Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Харуки Мураками

КРАЙ ОБЕТОВАННЫЙ
(М.: Эксмо, СПБ.: Домино, 2011)

 «Каждый сам себе прибежище» (Гаутама Будда)

Эта тема интересует меня чрезвычайно! Да, думаю, и не только меня. Как же я тогда, лет десять назад, обошла вниманием эту книгу, хотя очень люблю этого писателя – «уютного», тонкого, странного и вместе с тем ощущаемого мною «родным»! Ведь она впервые вышла в 1998 году, когда еще свежи были отголоски трагедии в Токийском метро. Тогда люди из секты «Аум Синрикё» осуществили труднообъяснимое злодейство – распылили газ зарин, в результате чего много людей погибли и пострадали.

Я дважды прочитала «Подземку», в которой Харуки Мураками собрал рассказы очевидцев и пострадавших – тех, кто оказался в тот черный день в том страшном месте и был вынужден действовать в этих сложных обстоятельствах. Зачем два раза? Я хотела кое-что понять… Подобно им, этим случайным пассажирам и служащим метро, мы все пребываем в мире, который находится под постоянной угрозой терактов, в которых трудно найти смысл, трудно не потерять голову от ужаса и сердце – от жгучего разрушительного гнева.
А на эту книгу я недавно наткнулась случайно – она написана сразу после «Подземки» и касается другой стороны происходящего. Не тех, «которых», а тех, «которые»…

Я полагаю, что эта документальная книга очень важна и полезна для большинства людей.
Хочу понять, как и почему почти такие же люди, как мы с вами, могут оказаться в ужасных организациях, - религиозных, политических, каких угодно – в которых теряют собственную волю, позволяют какому-то «фюреру думать за» них, и в конечном итоге становятся орудием преступлений, в их глазах – священного джихада, в глазах всех остальных – бесчеловечных злодейств.

Кто именно рискует оказаться там, какие наши свойства эксплуатируют те, кто зовёт нас следовать за собой в чудесную страну, которая на самом деле – ад.

Я хорошо помню и призываю вас вспомнить время, когда без рекламы «Аум Синрикё» не выходила почти не одна даже захудалая местная газета В РОССИИ. Так что не думайте, что это нас не касается, так как Япония – далеко. Тем более, дело далеко не в одной этой секте.

Текст книги тут: http://lib.rus.ec/b/92036

Первая мысль, которая появилась у меня во время чтения интервью с членами секты: эти люди симпатичны мне едва ли не более прочих! Черты и качества, за которые уцепились идеологи и руководители секты – это безусловно ХОРОШИЕ черты. Считать их пороками нельзя.
Вторая мысль: значит, нет ни одного благого свойства человеческой природы, которое нельзя было бы извратить и обратить на пользу злу.
Посудите сами: разве лживо понимание того, что современное общество по большей части живет бездуховно, люди останавливаются в развитии, едва выйдя из детского возраста? Накапливая знания и опыт, они остаются сущими детьми. Последней каплей для осознания того, что он «неправильно живет» у одного из интервьюируемых, стал… просмотр телесериалов. Он осознал, что жизнь без духовного развития просто отвратительна!

Все эти люди искали в секте полной и содержательной жизни, избавляющей от внутреннего разлада. На первых порах большинство из них было радо появлению возможности общения с самыми разными людьми вне каких-либо социальных и возрастных барьеров – лишь на базе общих интересов. Большинству пришлось по душе разделение ответственности за свою жизнь с «братьями», отказ от мишурных благ общества потребления.

Это было интересно особенно тем, кто размышлял о смысле жизни, и вовсе не хотел жить бездумно и эгоистично, работать ради денег и «балдеть» на досуге. Тем, кто понимал, что заскорузлый материализм разрушает дух. Кого остро возмущала и ранила социальная несправедливость и отсутствие реальных возможностей повлиять на мироустройство.

Многие из этих людей обладали различными талантами, были способны – в первую очередь – к терпеливому обучению и старательному и смиренному стремлению стать лучше. Им доставляла удовольствие работа на общее благо и чувство общности, «семьи» с единомышленниками.

В то же время многие их них при этом были достаточно инфантильны и слишком доверчивы.

Заметны черты, не окажись которых у героев интервью, возможно, они не позволили бы себе быть втянутыми в эту жестокую тоталитарную организацию. И это тоже важно – эти безобидные свойства, оказывается, тоже делают человека уязвимым.

Неустроенность. Отсутствие хороших и верных друзей, по-настоящему близких отношений. Неприкаянность, отсутствие ярких радостных моментов в жизни, а также сильных и глубоких чувств к другим людям. (Пылко влюбленные, нежные родители и по-настоящему преданные дети в секту могли двинуться лишь «всем колхозом», а это уже сложнее!)
Легкомыслие, мечта передоверить кому-то свои непосильные для них размышления о трагизме бытия. Одновременное (две стороны одной медали!) ощущение одиночества и привычка к нему.

Проблемы со здоровьем, радикально поправить которые было возможно лишь путем изменения образа жизни - методичных занятий оздоровительными практиками, диетой, специальными упражнениями. (Экзема, астма, и т.п.) Врачи отказываются от множества больных с неясного происхождения психосоматическими заболеваниями. Секта же их брала, успешно (!) лечила и делала своими преданными адептами.

Непоправимо низкий уровень жизни, попросту говоря бедность и отсутствие реальной возможности для социальной эволюции. (Парадоксально, но при этом вступление в эту секту было… платным! Люди несли последнее, чтобы оказаться «в семье» и перестать думать о материальном вовсе! Секта снабжала своих членов минимумом необходимого и оказывала честь работать на общее благо по 16 часов в день).

Эти люди испытывали острое раздражение, видя богатство храмов и предметов культа традиционных религий (в принципе, не враз созданное и освященное многовековыми традициями!), чувствовали непонимание и неприятие способов, которые предлагали эти традиционные пути к развитию своей духовности. Им было проще «начинать с нуля» в спортивно-лекционном зале, чем ходить в храм, где подчас всё слишком сложно и неоднозначно.

Среди «предрасположенностей» к попаданию в секту, как ни странно оказалось равнодушие к серьезному искусству, однобокое развитие. (Однобокость была разная: одна философия, один спорт, одни комиксы-манга, одна религиозная литература, одни точные науки).

Пессимизм, ощущение (предчувствие) мрачного будущего, мысли о скором и неминуемом конце света.
Детская жажда чуда.
Желание стать сильнее, значительнее.

Ну, как говорится, за что боролись – на то и напоролись. Следуют истории о бесчеловечных истязаниях, унижениях, пытках и сексуальных домогательствах со стороны руководства секты (после чего людям «стирали память» с помощью ударов электрическим током), растраченные таланты, потерянное время и порванные связи с родственниками... Ныне – дурная слава и подозрительное отношение окружающих (его трудно не понять).

И самое страшное – их неизбывная вина в том, что они служили безумцам, решившим начать (инициировать) Конец Света в одной отдельно взятой стране, погубили невинных людей…
Многие защищаются от этого чувства неверием в реальность происшедшего и причастность секты к этим деяниям… Понять и принять случившееся трудно, под силу это лишь самым мужественным.

А нам остается читать об этом, мотать на ус и думать о себе.

Татьяна Александрова
http://l-eriksson.livejournal.com/474174.html#cutid1

 

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями