Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Дмитрий Быков

ОСТРОМОВ, ИЛИ УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ

(М.: ПРОЗАиК, 2010)

Обложка Я никогда так подолгу не читала! Извиняет меня то, что прочитала я этот 700-страничный (нормальный Быковский формат) роман два раза подряд: закончила и тут же начала вновь.

Этому научила меня моя подруга Ира, дворянка, или как раньше у нас говорили «из бывших». Так прочитанная книга вызывает эффект восприятия сродни тому, которое в кинематографе нынешнем именуется 3D. Такие книги надо анонсировать специально: «рекомендуется к 3D-восприятию».

Людям, по каким-либо причинам (очень часто уважительным, я не сноб!) плохо или очень частично знакомым с отечественной литературой и историей ХХ века, читать эту книгу я не рекомендую, хотя кто же им ее запретит! Но тогда можно не заметить многих эффектных вещей, например узнаваемых под хитренькими псевдонимами реальных персон. Но, что гораздо важнее, трудно воспринять этот роман тому, кто находится в идеологической шлейке, которую вновь недавно начали широко использовать для умиротворения простого народа. А непростому народу, необшлеенному, читать ее можно и нужно. В конце концов, научиться думать и чувствовать самостоятельно – не труднее чем летать, хотя и не легче.

Левитация – это для свободных душ. А читать о том, что нужно, чтобы полететь, порой невыносимо больно. Особенно тем, чьи близкие наученные-таки левитации в 30-е годы ХХ века, улетели…
Почему-то в некой связи с этой книгой я думаю о Леониде Семёновиче, харьковском студенте-полиграфисте, моем двоюродном деде. Перед расстрелом он читал сокамерникам стихи. Раннего Маяковского, как кто-то потом рассказал братьям. А потом он, наверняка, улетел. Не мог не улететь!

Жизнь вообще вещь болезненная, все умрут, но полеты суждены не всем. Желание убивать, ломать людей отменяет все – и полеты, и душу, и ее бессмертие. Не сразу, постепенно, но неизбежно.

Стиль этой книги очень яркий, очень пряный, сочный, веселый, весенний, южный – даже в описаниях сущего ада – это мужество, это мужественная, мужская веселость. Быков – мужественный писатель и человек, я крепче полюбила его за эту книгу.

Один герой романа – «гуру» ленинградских масонов (их дело, бывшее громким в 1925-1926 годах, ныне малоизвестно) Остромов (Астромов – в реальности) вовсе не горит желанием кого-то чему-то научить. Он преследует свои цели. И потому неизвестно кто он – этакий духовный Остап Бендер или настоящий Учитель, которому вовсе не обязательно самому верить в то, чему он учит и любить тех, кого он учит, чтобы уроки были усвоены.

Второй герой – Даниил Ильич Галицкий, юный ученик его, представлен в аннотации как некто, навеянный Даниилом Андреевым и Даниилом Хармсом, тоже улетевшим.

А вообще, роман очень многофигурный. В персонажах нетрудно запутаться, хотя все яркие, жгучие, узнаваемые: по-гоголевски, по-булгаковски, по-ильфо-петровски… В общем, по-быковски.
Я погрузилась в этот мир, и смеялась, страдала, злилась.

Мне кажется, я поняла его, вернее, нашла свой способ понять его, и даже не один.
Подозреваю, что их много больше, чем открылось мне. По крайней мере, те, что отразились в ряде рецензий на книгу в некоторых СМИ – мне непонятны и не близки.

Возможно, и даже скорее всего, я прочитаю эту книгу еще пару раз, через какое-то время.

Татьяна Александрова
http://l-eriksson.livejournal.com/358901.html#cutid1

Отзывы к новости
Назад | На главную

Яндекс.Метрика


Поделитесь с друзьями