Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Дементьева Л. Н. Разговор в «Зелёной лампе»: (О работе лит. кружка) // Киров. правда. – 1977. – 24 апр.

Третий год в областной библиотеке им. А. И. Герцена работает литературный кружок «Зелёная лампа». На его занятиях, которые проходят раз в два-три месяца, обсуждаются новинки советской художественной литературы. Запомнились участникам кружка дискуссии по произведениям В. Липатова «И это всё о нём...», Ю. Бондарева «Берег», О. Куваева «Территория», Ю. Трифонова «Дом на набережной». Очень многих привлекло занятие, посвященное   творчеству В. Шукшина.

Испытав свои силы в анализе прозаических произведений, члены «Зелёной лампы» изъявили желание обратиться к поэзии и на одном из занятий организовали большой разговор о творчестве поэта Н. Рубцова. В заключение этого разговора сам собой возник вопрос: а почему бы не обратиться к творчеству местных, кировских поэтов? И поскольку к тому времени только что вышел из печати первый сборник стихов В. Коростелевой «Мартовский» снег», выбор остановили на нем.

По общему мнению всех участников, это собрание прошло очень интересно. Открыл его ведущий — ответственный секретарь Кировского отделения Всероссийского общества кннголюбов В. Пластинин. В своем вступительном слове он говорил о природе поэтического творчества, о лирической поэзии и ее жанрах, о различных направлениях и школах в современной лирике, определяя место творчества В. Коростелевой в общем потоке современной поэзии.

С большим интересом слушали собравшиеся рассказ В. Коростелевой о своем творчестве и пути в поэзию. В юности была членом литературного клуба «Молодость» при газете «Комсомольское племя», затем заочно окончила литературный институт им. М. Горького и связала свою судьбу с поэзией. На ее стихи написаны две песни и романс. В сборник «Мартовский снег» вошли многие стихи из дипломной работы поэтессы. Приятной новостью было и то, что книга В. Коростелевой должна также выйти в издательстве «Современник».

Во время обсуждения книги частично или полностью были прочитаны все входящие в нее стихи, а те, которые особенно понравились, звучали по нескольку раз (например, «Осеннее»). Разговор касался в основном вопросов о «тихой лирике» поэтессы, причастности ее к народной тематике и стилю, о жанровых, особенностях ее поэзии, гражданственности и уровне художественного мастерства. Наряду с книгой активно обсуждалась  в статья Л. Дедова о ней, опубликованная в «Собеседнике».
Обнаружилось, что некоторые читатели не считают перспективной для автора народную поэтику «Мартовского снега». Другие, наоборот; убеждены, что продолжение этого направления обещает быть интересным и плодотворным. По мнению одних,  стихотворение «Мама» — стилизация, по мнению других — произведение, в котором нарисован яркий характер, выразительный образ,. оживленный четким плясовым ритмом.

Но если по вопросу о народности поэзии участники дискуссии пришли к полному согласию с автором, то иначе получилось в разговоре о «тихой лирике». Хотя поэтесса еще в начале беседы сказала, что ей не кажется удачным такое определение её творчества, все без исключения признали, что оно вполне соответствует общему духу и настроению лирических миниатюр, составивших ее первую книгу. При этом неоднократно акцентировалось, что причастность к «тихой лирике» вовсе не есть синоним несовершенства и что говорить «негромким голосом» можно о важных для всех вопросах.

Затрагивался в обсуждении и вопрос о гражданственности. Отмечались некоторая созерцательность, самоуглубленность     поэтессы, ограниченность тематики. Высказано пожелание, чтобы и другие, не только лирические темы привлекли внимание автора. Но сторонники этого мнения приобрели себе многих противников, одни из которых утверждали, что от поэта нельзя требовать широты тематики, а другие высказывали мысль о том, что стихи В. Коростелевой о любви к родному краю, о его природе, его людях — далеко не узко личные, а вполне гражданские стихи.

С пристальным вниманием анализировались стихи и с точки зрения художественного мастерства. Отмечались неудачные звукосочетания и выражения. Правда, и здесь обнаружились разные точки зрения. Многие безоговорочно хвалили стихотворение «Привычно женщине прощать», но было высказано и такое мнение, что оно не выдержано стилистически, что символическое обобщение первых строчек противоречит бытовизму последующих, а это разрушает целостность художественного образа. Споров не возникло, пожалуй, только по вопросу о жанрах поэзии В. Коростелевой. Во всяком случае, ее излюбленные поэтические миниатюры были приняты всеми, хотя высказывались пожелания, чтобы поэтесса попробовала свои силы и в другом поэтическом творчестве.

Разговор о «Мартовском снеге» был откровенным и доброжелательным. Его исходной позицией было то, что первая книга — это первый шаг, начало пути... Поэтому, отмечая достоинства и несовершенства сборника, желали одного — умножить достоинства.
Особенно отрадно, что состоялся разговор и о поэзии вообще. Некоторые из собравшихся читали и свои стихи

Назад | На главную

џндекс.Њетрика


Поделитесь с друзьями