Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Хьюберт Селби-мл

РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ
(М.: Астрель, АСТ, 2010)

Я долго не хотела писать об этой книге. Пожалуй, это тот редкий случай, когда фильм мне понравился больше литературного первоисточника. А фильм «Реквием по мечте» (2000 год), при всей своей ужасности, обладает странным мрачным очарованием. И, насколько я знаю, нравится многим. Полагаю, Даррен Аронофски «рафинировал» текст Хьюберта Селби-младшего, извлек из него все самые полезные соки.

Разумеется, книга отличалась от фильма – прежде всего в сторону усиления впечатления «ужасности». И хотя про наркотики говорить надо, и говорить, наверное, именно так, пугать тех, кто еще способен бояться, но, кроме того, в нем ярче проявлен тот самый посыл страшного предательства себя, которое совершают герои. Совершенно правильно, что роли в фильме играют актеры в высшей степени симпатичные, воплощающие образы людей, которым было многое дано, но они этим «дано» пренебрегли – и поплатились. Они умны, у них есть таланты, желание их реализовать, они понимают (изначально) ценность любви и нежности, верности и дружбы. Непонятным для меня в фильме оставался лишь образ Сары.

Я сострадала ей сильнее, чем молодым персонажам: бедняжка попала в беду «вслепую» - ей преступно выписали амфетамины как средство для похудения. Она осталась одна после смерти мужа и отдаления (неизбежного, закономерного) выросшего сына. За что же ей такое? Оказывается, в книге содержался ответ на этот вопрос… У актрисы Эллен Бёрстин, сыгравшей Сару Голдфарб, настолько умное интеллигентное лицо, что зрителю (мне) не приходит в голову, что ее персонаж – по авторской версии – туп, пуст и несамостоятелен в суждениях, точно малый ребенок. Пожалуй, адекватно читается в Саре – Бёрстин лишь горечь вдовства и слепая и тоскливая любовь к сыну.

Оказывается, тупым двуногим животным, послушно идущим стадом за пастушьей дудочкой, звучащей из телевизора – быть НЕЛЬЗЯ, это смертельно опасно! Никто не пожалеет малых сих и никто не не оправдает, если они сами готовы предать свою душу в руки телевизионных божков… Бедная глупенькая Сара!

Больше всего в этом фильме мне нравится музыка Клинта Мэнселла. А в книге больше всего меня впечатлило предисловие автора к переизданию 1999 года. В нем заключена, кстати, и идея фильма.

Вещи, о которых говорит автор, Х. Селби-младший, пожалуй, актуальнее сейчас для России, чем для Америки. «Американская мечта»? Это, я считаю, хоть и яркий, но - «региональный термин», для России, по моему мнению, актуальный лишь отчасти. Общество потребления – вот определение точнее – с большей силой «адсорбирует» людей бедных, с безнадежно неустроенным бытом, которым – не до звёзд в небе, не до нравственного закона в них самих – ни до чего, прокормиться бы, выжить! Хотя и быть «не хуже других» хочется… Не знаю, насколько благополучная Мэрион, раздолбай Гарри и сирота Тайрон, а вот Сара Голдфарб – типичный «наш» персонаж – российская пенсионерка, верящая в телевизор…
Да, на месте героина у нас очень часто оказывается водка.

Хьюберт Селби-мл.
Предисловие к новому изданию

«Реквием по Мечте» был опубликован в 1978 году. Очень приятно, что эта книга до сих пор продается и готовится ее новое издание. По книге также снимается фильм, так что она живет и дышит (как и я).

Есть нечто прекрасное и горькое в том, что все это происходит именно сейчас, во время «невиданного процветания», когда для многих Американская Мечта становится явью. Разумеется, лично я считаю, что стремление к Американской Мечте не только бесполезное, но и опасное занятие, поскольку в конце концов она разрушает все и всех, кто имеет к этому отношение. Так и должно быть по определению, потому что она питает что угодно, кроме самых важных вещей: честности, нравственности, истины, - наши сердца и души. Почему? Потому что Жизнь/жизнь существует для того, чтобы давать, а не получать.

Я не предлагаю отдать все бедным и бездомным, - а их миллионы среди повального изобилия, - облачиться в рубище и пойти по улице с чашей для подаяний. Это, в сущности, не многим отличается от стяжательства. Я не боюсь денег и всего того, что на них можно купить. Я не прочь иметь дом, набитый всякой всячиной, хотя для начала мне следовало бы обзавестись домом. Я голодал, и не вижу в голоде ничего благородного. Так же не вижу ничего благородного в обжираловке, хотя быть сытым все же лучше, чем голодать. Тем не менее верить в то, что погоня за вещами есть цель жизни, - безумие.

Мне кажется, у каждого из нас есть личная мечта, индивидуальное Видение, собственный способ отдавать, но по многим причинам мы боимся идти этим путем или вообще признать и принять его существование. Однако отрицать свое Видение – значит продать душу. Получать не отдавая – значит жить ложью, отрицая истину, тогда как Видение есть отблеск истины: понятное дело, ничто извне не может на самом деле подпитывать мой внутренний мир, мое Видение.

Что произойдет, если я повернусь спиной к своему Видению и начну тратить время и энергию на достижение того, что предлагает Американская Мечта? Я стану нервозным, мне будет некомфортно в собственной шкуре, потому что вина за то, что я предал свое «я», оставил свое Видение, вынудит меня оправдывать собственное существование, то есть самоутверждаться, подходя к жизни как к вечному состязанию. Я буду приобретать снова и снова, чтобы усмирять и ублажать смутное ощущение пустоты, грызущее меня изнутри.

Конечно, не каждый испытывает муки такого рода, но многие страдают, хотя не понимают, что именно их гложет. Уверен, что у психологов есть специальный термин, определяющий такого рода расстройство, но важна причина, а не классификация. В мире миллионы людей, которым сходят с рук отвратительные дела, и они процветают. Именно так все выглядит на первый взгляд. И все же я знаю абсолютно точно по собственному опыту, что в этой жизни бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и в конце концов, нам всем придется сполна ответить за все свои поступки, за действие и за бездеятельность.

Эта книга о четырех людях, преследовавших Американскую Мечту, и о результатах этой погони. Они не видели разницы между Видением в их сердцах и иллюзией Американской мечты. В результате все ценное, что у них имелось, было утеряно.
К сожалению, я подозреваю, что реквиема по этой мечте не будет никогда, потому что она уничтожит нас до того, как мы получим возможность оплакать ее уход. Возможно, время докажет, что я ошибался. Как сказал Хэмингуэй: «Этим ведь можно утешиться, правда?»
(Хьюберт Селби-младший, Лос-Анджелес, 1999).

Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/543556.html#comments

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями