Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Марина Аромштам

КОГДА АНГЕЛЫ ОТДЫХАЮТ
(М.: Компас-Гид, 2011)

Эту книгу мне привезла и порекомендовала прочесть Маша, [info]netnenado. Я верю ей и никогда не разочаровываюсь в том, что она мне советует.
Книга меня немного насторожила своим внешним видом. Она издана ТАК качественно, что даже страшно в руки брать!
Бумага плотная, переплет красивый, иллюстрации симпатичные и стильные. Грозная надпись гласит: «Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с письменного согласия издательства». Значит, цитировать нельзя. Хорошо еще читать можно, ах, душевное спасибо!
Я заглянула в интернет в поисках фрагментов текста, официально вывешенных в рекламных целях. И увидела… многочисленные предложения «скачать бесплатно».
Вот сижу, чешу в затылке.

А порефлексировать-то надо? Надо. Значит, увы, придется ограничиться личными впечатлениями и размышлениями, ничем не подкрепленными. А вы поверите мне на слово, что эта книжка – хорошая?
Я понимаю, что одно перечисление премий и призов, присужденных этому тексту и изданию, заставляет отнестись к нему с уважением:

-Список выдающихся детских книг мира «Белые вороны», составляемой Мюнхенской международной детской библиотекой, 2011.
-Приз детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения «Размышление о Маленьком Принце», 2011.
-Список «7 детских книг, которые нравятся взрослым» журнала «Сноб», 2011.
-Каталог «100 новых книг для детей и юношества, которые должны быть в каждой библиотеке», 2011.
- Список «Нравится детям Ленинградской области – Лучшие детские книги года». 2010.
-Большая премия Российской детской национальной премии «Заветная мечта», 2008.

Книга, если вы прочитали список ее наград, воспринимается как детская, что, на мой взгляд, не совсем правильно. Это – нормальное чтение и для подростков, но, как мне кажется, прямой адресат этой книги – взрослые. Родители и учителя. Ведь это – педагогическая проза, затрагивающая некоторые специфические моменты, интересные именно взрослым!

Например, мне очень понравилось, что ряд событий или высказываний в «…Ангелах…» пересказывается и интерпретируется трижды, причем – в обратном порядке. Ситуация, в которой Учитель (героиня книги Марсём) что-то говорит детям – раз. Восприятие и осмысление сказанного детьми – два. А также история, происхождение этого воспитывающего примера, образа – его первоисточник – три. Это очень интересно! Обратный путь от воплощения до замысла – со всеми приобретениями и потерями.
Мне понравился сознательно и честно демонстрируемый люфт между пониманием одних и тех же истин детьми и взрослыми. Здесь нет упоения собственным педагогическим талантом, и в то же время нет умиления детками, которые только ждут, когда добрая Марсём начнет оказывать на них свое волшебное воздействие.
Есть учительская рефлексия – изнанка вышивки, которую не все учителя вам покажут, да и не все увидевшие одобрят. Но это правда – взрослая правда жизни, правда профессии, в которой есть и вдохновение, и рутина, и радость побед, и чувство бессилия при поражениях.

Ткань этой истории тонка и сквозь нее явственно просвечивает – «для чего». Это, своего рода «Дао Учителя» - такое же, хотя и несколько другое, чем мною и очень многими любимая книга Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

По некоторым пунктам, возможно, Марина Аромштам выигрывает – история Бел Кауфман, как бы сказал кинооператор – «снята статично, с одной точки», автор - героиня – педагог, и дети – объекты ее восприятия, и только. Взгляд Аромштам шире, он проникает в образы Учителя, ученика, родителя, меняясь и трансформируясь. Даже с художественной точки зрения это интересно, не только с человеческой.
Но кое в чем я присудила бы Кауфман первенство, кстати, за это говорит не только мой читательский, но и родительский и житейский опыт.

Безусловно, большинство принципов, о которых Марсём отказывается (и правильно!) говорить, но которые ярко проступают в ее педагогической работе – мне чрезвычайно близки. (Также в роли транслятора позиции автора выступает Дедушка главной маленькой героини истории – девочки Алины).
Но ситуации, от которых Марсём впадает в шок, приходит в ужас, валится с ног настолько, что и трубку телефонную не берет, при сравнении с ситуациями, описываемыми Кауфман, просто смешны. И это грустно, потому что даже я – не учитель, а мама 20-летней и 16-летнего – знаю: это горюшко – не беда!
Единственный ужас, которого лишь краем касается Марсём – это мысль о риске невольно подтолкнуть усыновителей проблемного приемного ребенка к отказу от усыновления. Вот это – таки да, то был бы ужасный ужас и невольное злодейство такого масштаба, что можно приболеть.

Но страшные нервы и грозное дознание (даже я понимаю – подталкивающее кого-то ко лжи!) по поводу того, что четвероклассник в валентинке написал однокласснице «я хочу тебя трахнуть» - это просто нехорошо, знаете ли! Опытный учитель от этого не сляжет. А если сляжет – это плохо его характеризует. Есть вещи, которые нужно уметь терпеть, профессиональные вредности и профессиональная стойкость.
Ситуации, когда каждый день дети рискуют попасть в огромные и непоправимые беды – погибнуть или покалечится в результате ДТП или собственной неосмотрительности или шалости, подвергнуться сексуальному насилию, оказаться на игле, попасть в тоталитарную секту, задуматься о суициде – то, о чем помнят все взрослые – и учителя, и родители. И по сравнению с этим-то случившееся вдруг – да, некрасивое, корявое противное проявление того, что зовется «играй, гормон»… Это повод для разбора полётов с тактично и спокойно выявленным автором и обиженным адресатом. Но не повод к кипучим страстям, не повод, нет!
Вот этот момент в книге мне откровенно не понравился.

Если бы я могла рассказать Марсём о нашей Людфёд, которая даже из больницы, где лежала в угрожающем жизни состоянии, по телефону не только родителям, но и любому ребенку готова была ответить на любой звонок! А вдруг именно ей будет задан вопрос, который решит судьбу доверенного ей ребенка? Она – не герой, она обычный старый педагог, с сорока годами стажа, которая уже не искрит по пустякам, но не теряет бдительности, понимая, наверное, что сама она – ангел для своих детей. Ангел, не имеющий права на отдых.

Что мне понравилось еще? Портрет Януша Корчака на стене класса и призыв читать его книги. Вот это – дорогого стоит!
Все равно, как если бы современный поэт, завершая свою книгу стихов, призвал читать Пушкина. За это ему простишь любые частичные несовершенства! Это сразу снизило остроту всех моих претензий к персонажу, Марсём и автору, Марине Аромштам.
И вынуждает также призвать всех, кто дочитает до конца мой отзыв: «Читайте книги Януша Корчака!»
И книжку Марины Аромштам прочитайте, она хорошая!

Татьяна  Александрова   

http://l-eriksson.livejournal.com/444103.html#cutid1


Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями