Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Питер Акройд

ТЁРНЕР
(М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012)

Еще одна биографическая книга любимого писателя. Добавившая мне восхищения интеллигентностью, тактом и мастерством Питера Акройда.
Я понимаю, что биография живописца – это в большей степени комментарий к его картинам, которые, по идее, говорят сами за себя. Но мало, по-видимому, найдется в художественной среде личностей настолько диссонирующих с собственным творчеством, чем Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Человека менее пригодного для созданию МИФА о себе самом труднее сыскать!

Я помню, как в юности, выбирая для себя некие образы-помощники, среди нескольких репродукций положенных под стекло моего письменного стола, остановилась на одном из его морских пейзажей – картине «Фрегат «Смелый».
 http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0215/p0215.htm

Драматизм и оптимизм, сила свободного духа и радость жизни – не могут быть настолько ярко и просто выражены в словах, как в красках. Тёрнер волновал меня больше Айвазовского, и не меньше Левитана. Что-то в его пейзажах отзывалось таким заразительным чувством юности, жизнелюбия и одновременно – духовности, что определило для меня этого художника в разряд любимых.
Тогда, ничего о нем не зная, я поверила, что на его знаменитом автопортрете – лицо именно его, человека гордого, смелого, одухотворенного и красивого.

Но книга Акройда не может не развеять этого мифа, самозарождающегося при взгляде на картины Тёрнера. (Даже автопортрет оказался – «идеализированным»).
Он рассказывает о странном, замкнутом, мягко говоря, крайне меркантильном человеке, который вызывал недоумение, а то и насмешки современников своим поведением. Как бы это пояснить тем, кто не читал книги П. Акройда или других подробных биографий Тёрнера? Чем-то это напомнило мне эпизод из знаменитого фильма М. Швейцера «Маленькие трагедии», где Г. Тараторкин и С. Юрский сыграли фрагмент из «Египетских ночей» А.С. Пушкина (читая, вспомните сцену из фильма):

«Италиянец умолк... Чарский молчал, изумленный и растроганный. - Ну что? - спросил импровизатор. Чарский схватил его руку и сжал ее крепко. - Что? - спросил импровизатор, - каково? - Удивительно, - отвечал поэт. - Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха, и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно. Итак для вас не существует ни труда, ни охлаждения, ни этого беспокойства, которое предшествует вдохновению?.. Удивительно, удивительно!.. Импровизатор отвечал: - Всякой талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера, и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами размеренная стройными однообразными стопами? Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею - тщетно я сам захотел бы это изъяснить. Однако... надобно подумать о моем первом вечере. Как вы полагаете? Какую цену можно будет назначить за билет, чтобы публике не слишком было тяжело, и чтобы я между тем не остался в накладе? Говорят, la signora Cataiani брала по 25 рублей? Цена хорошая... Неприятно было Чарскому с высоты поэзии вдруг упасть под лавку конторщика; но он очень хорошо понимал житейскую необходимость, и пустился с италиянцем в меркантильные расчеты. Италиянец при сем случае обнаружил такую дикую жадность, такую простодушную любовь к прибыли, что он опротивел Чарскому, который поспешил его оставить, чтобы не совсем утратить чувство восхищения, произведенное в нем блестящим импровизатором. Озабоченный италиянец не заметил этой перемены и проводил его по коридору и по лестнице с глубокими поклонами и уверениями в вечной благодарности».

Для меня «Италиянцем» здесь выступает сам Тёрнер, который велик и нелеп одновременно и, подобно другому Пушкинскому образу, мог бы услышать упрёк: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя!» Чарским, правда, не разочаровавшимся, а благоговейно, до влюбленности преданным этому удивительному таланту, здесь, очевидно, будет теоретик искусства, писатель Джон Рёскин!

"Большой канал в Венеции" 1835.
Будучи художником и более никем, и вовсе не представляя собою образца ни в чем человеческом, «крошка Тёрнер» (в реальности походивший на Панча – ярмарочную куклу) говорил «митематика» вместо «математика», был желчен, тщеславен, обладал пугающе грубыми манерами и вообще был странноват – настолько, что вызывал сомнения в своем психическом здоровье.

Так что же объяснила мне книга П.Акройда и – зачем она мне?
Во-первых, напомнила мне, что не стоит ждать от человека, а тем более человека талантливого СРАЗУ ВСЕГО. Хороша, конечно, фраза Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт», но мне как-то понятнее Цветаевское: «Ибо раз голос тебе, поэт, дан, остальное – взято». И вопрошать мудрости стоит у книг, картин и музыки, а не у людей, создавших их, они ТАМ в гораздо большей степени, чем ЗДЕСЬ.
Я поняла это хотя бы потому, что почувствовала: моя любовь к Тёрнеру не пропала, а укрепилась.


Рыбаки в море. 1796
Да, кстати, это – во-вторых, он вовсе не был плохим человеком! Просто его человеческие качества не столь ярки, как краски его полотен.
Всю жизнь любил путешествовать. Пробираясь по болотам Шотландии сетовал, что у него нет утиных перепончатых лапок. Восхищался природой, боготворил ее. Был верен своей реке, Темзе, родился и умер на ее берегах, и столько раз изобразил ее, сколько никто другой не изобразил ничто другое. Был фантастически трудолюбив и плодовит – рисовал и писал постоянно, прибегал к рискованным вещам – однажды попросил привязать себя к верхушке мачты судна и работал там…

Никогда не унывал! Мечтал стать театральным художником (официально), но через неделю после его приема на работу – театр Пантеон сгорел. Что ж? Тёрнер наутро пришел на пепелище и с энтузиазмом писал руины!
Очень любил своего папашу, которого так и звал… Правда не давал ему ездить на своем пони, и старикан проходил ежедневно по 11 миль, пока не нашел выход: за стакан джина просил возить его из пригорода в Лондон на возу продавцов овощей. Но ведь нашелся же выход!

Был прекрасным учителем, но не «объяснял», а «показывал». Но ведь понимали же! Помнили и благодарили! Любил Античность и все рвение в самообразовании направил именно на ее изучение. Купил и изучал четырнадцатитомную антологию античной поэзии.

Уильям Тёрнер. Переход Ганнибала через Альпы. 1812.
Всю жизнь предпочитал общество женщин старше себя. Официально женат не был, но дважды за жизнь был связан длительными и прочными отношениями именно с такими женщинами. У первой из них, к слову сказать, к моменту знакомства с молодым Тёрнером было четверо дочерей от первого брака. Еще двух девочек отважная дама родила от него. Тёрнер своих незаконнорожденных дочек (а других детей у него не было) не обидел в своем завещании и разрешал им называть себя отцом. Растить их помогал. К слову сказать, его наследники очень постарались «отцензурировать» его наследие и попросту сожгли все рисунки Тёрнера, которые сочли «порнографическими» (там где были голые люди, да!)
А вот вторую свою подругу жизни художник не побаловал ни пенни из своего кошелька, хотя и прожил с нею несколько лет. Что ж, гусары с женщин денег не берут…
Но никому он не разбил сердца – это ли не заслуга? Выбирал таких, кто мог удовольствоваться лишь той частью его души и жизни, которая не была отдана искусству. А это, насколько я понимаю, было немного.

Став очень состоятелен, мог позволить себе благотворительность и, в том числе, в распоряжении своим завещанием. Был любопытен: с огромным интересом и без присущего коллегам-художникам снобизма следил за зарождением искусства фотографии!

И – самое главное – Тёрнер был верен своему видению мира, и писал так, как считал нужным, в результате чего намного опередил свое время, оставаясь невероятно современен по сей день!
Что думал, как жил и что чувствовал этот человек вне живописи – постепенно выцвело и истаяло. Остались лишь его работы. И память о фразе умирающего художника: «Солнце – бог!»

"Восход солнца в утреннем тумане". 1807.

Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/494172.html

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями