Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Анна Гавальда

ПРОСТО ВМЕСТЕ
(М. : Флюид, 2007)

Я ЕЁ ЛЮБИЛ. Я ЕГО ЛЮБИЛА
(М. : Флюид, 2007)

МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБ МЕНЯ КТО-НИБУДЬ ГДЕ-НИБУДЬ ЖДАЛ
(М.: Флюид, 2008)

35 КИЛО НАДЕЖДЫ
(М. : Флюид, 2009)

Повторяла, повторяю и буду повторять – я – поклонница «тяжёлой» литературы. Но под давлением обстоятельств – в связи с подготовкой заседания Настиного клуба «Перспектива» (объединение ценителей современной литературы, вот это как!) – взялась читать книги этой писательницы – признанного «лёгкого» автора.

Клуб «Зелёная лампа» - слишком мощный и лакомый для своих почитателей магнит, она уже может быть в чем-то тираничной: обсуждают то, что надо узнать и понять, а не то, что где-то кому-то понравилось; «Перспектива» - ещё молода, и неизбежно идёт на поводу у уже существующего читательского вкуса и спроса. Поэтому Насте «заказано» заседание, посвящённое творчеству знаменитой француженки Анны Гавальда. На помощь дитяти спешит её мама (я), чтобы быть готовой «говорить и спорить, и любить усталые глаза».
(Читала я книжную серию в варианте издательского дома «Флюид»).
Четыре вечера, потраченные на четыре книги А.Г. я не считаю потерянными. Мои личные оценки прочитанного – два «отл», один «хор» и… И один (повторяю – личный) «неуд». Я не препод, Гавальда – не студент, сна и аппетита ей моя оценка не испортит, так что начнём, как говорится, перекрестясь!

Начну с плохого, как всегда, чтобы разделаться с ним и перейти к хорошему и очень хорошему.
Роман «Просто вместе», восторженными отзывами о котором полон интернет, мне откровенно не понравился, и я с большим напрягом дочитала его до конца.
Нет, ни в сюжете, ни в персонажах, ни в авторском посыле нет ничего плохого! Чувствуется, что автор любит своих героев и очень хочет, чтобы их полюбили и пожалели читатели. Несколько искалеченных жизнью и очень разных людей, случайно встретившись, становятся родными и близкими, становятся семьёй. Хорошо? Да. Трогательно? Очень. Банально? Да, отчасти.
Но в центре сюжета находятся такие Он и Она, которых я не смогла принять и полюбить, при всех моих усилиях и воспитанной во мне терпимости к чудачествам.

О причинах этого – прежде всего этических – я говорить не буду. Но с героиней по имени Камилла я не хотела бы дружить, а от героя по имени Франк у меня не ёкает сердце.

(Может быть потому ещё, что они самую капельку, поверхностно напомнили мне пару из недавно прочитанного романа Харуки Мураками «1Q84» - Аомамэ и Тэнго, с которыми я была бы не прочь посидеть – выпить и поговорить, а на Тэнго и вовсе, ежели что, имела бы виды… Блёклое подобие, сходство очень мощного со слабеньким – очень вредит слабенькому. Когда у плиты хозяйничает Тэнго – я бы очень хотела, как минимум, постоять рядом. А может быть и что-то ещё… С Франком – не хочу, хотя он тоже здорово и самозабвенно готовит).

Самый серьёзный недостаток этого романа, на мой взгляд – избыточная детализация этой истории. В ней нет ни слова, ни мысли, ни ощущения, ни поступка – ни полупоступка, проплывшего бы мимо читателя. Всё на мельницу! Но чтобы так писать – надо быть Львом Толстым. Или всё-таки пользоваться правом на паузы, позволяя читателю что-то достроить в своем воображении, домыслить, домечтать. Анна Гавальда – очень дотошна, она изгнала из «Просто вместе» все пустоты. А в этой «плотной застройке», «густой штриховке» мне встретилось слишком много нелогичного, пошлого, а иногда и откровенно глупого. Любовные истории надо рассказывать так, чтобы каждый мог представить себя рядом с героями или самими героями. Тогда и нестыковки и корявости пропустить и простить легче. Здесь это невозможно.
Тот, кто любит читать бездумно – будет такому стилю очень рад. Я же люблю «грызть» тексты и потому это – не моё.

Логическим следствием этого является фильм – экранизация этой книги – с Одри Тоту в роли Камиллы. Девушку-загадку Камиллу Фок с её таинственными тараканами в голове (Гавальда каждого тщательно поймала, умыла, назвала по имени и показала читателю, вот чудачка!) воплотила известнейшая актриса, умилительно прекрасная собою, но – увы! – столь же предсказуемая, как воплощаемый ею текст.
Романом разочарована и фильм смотреть не хочу.

Если бы я начала читать с этой книги – ею бы и ограничилась. Но чуть раньше я прочла другой роман этого автора – «Я её любил. Я его любила». Совсем другое дело! Словно другой человек писал! Мудрый, спокойный, психологически и стилистически точный и умеющий… молчать там, где говорить должен сам читатель, вступая в диалоги с автором!

Недавно я в своем блоге затеяла разговор о разводах, и хорошо представляю себе, сколько самых разных чувств и мыслей может вызвать эта тема.
Анна Гавальда прекрасно, словно с помощью точнейшего мудрого лоцмана проходит между Сциллой осуждения и Харибдой оправдания, без розовых соплей, с открытыми глазами, мужественно и честно.

Одна и та же ситуация – измена мужа жене, кризис старых отношений и его новая любовь – рассматриваются с двух разных точек: молодой брошенной женой и её теперь уже бывшим свёкром, которым удалось сохранить дружбу и возможность диалога. Несколько последних дней вместе перед расставанием. С возможностью откровенного разговора и понимания.

И практически без финала – сама возможность говорить и думать, спасенная ими в этом житейском шторме – уже финал.

Ставлю этой книге крепкий, заслуженный «хор», и поставила бы и «отл», если бы не прочитала ещё две книжки Анны Гавальда, которые меня удивили и восхитили!

Эта замечательная книга Анны Гавальда заставила меня отнестись к ней серьёзно как к хорошему современному прозаику. Имею в виду сборник из двенадцати её новелл «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал».

Это замечательные, почти эталонные по качеству короткие рассказы, выглядящие как короткометражные документальные фильмы, бьющие в самое сердце. Здесь стирается грань между литературой «лёгкой» и «серьёзной» (я в шутку зову её «тяжёлой»). Это очень сильно, а потому и серьёзно. Если у вас есть желание познакомиться с творчеством этого автора и есть выбор – рекомендую именно эту небольшую книжку!

Конечно, проблемы, поднимаемые А.Г., не претендуют на всемирную остроту. Она по-прежнему рассматривает под лупой своего художественного видения так называемую «частную жизнь» среднего класса. Но – как часто это происходит в жанре короткого рассказа – берёт достаточно яркие, драматичные моменты, которые не говорят – кричат! – сами за себя. В рассказах «Происшествие», «Тест», Сколько лет» и «Кетгут» речь вообще идёт об очень страшных вещах, которые в поводе к «развлечению для домохозяек» не заподозришь, а встретишь на пути – «отворяй ворота», да молись…
Именно здесь я почувствовала, что автор смотрит на жизнь без шор и розовых очков.

Однако, никуда не денешь «фирменное» жизнелюбие А.Г., её оптимизм и умение радоваться мелочам. Анна Гавальда – сильная женщина. И соседство страшного, горького – с умилительным, смешным и таинственным, и общий счет – с преобладанием «плюсов» - говорит о том, что «утешительницу» многие читатели видят в ней не зря, кому как не ей этим заниматься!..



Особняком среди прочитанного мной стоит ещё одна её книга, позиционируемая как детская, но, по-моему, пригодная и полезная и для взрослого чтения. Это небольшая повесть «35 кило надежды». Детские книги я, как и многие взрослые, читаю с удовольствием, потому что написаны они очень часто лучше, чем книжки для взрослых. (Как сок, на котором написано «для детского питания» часто гораздо вкуснее и полезнее, в нем меньше сахара!) В этой книжке сахара нет, поначалу она кажется суровой – живым укором миру взрослых.

Её юный герой, мальчик Грегуар Дюбоск, обладает довольно часто встречающейся и очень мешающей ему жить особенностью.
Ему трудно учиться. Он практически не читает, испытывает трудности с письмом, да, скорее всего (я думаю) – он дислексик. И с математикой у него – не очень. И физически он слабенький, самоутвердиться на уроках физкультуры не может.
Его жизнь – цепь сплошных неудач, разочарований и конфликтов. Родители ругают, кричат, одноклассники смеются, учителя злятся и выгоняют из школ – одной за другой.

Только с одним у Грегуара проблем нет – у него золотые, умные руки. Он любит мастерить, и старателен и изобретателен во всём, за что берётся. Мир вещей и предметов, техника – всё «любит его». Лишь бы люди не мешали и слова не томили…
Разве вы не встречали таких милых несчастных ребятишек? У двоих моих подружек такие сыновья! Читала, вспомнила Серёжу и Гошку, и даже всплакнула. (Я рекомендую книгу всем родителям и родственникам проблемных детей, а таких, я знаю, много!)

Единственный человек, с кем Грегуару легко – его дедушка Леон. Любящий, терпеливый и мудрый.
Не буду пересказывать всю историю, но только ему удается уговорить Грегуара преодолеть трагическую неуверенность в себе, только с его помощью он ищет и находит своё место в жизни!

Финал книги – единственное, что недвусмысленно манифестирует её детскость. Понимаете, детям ещё трудно чувствовать себя хорошо после прочтения книги, когда НЕ ВСЕ её герои остаются живы. Это опыт взрослого говорит о том, что смерть – далеко не самое страшное, и любовь – сильнее её! А ребенок страдает, и это страдание может перечеркнуть положительный опыт чтения, гасит надежду, которой и без того – «тридцать пять кило» (это вес худенького Грегуара).
И поэтому угасающий и уже впавший в кому дед Леон (докурился!), от которого отказываются врачи – всё-таки непостижимым образом выживает и едет в гости к любимому внуку, который однажды на уроке физкультуры попытался «отдать» ему все свои силы, подарить ему каждое свое дыхание…

Мальчик счастлив. А я плачу. Как Блоковский ребенок, несмотря на утешительную песню Девушки, певшей в церковном хоре (Анны Гавальда), знающий «о том, что никто не придёт назад».
Но я – уже не ребёнок, и я понимаю, что все, кто нас любит и верит в нас вопреки самой суровой очевидности – всегда с нами, и нас ничто не разлучит!
Так что дед Леон и в самом деле не покинет Грегуара, который так в нём нуждается – никогда!

Татьяна Александрова

http://l-eriksson.livejournal.com/449164.html
http://l-eriksson.livejournal.com/449408.html#cutid1

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями