Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Клаудиа Пинейро

ВДОВЫ ПО ЧЕТВЕРГАМ
(М.: Астрель, 2010)

Этот роман взволновал меня.
Когда я начала его читать, да простит меня известная аргентинская писательница, я почему-то настраивалась на банальность. Что можно представить, начав погружаться в описание жизни обитателей элитного поселка, района, обнесенного высоким забором с видеокамерами, где живут богатые, очень богатые люди? Самое большее, на что я рассчитывала, это история о том, что «богатые тоже плачут». Мол, успокойтесь, менее состоятельные, читающие о них, им тоже нелегко!
А получила я нечто совсем другое, и вовсе не о «богатых» и «бедных» думаю сейчас по милости Клаудии Пинейро…
А о том, что такое «СВОЙ КРУГ».
Не знаю, случайно ли это, именно ли это хотела сказать автор. Но я расслышала это, и благодарна ей.

Потому что жизнь чуждых мне социальных страт может меня интересовать лишь в плане проявления в них неких общечеловеческих закономерностей, а так – жизнь мультимиллионеров и «бомжей по убеждениям» (имевших возможность не быть бомжами, но «забивших на всё» по причине стойкого отвращения к труду) интересует меня в одинаково малой степени.
Взаимоотношениями хозяев и слуг (работодателей и наемных служащих) я тоже не особенно озабочена. Признаю, что чаще всего они сведены к функции обмена труда на деньги, и это вполне нормально. А «возвышаться» и «унижаться» люди, вступающие друг с другом в отношения обмена чем-то, могут лишь по доброй воле. Особенно сейчас, особенно в нашей стране, где феномен обладания огромными деньгами и привилегиями редко связан с чем-то, о чем можно говорить с гордостью и без опаски, и любая уборщица это знает.
Но может быть, в далекой Аргентине дела с этим обстоят как-то иначе?

А если честно, то и на наших толстосумов, и на аргентинских, мне одинаково наплевать.

Но почти у каждого человека есть СВОЙ КРУГ, за который он держится так, что оторвать можно только вместе с руками.
И что случается, если все-таки обстоятельства вынуждают человека покинуть этот круг?
Мало ли что! Потеря работы, экономический или политический кризис, огласка каких-то неблаговидных тайн, проблемы со здоровьем или с детьми, даже банальный развод? Больно, очень больно бывает ощутить себя, теряющим ЭТО.

Роман Клаудии Пинейро, по крайней мере для меня – о потере КРУГА, и о том, как это страшно.
Страх почти всех персонажей по этому поводу описан настолько достоверно, что мурашки по коже!
Почти физически ощущаешь гнетущую безысходность и потерянность героев, над которыми в один прекрасный день повисла угроза оказаться ВНЕ.
Для некоторых героев книги предпочтительней оказалась смерть. И удивляться этому трудно, но – надо, как надо и задуматься о природе этого страха.
Иррациональность его воспринимается как что-то колдовское. Как будто, проснувшись утром, можно вдруг вместо своего лица увидеть в зеркале чье-то чужое. Словно члены собственной семьи и друзья С НАМИ лишь потому, что мы с ними – в одном кругу, очерченном множеством условий и условностей!
Как будто нет в этом мире ни безусловной ценности одного человека для другого, ни дружбы, ни любви, ни радости жизни… Как будто вне круга они теряют свою значимость… Странно мы живем, люди, и странно чувствуем!

И только маленькие бунтари, дети, могут задуматься об этом явлении еще до того, как оно предстанет перед ними во всей угрожающей мощи. Вот так рассуждают об этом двое подростков, героев книги:

«Он рисует круг и внутри него две точки.
- Пуговица.
- Нет.
- Свиной пятачок, - произносит Ромина, уверенная, что угадала.
- Ничего подобного.
- Розетка.
- Проиграла.
Ромина ждет объяснений.
- Это мы вдвоем, - Хуани указывает на точки. – За стеной.
- За стеной или перед стеной? – спрашивает она.
- Это одно и то же.
- Нет, это не одно и то же, помнишь картинку… когда надо угадать, старуха там или молодая девушка?
- Да, я увидел девушку.
- А стена Лос-Альтоса - это то же самое, - говорит Ромина и рисует палкой круг. – На эту окружность можно смотреть изнутри, а можно снаружи, понимаешь?
- Нет.
- Кто внутри, а кто снаружи?
Хуани слушает ее, но не говорит ни слова.
- Мы сами запираемся или запираем других, чтобы они не могли войти к нам».

Дети-то понимают, что самое главное - это линия, соединяющая две точки. Ведь это так просто! Но существует круг, и кто попал в него, целым и невредимым из него уже не выйдет. Увы.

Фильм по этой книге с названием "Вдовы по четвергам" ("Вдовы четвергов") вышел в 2009 году.

Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/571349.html#comments

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями