прекрасным».

А также к этой фантастической трилогии примыкают ещё 3 – уже реалистические – произведения о детстве, юности и судьбе трёх главных героев:

Теория невероятности (1965) (роман)

Главный герой – 40-летний физик Алексей Аносов. 50-е и 60-е годы – это было их время, время творческих людей, вернувшихся с войны. Обострённые до предела конфликты «физиков и лириков», любви и эгоизма, Мужчины и Женщины… И мучительные поиски Гармонии: «Время беременно фантастическими открытиями... Необычайно расцвела фантастика. А ведь фантастика – это лирика науки».

Золотой дождь (1965) (повесть)

Война и Творчество… Судьба художника Кости Якушева по прозвищу Да Винчи, почти на автобиографическом материале.
«И ещё со мной было детство, отрочество и юность – мои и всех писателей, которых я прочёл, и золотой листик луны, который видел только я один, и он всегда был со мной, а больше ни с кем, ведь у каждого внешний мир всегда свой, мы только внутри все одинаковые. И это меня убивали шесть раз в мой первый день фронта. (…) Поэтому атака немцев захлебнулась, и это я их победил. Потому что у них были танки, а у меня фонари на Самотеке, убитая рота, сосед справа, сосед слева, акварель в кармане, которую мы не раскурили даже перед смертью. А раскурили мы десятку. Хо, конечно, они захлебнулись! Мы на это не пожалели затрат».

Этот синий апрель... (1967) (повесть)

Книга о детстве, юности и духовном взрослении Гошки Панфилова, в будущем – поэта и клоуна Памфилия…по прозвищу Сода-солнце… «Ветры времени треплют шинель, бьют в глаза, и то, что было, - это то, что есть, никуда не уйти от этого, и прошлое живёт и шелестит, словно трава под босыми ногами, словно ветер гоняет газету на вытоптанном дворе».

Можно начинать читать весь Цикл и с этой реально удивительной книги.

Михаил Леонидович Анчаров – один из недооценённых отечественных гениев.
Это не поэзия и не проза, а какая-то реальность какое-то новое качество – поэтическая проза, где в каждом слове, в каждом кусочке фразы, ритмике присутствует дыхание автора. Чтение такой прозы есть не чтение, а непосредственное общение с живым человеком, диалог, где автор делится с тобой самым сокровенным, интимнейшим, доверительным.

 

Основные ссылки на тексты и интернет-ресурсы, посвященые М.Л.Анчарову::

http://ancharov.lib.ru/statyi.htm

http://lit.lib.ru/editors/a/ancharow_m_l/

Андрей Жигалин, поэтЪ

Отзывы к новости
Цитировать Имя
Евгений Останин, 30.03.2013 10:02:17
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями