Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Мы говорим о Шукшине // Комс. племя. – 1975. – 30 дек.

В библиотеке имени Герцена живет и работает интересный кружок «Зеленая лампа», созданный при абонементе. Руководит Светлана Ворончихина. Это один из нескольких клубов любителей книги, созданных в Герценке. Но у него свое лицо, свой круг интересов, свой актив. Разговор на заседаниях «Зеленой лампы» идет о советской современной литературе. До сих пор члены клуба вспоминают, как бурно проходило обсуждение романа Ю, Бондарева «Берег» (оно состоялось летом 75-го). Обсуждали они и другие книги, глубоко взволновавшие советских писателей. На следующем занятии состоится  разговор о  повести  В.  Распутина  «Живи  и помни».

Последнее собрание клуба было несколько необычное — разговор шел не об одной книге, а обо  всем  творчестве  писателя   Василия   Шукшина.

Почему же именно Шукшин привлек внимание любителей книги? Почему вообще он сейчас так популярен? Чем объяснить стремительный взлет любви народной к этому человеку? Вот на все эти вопросы и хотелось получить ответ тем, кто пришел на собрание. Желающих поговорить, поспорить о Шукшине оказалось больше, чем ожидалиустроители вечера. И обсуждение было страстным, горячим. Сегодня мыпопробуем как можно более подробнее познакомить наших читателей с мнениями членов «Зеленой лампы». Это не так легко сделать, потому что, когда накалились страсти, уже невозможно было знакомиться с ораторами,  звучало много реплик с мест. Одним словом,  вот  как  шёл  разговор  о  Шукшине:

ВЕДУЩАЯ – ЖУРНАЛИСТКА «КОМСОМОЛЬСКОГО ПЛЕМЕНИ» Т. НИКОЛАЕВА:

- Василий Макарович Шукшин известен, вероятно, каждому. Но одни знают его как киноактера, исполнителя главных ролей в фильмах «У озера», «Они сражались за Родину» и других. Другие оценили очень высоко его режиссерские работы в кинематографе: фильмы «Печки-лавочки», «Калина красная». Третьи сожалеют о том, что он тратил себя на кино и считают, что в первую голову он писатель. И все-таки, если смотреть по-отдельности, то получается такая странная ситуация. И актеров у нас много таких, которые по таланту, по мастерству выше Шукшина. И режиссеры у нас есть более интересные. Да и среди писателей он был не самым выдающимся. Почему же смерть его так потрясла нас, стала настоящей народной трагедией? Что было в этом человеке такого, что сделало его любимым почитаемым, а теперь – и самым читаемым? Мы теперь узнаем из посмертных публикаций о том, какой чистый и честный человек был Василий Макарович, как самоотверженно он работал, как верил в русский народ и любил его.

В прошлом году в нашей области проходила неделя советской литературы, в которой принимал участие известный поэт Евгений Храмов. На одной из встреч с читателями Евгений Львович рассказывал о своей совместной поездке в Сибирь с Шукшиным

- Вы знаете, - говорил Храмов, - Василий Макарович был в общем-то замкнутым человеком. Ему был абсолютно чужд разговор просто так. Он говорил только о том, что его интересует и волнует. И вот когда в дороге или в гостинице окружавшие просто болтали, чтобы скоротать время, он молчал, думал. Но уж если заходил серьезный спор, Шукшин не уходил от него, каким бы острым он не был.

Однако, согласитесь, судя по его литературным произведениям, очень трудно представить Шукшина молчаливым и строгим. Трудно, пока не вдумаешься, не вчитаешься. Когда вчитаешься, понимаешь, что за трогательными, смешными, нелепыми историями стоят очень важные размышления автора.

Вот  обо   всех   этих   вопросах  мы   и   хотим   поговорить  сегодня:   почему   так любим сегодня  Шукшин, какие проблемы   поднимает его творчество и  в  первую очередь — литературное творчество? О чем он заставляет нас думать?

Н. КОЗЛАЧКОВА,  УЧИТЕЛЬ    ШКОЛЫ      РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ   3-ДА   ИМ.   ЛЕПСЕ.

- Я не очень много читала рассказов Шукшина, но все же они, на мой взгляд, впечатляют больше,  чем   кино.  Мне  кажется, он очень хорошо понимает простых людей. Понимает и умеет вскрыть психологию самых разных людей. Вот рассказы, где раскрыт  мир лотребителей, в других отлично показана  рефлексирующая интеллигенция. Но все-таки его рассказы производят на меня впечатление заготовок,  этюдов.Наверное, если  бы  он жил дольше, он бы  создал прекрасные  литературные произведения. А   пока  он вносил  на бумагу те впечатления,   которые  у него скопились.  Эти   впечатления   еще     не  сложились вочто-то  цельное.

РЕПЛИКА   ИЗ  ЗАЛА:
-   У него хорошая рабочая совесть. Читаешь, и чувствуешь, что он заглядывает вовсе уголки души — все ли там чисто? Шукшин умел изображать простых трудовых людей.

Г. ОХОТИНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   ПЕДИНСТИТУТА.
- В Шукшине нас, конечно же, подкупает цельность личности. Где бы он ни работал, он всегда оставался   самим   собой.
Если говорить о его литературном творчестве, то мне кажется, оно имеет предшественников. В прошлом веке существовал целый пласт литературы, которая изучала быт, жизнь, психологию народа. Шукшин тоже дает точные зарисовки народных характеров, народной психологии. Но дает не этнографически, а заинтересованно, страстно. Не для констатации просто, адля понимания нас самих.

В жизни он умел увидеть самое существенное и писал об этом. Обладал он исключительной гражданской совестливостью, поэтому и произведения его так близки народу, каждому честному человеку. Он за многое болеет. Многого не принимает в нашей жизни: чиновничества, хамства, мещанства, шкурничества. Не принимает и ненавидит. Но уж и в отстаивании нравственных ценностей он очень страстен.

Шукшин великолепно слышит, знает и передает устную речь. В его рассказах нет искусственных ситуаций. В них — живая жизнь.

РЕПЛИКА   ИЗ  ЗАЛА:
-   Главное, что он думать  заставляет.

В. ХУДЫНЦЕВ, СТУДЕНТ СЕЛЬХОЗИНСТИТУТА:
-   Я узнал о смерти Шукшина, когда служил в армии. В тот день у нас были тяжелые учения. Мы совершенно вымотались. И когда уже можно было отдыхать, мы сели, легли. И  кажется, поднять нас не могло ничто. Но тут вдруг пришел кто-то из ребят и сказал, что умер Шукшин. Мы вскочили. Незадолго до этого мы посмотрели фильм «Калина красная».   И Шукшин стал вроде бы как нашим другое. И вот умер...

РЕПЛИКА   ИЗ   ЗАЛА:
- А я не согласен, что его рассказы не закончены, что это этюды. Мне кажется, что Шукшин близок   к  Чехову.

РЕПЛИКА   ИЗ   ЗАЛА:
-   Да что вы! Чехов и Шукшин совсем по-разному  смотрят  на  жизнь.

В. КОЛЕВАТОВ, СЛЕСАРЬ   ДЕПО   ЛЯНГАСОВО:
-    Шукшин потому популярен, что он пришел к своим. Свой пришел к своим. Его сила - в народности. Так сейчас все должны писать, Шукшин шел к нам открытым, заявляя: вот я. Он умел дать сочный кадр, как поэт дает сочную строку. Это и в кино,  и   в   рассказах.

РЕПЛИКА   ИЗ   ЗАЛА:
-   У него рассказы какие-то... И не запомнишь. Действительно,  как   этюды, совсем не развернуты. Прочитал книгу «Беседы при ясной луне» и не запомнил ни одного героя.  

РЕПЛИКА   ИЗ   ЗАЛА:
-   Все равно рассказы интересные. Все ведь из жизни. Какая разница,- закончены   или  нет.

М. НЕНАШЕВ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДИНСТИТУТА:
-  Мне хотелось быотметить вот какую особенность творчества Шукшина. В его рассказах основное происходит не на виду, а в глубине, подспудно. Во многих произведениях события идут, а внутри этих событий происходят важные психологические столкновения и очень   серьезные   сдвиги.

И еще. Шукшин отразил диалектичность народного характера. Помните, рассказ «Четырежды ноль»? Работяга и чиновник - это как бы две стороны одного человека. Он отразил противоречивость человеческой натуры. И недостатки его героев - часто продолжение  их  достоинств.

В. ПЛАСТИНИН, ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ ОБЛАСТНОГО ОБЩЕСТВА КНИГОЛЮБОВ:
- Шукшин смело говорит в своих рассказах и в фильмах о том, о чем мы порой боимся говорить. Но я не согласен, когда говорят, что он создал народный тип, отразил народную психологию. Мне кажется, что его интересует не герой, а поведение героя. И я бы назвал его психологом ситуаций. Здесь говорили о его сходстве с Чеховым. Я бы еще сравнил его с Зощенко. Чехов, на мой взгляд, все-таки неизмеримо выше. А вот Зощенко уступит Шукшину. Он талантливый писатель. Сейчас литературоведы восхищаются тем, что он уловил смешение городского и деревенского языков. Но я тоже думаю, что если бы он прожил дольше, то смог бы написать прекрасные вещи. А пока он искал не на главных направлениях. Посмотрите, сколько среди его героев пьяниц неудачников, чудиков.

РЕПЛИКА   ИЗ   ЗАЛА:
-  Он призывал быть человеком. И выметать все черное, все, что нам мешает. Он помогал партии очищать новое общество.

Е. КОРДЯК, ЖУРНАЛИСТКА:
-   Долгое время в нашей литературе народ показывали только массой, силой. А каков каждый отдельный человек внутри себя, писателей вроде бы не интересовало. Шукшин заглянул вдушу человека. Как писатель, он был искренен перед своим временем, перед своим народом. Я преклоняюсь перед этим человеком, потому что он чутко держал руку   на   пульсе   времени.

РЕПЛИКА   ИЗ   ЗАЛА:
-   Зачем четвертовать его на писателя, режиссера, актера. Он вошел в нас целиком. И останется с нами.

Когда расходились после обсуждения, многие говорили о том, что творчество Шукшина достойно еще более длительного и разностороннего разговора. Неплохо было бы собраться еще раз, И в коридорах, и в раздевалке, и на крылечке, и на улице споры продолжались. Может быть, и вам, уважаемые читатели, захочется сказать свое слово о Шукшине? Напишите нам.

Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями