Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Марина Степнова

 ЖЕНЩИНЫ ЛАЗАРЯ

( М.: АСТ, Астрель, 2011)

Этот мой отзыв о прочитанной книге будет отличаться от многих прочих. Тому есть причина.
Когда я сама выбираю себе книгу – я несу ответственность за свои ощущения, и это отражается в том, что я не критикую то, что мне в целом понравилось, и не пишу о том, что мне в целом не понравилось: «Не умеешь выбирать – не ной, что попался горький кусочек!» - одергиваю я себя.
И если книга находится посередине между этими оценками, обычно, я чаще говорю «нет» своему первому порыву что-то о ней сказать. Здесь же – именно такой случай, когда смолчать не получится.
Это происходит потому, что книга эта укладывается в программную тему, о которой мы с друзьями планируем поговорить в будущем сезоне на «Зеленой лампе». А на «Зеленой лампе» не принято легкомысленно кривить душой, вот я и не буду…

Тема эта – СЕМЕЙНАЯ САГА в современной российской литературе. И вряд ли можно было выбрать вопрос, который был бы мне более интересен!
Прошу прощения, я не филолог, и у меня проблемы с терминологической точностью.

Книги, построенные по принципу семейной саги, я очень люблю, и прочла их немало! По-моему, само это словечко – «сага» в данном контексте обозначает то, что в рассказе о судьбах нескольких поколений одной семьи присутствует и некая метафизическая область, не укладывающаяся в пространство простого описания характеров и событий. У любой семьи есть свои малые боги и духи, свои «Эдды», «Илиады» и «Одиссеи», в которых участвуют как люди из плоти и крови, так и образы из семейных преданий, память о предках, и т.п. У российских семей – в особенности. Последние полтора столетия были столь бурными и драматичными, что ни одна семья не избегла даже не шекспировских, а гомеровских страстей.

Один очень ценимый и уважаемый мной человек часто, цитируя великого, повторяет мысль о том, что не любит произведений, скурпулёзно воссоздающих реальность. «Зачем еще одна, какая-то по счету?!» Заранее защищаюсь от этой тяжелой (хотя и справедливой) длани! Настоящая САГА всегда несет печать мифологичности и искажает линейность времени и пространства в судьбах своих героев. Там, где этого нет – нет и саги.

Еще один момент. Писатель, избравший предметом изображения семью, обычно становится неким малым демиургом, и в своем малом райке под обложкой разыгрывает мистерию событий и отношений, связанных с гораздо более масштабными общественными событиями и процессами. Эта игра дает автору свободу быть необъективным, как древнее божество, не трудящееся быть добрым и справедливым. «Ну, нравится он мне! И ему я помогу! А вот ее – погублю…» И помогает. И губит. Показывая не объективный социальный срез, а систему собственных представлений и предпочтений, автор как никогда открыто декларирует свои взгляды очень на многое.

Ни один персонаж здесь не может считаться случайным, произвольным. Каждая черточка образа – метафора. Кстати, читатель, обычно, очень легко эту условность понимает и охотно на нее откликается, вступая с автором в игру в «узнавалки»! И потому обычно фигуры из семейных саг становятся для читающих людей стандартными типами, их имена превращаются едва ли не в клички.
Мой дядя ругается словом «Будденброки!»
Подруга, описывая знакомого, отвесила нелицеприятный отзыв: «В общем, Сомс Форсайт!»
Для меня многие более или менее симпатичные знакомые семьи (грубо, конечно, примитивно) классифицируются как «Болконские» или «Ростовы». В моем окружении больше «Болконских».

В общем, любая книга, подпадающая под условное обозначение «семейная сага» - это возможность прийти в гости к персонифицированной мифологической системе, космогонии – в авторском видении.

Странное и сложное ощущение. Книга эта как минимум демонстрирует недюжинные литературные мускулы автора. Она яркая, захватывающая, занимательная, от нее, начав читать, невозможно оторваться! Язык красивый, апеллирующий ко всем рецепторам и органам чувств – описывается запах – ты его ощущаешь, описывается звук – ты его слышишь. Живая чувственность текста – необыкновенная!
Очень ярко ощущается и иная достоверность – очень серьезно подошла писательница к изображению быта и нравов различных социальных ниш, где обитают ее герои. Например, я достаточно хорошо информирована о двух из них. И, судя по ним, читатель может поверить и достоверности изображения других.

Мои дедушка и бабушка также были в эвакуации в городе Энске (прозрачно, как стекло, что это Пермь). Более того, судя по всему, мой дед Ирма должен был быть знаком с прототипом Лазаря Линдта, если герой книги действительно имел единичный реальный прототип, так как работал под «его» руководством. Тогда в «армии» (оборонная инженерная наука), в которой Линдт был молодым и дерзким генералом, а потом стал и маршалом, мой дед в войну был «лейтенантом», а под конец карьеры стал «полковником».
Имею честь быть хорошо знакомой с мамой одной из выпускниц «Энского» балетного училища, и рассказы ее не вступают в диссонанс с картинами, которые описывает Марина Степнова.

Подлинного знания остальных реалий – дореволюционной гуманитарной профессуры, быта еврейских местечек (мои еврейские предки жили в городах) – у меня нет. От знания портретов и повадок советской партийной номенклатуры и кагэбэ Господь меня избавил. Бизнесменов «первой постсоветской волны» в близком окружении я тоже «не иму», и смутно подозреваю, что за это тоже – слава Богу.

Первая треть книги вообще, по-моему, первостатейный шедевр! И я бы превозносила автора до небес, если бы история этой третью и ограничилась – настолько она гармонична, красива – до целебности… Образ Маруси – один из прекраснейших женских портретов в отечественной литературе последнего времени. Вот он – ответ на мольбы с воздетыми к небу руками – о воплощенном в литературе идеале, о тихом, и – что самое главное – воспроизводимом – подвижничестве равновеликом счастью! За прекрасную Марусю – низкий поклон Марине Степновой!
Ради этой героини – а также ради прекрасного, сочного стиля и невиданной для серьезной литературы занимательности – я рекомендую эту книгу всем своим друзьям!

А сама, «отбомбившись конфетами», начну перечислять свои претензии к автору.

Прежде всего, раз уж я имею дерзость весьма по-дилетантски, но все-таки теоретизировать – то, по-моему, книга Марии Степновой «Женщины Лазаря» все-таки не семейная сага. Это меньше чем семейная сага. Увы, с добавлением к первой – двух последующих третей – это сочный и красочный сценарий потенциального телесериала. Скорее всего – оглушительно и заслуженно популярного, в котором не постыдятся сняться хорошие актеры. Но я его смотреть уже не буду – я такое не смотрю.
Нет, это не клюква! Да, имеются гомеровские страсти! Да, есть даже некая высокая суперидея… Но всего-то и наберется ее, суперидеи, – на одно хорошее лирическое стихотворение, которое, скорее всего, уже написано, да и не раз, множеством поэтов…

Внутренней логики, алгебраической красоты образов в этой книге, за исключением образа Маруси – нет. Всё – частное, даже если достоверно случившееся где-то и с кем-то, но в целом – совершенно надуманное, не о нас с вами, друзья-читатели. Помните такое клише из доперестроечных учебников литературы – «поднялся до обобщений»: так говорили обо всех писателях, так или иначе затрагивающих социальную проблематику. Этот автор не поднялся. Кстати, возможно, даже и не рвался подниматься, но читая на обложке в аннотации «семейная сага» - я все-таки этого ждала.

Описание семьи без внятной социальности – это, знаете, пейзаж с заваленным горизонтом.
Так что, не сага, нет. Вот «Жили-были старик со старухой» (с двумя последующими романами-продолжениями) Елены Катишонок – САГА, и великолепная!

Книга Елены Катишонок – как огромный камень, что принес ледник ко мне на поле. Сложу из него дольмен – служить своим малым богам и великому Богу, смотреть сквозь него на солнце, пока жива! Книга Марины Степновой прокатилась сквозь мой мир легко, как саночки с горы – фью, и нет их.
С них только Маруся скатилась ко мне. Беру ее за руку, веду домой, посажу в красный угол!
Здравствуй, гостья дорогая!

P.S. В общем, несмотря на все личные претензии – читать рекомендую!

Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/512390.html#cutid1
http://l-eriksson.livejournal.com/512643.html#cutid1

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями