Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Умберто Эко

ПОЛНЫЙ НАЗАД! «ГОРЯЧИЕ ВОЙНЫ» И ПОПУЛИЗМ В СМИ
(М. : Эксмо, 2007)

 

Относясь к этому знаменитому писателю, живому классику с огромным интересом и уважением, я не могу сказать, что «я от него без ума»! По-моему, от Умберто Эко нельзя быть без ума, а только – с умом!
С одинаковым удовольствием я читаю и художественные, и публицистические его произведения. Чередуя. Последней публицистической его книгой были «Картонки «Минервы», потом шла художественная - нашумевшее «Пражское кладбище".
О «Пражском кладбище» тут: http://l-eriksson.livejournal.com/454330.html 

Сейчас - снова сборник статей и текстов выступлений Умберто Эко периода с 2000 по 2005 год – «Полный назад».

Писатель этот чрезвычайно общественно активен, его занимают все заметные проблемы современного мира. Он успешно пытается найти многим приятным и неприятным социально-политическим явлениям внятное объяснение, дать какие-то прогнозы и рекомендации.
По гражданскому пылу он напомнил мне другого великого писателя. Свое ощущение от этого я выразила в названии этого поста: «Как нам обустроить Италию».
Однако есть и отличия. И отличия эти – при всем несходстве масштабов и типов дарований – на мой взгляд, говорят в пользу итальянца.
О чем бы Эко не писал, он демонстрирует именно те качества, за которые так симпатичен мне не только как литератор, но и как человек.
Доброту, например, выше которой трудно поставить что-либо другое…

Цитаты (их будет много):

---
Вновь поднял голову христианский фундаментализм, который, как мнилось прежде, опочил с XIX веком, возродилась антидарвинистская полемика и снова замаячил перед нами (пока что пугая только демографией и экономикой) призрак Желтой опасности. В наших белых семьях снова трудятся цветные рабы, как в романе «Унесенные ветром», и варварские племена снова идут в переселение, будто в первые века нашей эры. И как показано в одном из опубликованных здесь очерков, восстанавливаются (по крайней мере в моей Италии) манеры и обычаи, бытовавшие в Риме периода упадка.

---
Будто история, устав от поступательности двух тысячелетий, свертывается змеей и задремывает в блаженном уюте...

---
Однако, безусловно, в ситуации прослеживается и нечто очень новое, по крайней мере – для нашей страны. Кое-что до сих пор места не имевшее. Я имею в виду правительство, основанное на популистской демагогии, усиленной беспрецедентно сгруппированными в одних руках средствами массовой информации, правительство, созданное одной-единственной частной компанией, заботящейся о собственных приватных интересах.

---
Если кто-то бьется за политические изменения (а в данном случае я бьюсь за изменения политические, гражданские и моральные), то, не отменяя непременного права-обязанности интеллигента быть готовым к пересмотру своих позиций, этот бьющийся - в момент действия все же должен быть убежден, что стоит за справедливое дело, и должен энергично клеймить ошибочную позицию тех, кто ведет себя иначе. […]
Вдобавок, часто та критика, которая звучит малосимпатично, является критикой нравов. А критик нравов (порою в чужих пороках клеймя свои собственные, или свои наклонности к оным) должен быть бичевателем. Снова сошлюсь на классику: критикуя нравы – будь Горацием, пиши сатиры; а если ты Вергилий – тогда пиши поэмы, самые прекрасные поэмы на свете, но воспевая начальников.
Времена стоят плохие, нравы у нас развратные, и даже сама по себе работа критиков (та, которой удастся протиснуться через цензуру), выставляется перед народом на охуление.
(«Шагая раком»)

---
… любая война продолжится в форме тревожной политической, экономической и политической нестабильности еще сколько-то десятилетий…

---
Бывший директор ЦРУ не так давно в интервью «Репубблике» обмолвился, что по-хорошему надлежало бы бомбить не афганцев, а оффшорные банки Каймановых островов и банки крупных европейских столиц.

---
В общем, средства массовой информации выдали Усаме бен Ладену дармовой рекламы на миллиарды долларов.

---
Нефть быстро кончится. Но не закончатся вопросы. В добрые прежние века сарацины жили по одну сторону Средиземного моря, а христиане – по другую. Ныне же Европа полна людей, исповедующих ислам, говорящих на наших языках и учащихся в наших школах. Если уже сегодня некоторые из них переходят на сторону фундаменталистов, можно вообразить, что заварится в случае планетарного конфликта. Это будет первая война против неприятеля, не только проживающего в нашем с вами доме, но и получающего по больничному в нашей с вами страховой кассе.

---
Мир – это не то состояние, которое прежде было даровано, потом утрачено, а ныне снова поддается реконструкции. Мир – трудоемкое завоевание, отвоеванные пяди земли в траншейной войне. Мир добывается ценой множества человеческих жизней. […]
Грубо говоря, мирное существование всегда мирно для нас, но никогда не мирно для других. […] Самое ценное в идеях антиглобалистов, это как раз посылка, что удобства мирной глобализации оплачиваются неудобствами всех живущих на перифериях экономических систем.

---
Если всеобщий мир – результат войны, и чем разрушительнее война, тем неспособнее она решить те проблемы, которые ее породили, тем недостижимее мир, - что остается тому, кто верит, что за мир надо бороться, что он не наследство, даруемое божией благодатью?
Остается строительство мира не сплошного, а крапчатого, выгораживание островков мира на бескрайней периферии, охваченной Пра-Пра-войнами, которые будут сменять друг друга – одна за другой, одна за другой. […] За локальный мир не надо вести «последний бой». Локальный мир устанавливается, когда на фоне усталости дерущихся некий Переговорщик предлагает себя в посредники. […] Периферийность конфликта и короткая память масс-медиа – самые благоприятные условия для мирного посредника. […]
Пусть замирятся хоть двое, хоть один Монтекки с одним Капулетти. Это не разрешит проблем насущного мира, но покажет: проявление доброй воли даже в наше время возможно. Оно возможно всегда.
(«Несколько соображений о войне и мире»)

---
По тысяче причин француз до сих пор чувствует себя отличным от немца, но оба они – наследники древнего общего опыта, сформировавшего и ту, и другую нацию. У нас в совместном багаже – идея благосостояния, достигнутого благодаря профсоюзам, а не благодаря гомеостазу индивидуалистской этики, основанной на личном успехе. Мы все пережили провал колониальной политики и распад империй. Мы все пожили под диктатурами, умеем распознавать их в зачатке, и, может быть, потому мы (многие из нас) вакцинированы от диктатур.
Нам всем известно, что такое война в своем доме, что такое прямая угроза жизни. Я даже рискну сказать, что если бы два самолета воткнулись в Нотр-Дам или Биг-Бен, это вызвало бы, разумеется, отчаяние, испуг, гнев и ужас, но вряд ли – такой ступор и такую реакцию (депрессивный синдром в сочетании с инстинктом немедленного мщения), какие мы наблюдали у американцев, впервые получивших удар на своей собственной территории.
В общем, у европейцев имеется немало общих качеств, общих опытов, радостей, печалей, общая гордость, общий стыд, общие традиции, общая совесть. […]
Достаточно ли этого для того, чтобы объединить Европу? Явно недостаточно. […] Однако единство, которое Европа не умеет обрести в себе самой, навязывается ей извне объективной эволюцией событий.
(«Сценарий для Европы»)

---
Все вы (captatio) знаете, конечно, шуточную псевдорекламу: «Ешьте дерьмо: миллионы мух не могут ошибаться». Эту фразу нередко приводят, демонстрируя ущербность принципа «большинство всегда право».

---
Обычно бессовестный злоупотребитель, зная, что злоупотребляет, норовит при случае узаконить свой поступок и даже (в условиях диктатур) добиться консенсуса с жертвами: то есть подыскивает законное обоснование своим действиям. Мы видим, что вполне возможно, ведя себя бессовестно, обращаться к риторике.

---
Обычно диктатуры, чтобы заполучить общенародный консенсус для своих решений, избирают в качестве жупела какую-либо страну или группу, или расу, или тайное общество, которое якобы злоумышляло против цельности народа, управляющегося диктатором. […] На Муссолини и Гитлере не кончилась череда тех, кто спекулирует угрозами заговоров.

---
…отсылка к стародавней традиции, в двух словах: «Наше право бесстыдничать и безобразничать закреплено тем фактом, что мы – лучшие».
(«Волк и ягненок. Риторика бессовестности)

---
Перестав идеализировать интеллигента и делать из него учителя человечества, все задались вопросом, в чем же роль и в чем же долг интеллигенции. […]
… давайте применять ко всем тем, кто работает не руками, понятие «умственного труда», а имея в виду уже не способ труда, а степень его осознанности, - применять понятие «интеллигентской функции».
Функция интеллигента заключается в том, что человек – ну пускай не всегда, пусть какую-то часть времени, работает ли он головой, думает ли руками, - обязательно творчески участвует в формировании совокупной мудрости и совокупного блага. Этот человек выполняет интеллигентскую функцию. Ее выполняет (может, только один раз за всю жизнь) – крестьянин, который, наблюдая за сменой времен года, додумывается по-новому расчислять сроки сева и жатвы сельскохозяйственных культур. Интеллигентскую функцию выполняет воспитатель детского сада, когда отрабатывает новую обучающую игру. И безусловно выполняет эту функцию ученый, философ, писатель, художник всякий раз, когда выдумывает нечто до него никому не известное.
---
Интеллигентская функция выражается, подытожим, как в новаторстве, так и в критическом отношении к существующему знанию или существующему обычаю, а в особенности – в критическом отношении к собственному высказыванию. Поэтому не является творчеством сочинение поэта, не ведающего, какие общие места он перепевает. И в то же время очень даже творческую работу проделывает историк – ревизионист, наново прочитывая давно известный документ. Творчески работает и литературный критик, и даже простой учитель литературы, не пишущий собственных работ, но предлагающий читать совершенно в новом ключе произведения, сочиненные не им, а теми, кто работал прежде него или вместо него: через это новаторское чтение он выражает собственный поэтический подход.
[…] Не является интеллигентом ни высокопрофессиональный партиец, ни высококвалифицированный рекламщик.

---
Норберто Боббио утверждал, что лишь в обществах, функционирующих нормально, интеллигенты играют чрезвычайную роль. […]

Норберто Боббио. О нем: 

Когда общества функционируют ненормально, члены их не работают на единый результат, а разобщаются и пикируются между собою. Боббио полагал, что перед лицом любого «революционного процесса в действии» задача интеллигентов – следить, чтобы свобода и справедливость е, что либеральная теория – не политическая, а метаполитическая теория, моральный идеал, воплощенный в «партии интеллигентов». не вступали в противоречие друг с другом. […] …главная мысль его была – что политическая функция культуры состоит в защите свобод. Он многократно повторял следом за Бенедетто Кроч

---
Я процитировал работу Боббио 1951 года, в которой сказано, что задача интеллигентов – сеять сомнения, а не охотиться за истинами. […] …главным уроком Боббио, или по крайней мере главным уроком, который извлек лично я из учения Боббио в то время, было: интеллигент действительно обязан быть критиком, а не глашатаем, и он обязан прежде всего критиковать «своих». «Свои» не всегда означает «члены той же партии», потому что не всегда интеллигент – член партии. «Свои» - это те, кого интеллигент намерен идейно поддерживать.

---
[…]…и наконец, «было бы крайне важно, чтобы интеллигенты защищали автономию культуры внутри собственной партии или собственной политической силы, в сфере тех политических идей, которые они свободно себе избрали и для споспешествования которым они согласны приложить усилия. Усилия людей культуры».
(«Норберто Боббио: пересмотренное представление»)

---
Одна из новых характеристик общества, в котором мы живем – стопроцентная карнавализация жизни. […]
Характерно, в частности, что тотальная карнавализация никого не насыщает, а только разжигает аппетит. Доказательство – дискотечный синдром: наплясавшись и наслушавшись диких децибел на танцплощадках, выходя после ночи утром, ненасытные разгоняют машину и устраивают на скоростных дорогах опьяняющие гонки смерти.
Полная карнавализация, глядишь, доведет нас до анекдота. Помните древнюю хохму о том, как знакомятся с барышней: «Девушка, а сегодня после оргии вы чего делаете вечером?»
(«От игры к карнавалу»)

---
При трансформации общественных нравов сплетня из шепота превращается в крик, достигая всех обсуждающих и всех обсуждаемых и даже тех, кому эта сплетня вообще неинтересна.
Сплетня теряет все обаяние, всю силу секрета. Зато она создает новый образ осуждаемой жертвы. Эта жертва новой формации совершенно не вызывает сочувствия. Она вызывает зависть. Ведь предметами массового обсуждения бывают только знаменитости. Значит, стать предметом сплетни (публичной) – это признак высокого общественного статуса.
Тут-то и совершился переход на следующий уровень утраты privacy. Телевидение стало делать передачи, где уже не терзатели позорили имена терзаемых, а сами терзаемые сладострастно позорили собственные имена, веря, что получат за это такое же общественное признание, как известные актеры или политики.

---
В прежние времена, когда кабацкие мужики переходили разумные пределы в издевательстве над деревенскими недоумками и подстрекали тех на совсем уже дикие бравады, вмешивался мэр, аптекарь, друг семьи, которые обнимали недоумка за плечи, выводили из кабака, возвращали домой. А нынешнего телевизионного глупца никто домой не отводит. […] Напротив, общество подзуживает их.
Несомненно, перед нами преступный факт. Но не о защите попранных интересов Недоумка хлопочу я ныне (хотя этим вопросом следовало бы заняться компетентным органам, поскольку налицо злоупотребление правами недееспособного). Меня беспокоит другое. Восславленный своим явлением на экране, телевизионный Недоумок становится эталоном жизни. Если позвали его, значит, могут позвать любого. Выставление напоказ ничтожества убеждает публику, что никакое, даже самое постыдное невезение не обречено оставаться тайной личной биографии, и что обнародование этого стыдного будет вознаграждено. […]
Аналогичная ситуация отмечается сейчас в Интернете.

---
Я хотел вот что сказать. Защита конфиденциальности – проблема не только юридическая, но и моральная, и антропологически - культурная. Нам следует учиться вырабатывать, распространять, воспитывать новое представление о сдержанности по отношению к себе и другим.
(«Утраченная укромность частной жизни»)

---
Поликультурное общество должно воспитывать своих граждан в духе познания, признания и принятия различий, а не в духе незнания различий.

---
Демократия всегда вмещает в себя терпимую долю несправедливости. С ней следует мириться, чтобы всему нашему обществу избежать несправедливости нестерпимой.
(«О частных школах»)

---
Магия означает веру, будто можно перескочить в быстром темпе с причины на результат, опустив промежуточный процесс. […] Магия – это когда не показывают длинную цепь следствий и причин и в особенности когда не пытаются проверить эту цепь методом повторяемых экспериментов. Чудо совершается сразу, в том-то и красота магии. От первобытных культур до нашего просветленного Возрождения и далее до сегодняшнего дня, до мириадов оккультных сект и групп, кишащих в Интернете – вера в магию, надежда на магию отнюдь не угасла по воцарении опытной науки.

---
Одно из назначений интеллигента – кроме жесткой и суровой критики – это просвещенная популяризация. Великими популяризаторами науки были и Эйнштейн, и Гейзенберг, и мой покойный друг Стивен Джей Гулд.
(«Наука, технология и магия»)

---
Если б культурную гегемонию определяли по удельному весу, я бы пришел к выводу, что главенствующая культура сегодняшнего дня – мистическая, традиционалистская, неоспиритуальная, new age, ревизионистская. По-моему, государственное телевидение уделяет больше внимания Папе, чем Джордано Бруно, больше занято Фатимой, чем Марцаботто, и преподобным Пием, нежели Розой Люксембург. На страницах печати тамплиеры своей численностью многократно превосходят численность партизан.
(«Поработаем ревизионистами»)

---
Единственный способ не лить воду на бен-ладеновскую мельницу – это воздерживаться от каких бы то ни было черно-белых крайностей и заниматься только тем, что нам оставила в наследство европейская культура: отдельными и тонкими дистинкциями.

---
В последние недели все говорят о мусульманском фундаментализме. И забывают, что есть на свете и фундаментализм христианский. В особенности – в Америке. Но, скажут, христианский фундаментализм дает себя знать по воскресеньям в телевизоре, а мусульманский фундаментализм свалил Торговый центр, поэтому именно он вызывает у нас обоснованное волнение.
И все же они свалили Торговый центр по причине фундаментализма? Или по причине своего интегрализма? Или в качестве террористов? […]
Не все нетерпимцы – автоматически фундаменталисты и интегралисты. Мы знаем, что «Красные бригады» фундаменталистами не были, и ими не являются подпольщики-баски.

Как исторический термин, фундаментализм значит «обожание священных книг». Протестантский фундаментализм дожил до наших дней и характеризуется тенденцией буквально истолковывать Библию, в особенности по части космологии. Отсюда – неприятие тех форм образования, которые угрожают подорвать веру в библейский текст, и ненависть к Дарвину. Также и в мусульманском фундаментализме основной принцип – обожествление буквы Корана.
Все ли фундаменталисты нетерпимы? Нет. […]
Интегрализм – это такое устройство государства, при котором в основе и политической жизни, и правоведения лежит религиозность. Фундаментализм обязательно консервативен, а интегрализм нередко бывает и прогрессивным, и революционным. Интегралистские католические движения свободны от фундаментализма: сражаясь за общество, насквозь пронизанное религиозностью, они не требуют буквального восприятия Священного писания и в общем не чураются богословия а-ля Тейяр де Шарден. При этом есть формы интегралистского экстремизма, переходящие в тео-деспотизм, они тяготеют к фундаментализму. Таков, по-видимому, деспотизм талибов. В каждом роде и подвиде интегрализма присутствуют элементы нетерпимости ко всем, кто не разделяет принципы и идеи интегралистов. […]
Теократический деспотизм тоталитарен. Однако, не все тоталитарные режимы теократичны. Они устроены иначе: на место религии в них подставляется идеология.
А что расизм? Как ни странно, большая часть исламского интегрализма, при явной антизападной и антисемитской направленности, не может быть названа расистской, в том смысле, в каком был расистским германский нацизм. Он допускает в себя любых новых адептов своей религии, и по этническому типу они могут быть кем угодно. […]
Фундаментализм, интегрализм, псевдонаучный расизм – теоретические позиции, для них нужна сильная доктрина. Нетерпимость же и бытовой расизм распространяются без всяких доктрин. У них биологические корни – человек унаследовал это от животных, борющихся за территорию. Они основаны на эмоциональном подходе («не могу выносить людей, не похожих на меня»).

Конечно, этими немногими фразами я вряд ли распутаю хитросплетение сложных идей. Скорее – хуже запутаю их. Но ведь не я же создал хитросплетение. А когда обсуждаешь сложные вещи, главное – понимать, до чего они сложны, и лишь после этого браться обсуждать.
(«Слова – камни»)

---
«Красные бригады», наоборот, поспособствовали консолидации общества. Все политические силы в стране сплотились для защиты государства от терроризма. Тем самым оппозиция пришла к менее агрессивным формам существования, пришла к так называемому «консоциативизму». И следовательно, можно сказать, Красные бригады явились стабилизирующим фактором, если хотите – консервативным.
Что это – результат дикого сбоя в расчетах? Или «Бригадами» манипулировали? Не столь уж важно. Когда проваливается террористический проект, не только отменяются революции, но и усиливается прямо обратное, консервативное движение, и замирает эволюция общества.
(«Возврат в семидесятые годы»)

---
Необходимо помнить, что «ценить» собственную древность – не значит «не ценить» тех людей, у которых древность совершенно иная, и не значит выстраивать на основании своих «ценных корней» тотальные представления о добре и зле.

---
Задача культурного антрополога – продемонстрировать, что имеются на свете виды логики, не совпадающие с логикой Запада, и показать, что следует воспринимать эти виды логики серьезно, не презирать и не подавлять их.

---
Насколько всеохватен критерий технического развития? У Пакистана есть атомная бомба, у Италии – нет. Значит, мы по отношению к Пакистану – низшая раса?

---
Проблема в том, что культурная антропология еще не решила, что следует делать, когда член некоей культуры, принципы которой мы, быть может, уже научились уважать, в один прекрасный день неожиданно поселяется у нас в доме. […]
У нас есть законы, единые для всех. Думаю, что от них отступать никому не дозволено. Когда я ходил смотреть мечеть, я же снимал ботинки. Пусть и они уважают законы и обычаи принимающей страны.
Как решить вопрос с фотографиями на паспорт в чадре? Думаю, это классический пример ситуации, когда можно поторговаться. Можно, наверное, ввести магнитные отпечатки пальцев и потребовать за оказание этой паспортной услуги дополнительную плату.[…]
Размышления о параметрах позволит нам также прийти к выводу, что мы не готовы терпеть все и что кое-что для нас совсем невыносимо.

---
Одна из ценностей, о которой в западном обществе много говорится – это принятие несходств.
(«Священные войны, страсть и разум»)

---
Торгуемся мы вот о чем. Если бы каждый держался исключительно своей интерпретации фактов, диспут не кончился бы никогда. Необходима торговля, чтобы свести дивергентные интерпретации к точке конвергенции, пускай даже частичной, а оттуда выходить навстречу факту: факт ведь непреложен, неопровержим и разделаться с фактом не так уж просто, как мы знаем по опыту.

---
Плюрализм – соль жизни, демократии и культуры – не являет собою серию миров, замкнутых друг в друге, не знающих друг о друге. Он состоит во встрече миров, в диалоге миров, в сравнении миров с мирами.

---
Однако давно известно, что отличное – враг хорошего, а следовательно при торге надо ориентироваться на наименее плохое. Кто знает, сколько подобных торгов нам придется устраивать в будущем, дабы избежать пролития крови в полиэтническом мире.
(«Торг в полиэтническом обществе»)

---
Я из тех, кто считает, что в каждой десятке явлений глобализации по меньшей мере пять могут быть благотворны, но если уж брать отрицательную сторону глобализации, то она именно в насильственном навязывании слаборазвитым странам западных стереотипов с целью подвести их к западной модели потребления и привить им потребительские ожидания выше уровня их национальных возможностей.
(«Мисс, фундаменталисты и прокаженные»)

---
Вот что. О страстях не спорят. Это как внушать сходящему с ума и покинутому любовнику, который на грани самоубийства, что жизнь полна и что есть на свете множество заслуживающих любви женщин, а ветреная подруга, если в ней как следует разобраться, ничего особенного собою не представляла. Бессмысленная трата слов. Ему нужна из всех женщин на свете только она, и уговоры ничего не изменят.
[…] Предлагаю снова вспомнить об импульсах страстности. В нашем мире существуют ритуалы и виды поведения, символизирующие либо принадлежность к вере, либо же бунт против всех вер. Религиозные условности мы все обязаны уважать. Всякая неверующая посетительница, заходя в христианскую церковь, прикрывает плечи, в противном случае, она пойдет не в церковь, а в музей.
[…] Приезжая в мусульманское государство, лично я пью алкоголь только в гостиницах для европейцев и не разгуливаю по улице перед мечетью, отхлебывая виски из горла. Если кардинала приглашают с лекцией в мусульманскую школу, он соглашается выступать в зале, где развешаны на стенах суры Корана. […]
Призываю, таким образом нетерпимых фундаменталистов: понимайте и принимайте обыкновения и нравы принимающей страны. Призываю принимающие страны: пусть ваши нравы и обыкновения не превращаются в навязывание ваших вер.
При всем при том еще всех призываю выгородить и предоставить людям необходимейшие «теневые зоны», уютные, бесконфликтные, куда не заглядывают прожекторы разума.
(«Распятие, инструкция для пользователя»)

Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/555455.html#comments
http://l-eriksson.livejournal.com/555723.html#comments

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями