Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

ТИМКИНА ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

Художник-график, акварелист, член Союза художников России. Закончила Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.  Репина, персональная мастерская книжной графики   А.А. Пахомова, последователь академической акварельной школы П.П. Чистякова, В.Е. Савинского. Родилась в Кирове в 1961 году. С 8 лет занималась акварелью в студии художника-графика С.Г. Ичетовкина, закончила Кировское художественное училище, мастерская живописца П.С. Вершигорова. Акварели находятся в музеях Санкт-Петербурга, Кирова, в коллекциях в Москве, Варшаве,  Праге, Лондоне, Вене, Нью-Йорке.

www.timkina.ru

Круг интересов: поэзия, философия, теософия.
Практики: цыгун, тайдцы, йога.
Пленеры в Чехии, Польше, Германии. Люблю путешествовать по старинным европейским городам, писать старинные замки, дворцы, крепости, улочки.
Наиболее яркое впечатление произвели Брюссель, Амстердам, Прага, Париж и Лондон. Глубоко интересует искусство готики, Проторенессанса и Возрождения. Написаны акварельные серии к новелле Э.Т. А. Гофмана «Золотой горшок» и «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

1. Какие из прочитанных в детстве и отрочестве книг оказали на Вас наибольшее влияние?

Поэзия и живопись поклоняются одному богу, богу красоты и искусства – Аполлону, который является предводителем муз. Прекрасные музы вдохновляют и поэтов, и художников. Оба вида искусства требуют повышенной эмоциональности от творца и романтического отношения к действительности. Поэтому, определяя концепцию своего творчества как духовное родство с творчеством художников мистического романтизма (течение, возникшее в Европе в середине ХХ  века), – я испытала огромное воздействие поэтов-романтиков Серебряного века – Марины Цветаевой, Николая Гумилёва, Черубины де Габриак (Е. Дмитриева), которые оказали колоссальное влияние на моё мироощущение. Вызванное потрясение было равно открытию – возможности реального, живого диалога с поэтами давно ушедшими. В эссе «Мой Пушкин», «Дом у старого Пимена» Марина Цветаева открывает, что существование погибшего поэта более реально, чем существование (бытие духа) человека, сидящего рядом в трамвае.  Это оказалось потрясающе созвучно моему отношению к художникам прошлого, в частности, к мастерам Проторенессанса и Возрождения – Дюреру, ван Эйку, ван дер Вейдену, живописный мир которых был реальнее для меня, чем окружающая действительность. Марина Цветаева ярко, трепетно показала, что поэт (равно «искусство») изменяют нас, становясь частью жизни нашей души и даже нашей судьбы.

Второе очень мощное воздействие высокой классики я испытала, погрузившись в уникальный мир Чарльза Диккенса. Внутреннее непоколебимое достоинство, гармония души героев его романов позволяет им сохранить свою индивидуальность, мироощущение в жёстоком  мире. Сила духа обычных людей, героев романов Чарльза Диккенса оказала огромное воздействие на нашего русского писателя Ф.М. Достоевского. Большое искусство растворяет ограничивающие рамки рас и национальностей.

2. Любимые книги, которые Вы перечитываете время от времени?

Хорхе Луис Борхес «Алеф», «История вечности», «Обсуждение», «Новые расследования».
Иосиф Бродский «Часть речи» (стихи 1962-1982), эссе «Меньше единицы», «Катастрофа в воздухе», «Поклониться тени», «Путешествие в Стамбул», «Набережная неисцелимых».
Джон Фаулз «Башня из чёрного дерева»
Эрнст Теодор Амадей Гофман, Льюис Кэрролл, Стивен Фрай.

3Самая недооценённая книга ХХ века?

Черубина де Габриак «Исповедь».

Поэт Елизавета Дмитриева, писавшая стихи под псевдонимом Черубина де Габриак, обладала удивительно тонким мистическим даром. Поражает сила её стихов, их тонкость. Она прошла путь от поэта Серебряного века до теософа, выдержала испытания сталинской эпохи и навсегда вошла в историю русской поэзии. Это её трагическая строка: «Моё сердце – словно чаша/ горького вина…».

4. Самая переоценённая книга ХХ века?

Переоценённых не бывает, бывают неверно понятые книги. Диалог между писателем и читателем индивидуален, а обобщения, наверное, не всегда уместны, если речь идёт об искусстве.

5. Книга, которая, на Ваш взгляд, точнее всего отражает современность?

Поэзия Иосифа Бродского точнее всего отражает современность, как бы это ни парадоксально звучало. Поэт – это зеркало эпохи на самом её высоком пике, на самой её высокой ноте звучания человеческой души.

6. Ваше самое сильное литературное впечатление за последний год?

Стивен Фрай «Лжец», «Гиппопотам», «Автобиография». С тонким английским юмором Стивен Фрай очерчивает проблему творческой личности, которая не укладывается в рамки общепринятой пуританской морали.

7. Над какой книгой Вы плакали?

П.К. Суздалев «Врубель». Глубокое постижение предопределённой трагичности существования гения в рамках своей эпохи. Острое личное сопереживание ощущаешь, всматриваясь в непостижимый, хрупкий, лучезарный мир души художника, печаль от непонимания окружающими Врубеля, от непонимания хрупкости и уникальности этого неповторимого, поэтического мира Врубеля.

8. Какая книга запомнилась Вам как смешная?

Пелам Гренвилл Вудхауз «Этот неподражаемый Дживз». Тонкий английский юмор заставляет то улыбнуться, то рассмеяться от комизма обмена ролями между аристократом Вустером, являющегося пародией на денди, и его мудрым дворецким Дживзом, который действительно обладает дендистской прерогативой хорошего вкуса и иронии, хорошего образования и мудрости.

9. Лучшая детская книга.

Ганс Христиан Андерсен, Астрид Лингрен. Гуманизм, тонкое понимание духовности, мудрость и доброта, попадающие в подсознательный уровень ребёнка как камертон, звучащий во взрослом существовании личности.

10. Кому бы Вы дали Нобелевскую премию и почему?

Николаю Гумилёву как русскому поэту и пророку с простреленным сердцем, который – как только настоящий поэт может – выбрал дуэль с жуткой эпохой.

11. Ваша любимая цитата или афоризм.

«Ars longa –  vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»)
«Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши» (Ницше)

12. Ваш любимый поэт.

Иосиф Бродский. Именно он отметил «Поэт – орудие языка, а не язык – орудие поэта». Мне кажется, что Бродский мог говорить очень просто об очень сложных вещах, и не боялся говорить сложно об очень, казалось бы, простых.
«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать,
На Васильевский остров я приду умирать».

13. Любимое стихотворение или стихотворение, которое Вы чаще всего вспоминаете в последнее время.

Лорд Байрон «Стансы к Августе»

«Когда сгустилась мгла кругом
И ночь мой разум охватила,
Когда неверным огоньком
Едва надежда мне светила,

В тот час, когда, окутан тьмой,
Трепещет дух осиротелый,
Когда, страшась молвы людской,
Сдается трус и медлит смелый,

Когда любовь бросает нас
И мы затравлены враждою,
Лишь ты была в тот страшный час
Моей немеркнущей звездою.

Благословен твой чистый свет!
Подобно оку серафима
В годину злую бурь и бед
Он мне сиял неугасимо.

При виде тучи грозовой
Ещё светлее ты глядела,
И, встретив кроткий пламень твой,
Бежала ночь и тьма редела.

Пусть вечно реет надо мной
Твой дух в моём пути суровом.
Что мне весь мир с его враждой
Перед твоим единым словом!

Была той гибкой ивой ты,
Что, не сломившись, буре внемлет
И, словно друг, клоня листы,
Надгробный памятник объемлет.

Я видел небо всё в огне,
Я слышал гром над головою,
Но ты и в бурный час ко мне
Склонялась плачущей листвою.

О, ни тебе, ни всем твоим
Да не узнать моих мучений!
Да будет солнцем золотым
Твой день согрет, мой добрый гений!

Когда я всеми брошен был,
Лишь ты мне верность сохранила,
Твой кроткий дух не отступил,
Твоя любовь не изменила.

На перепутьях бытия
Ты мне прибежище доныне,
И верь, с тобою даже я
Не одинок в людской пустыне.
(пер. Я. Смелякова)

14. Какие книги лежат у Вас сейчас на столе?

Рустам Рахматуллин «Две Москвы, или Метафизика столицы».
Тамара Лемпицка «Альбом произведений».
Друнвало Мельхиседек «Древняя тайна цветка жизни».

15. Какую книгу Вы бы порекомендовали непременно прочитать каждому (не обязательно художественную)?

Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Дни Турбиных».

16. Какие периодические издания Вы регулярно читаете, просматриваете (в т.ч. электронные издания)?

Журналы:«Наследие», «Собрание», «Русская галерея XXI век» http://www.artrg21.ru/

17. Как Вы выбираете книги для чтения? Что при этом для Вас является решающим: рекомендация друзей, мнение литературных критиков (каких) и т.п.?

«Есть магия имён, они приходят свыше». Упомянутое в разговоре имя или ссылка в комментариях и ты вдруг открываешь целый пласт, который как по цепочке притягивает новые имена. И так случается вдруг, что всё, о чём ты размышлял и только едва ещё начал осязать, как неуловимую пока ещё тенденцию, вдруг развёртывается целым рядом авторов – как диалог: и в прозе, и в поэзии, и в теософии, и в эзотерике, и в глубоких суждениях уже ушедших художников.

18. Лучшая и худшая экранизация художественного произведения.

Лучшие экранизации:
Булгаков «Собачье сердце»
Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»
П.Г. Вудхаус «Дживз и Вустер».

19. Кого из вятских авторов Вы знаете и могли бы рекомендовать к прочтению (в т.ч. из молодых)?

Елена Станиславовна Наумова (стихи и проза), Людмила Николаевна Суворова (стихи), Александра Мочалова (стихи).

20. Какие литературные персонажи, сюжеты, произведения, на Ваш взгляд, лучше всего отражают особенности вятского характера и реалии современной вятской действительности?

Денис Осокин «Органист» (из книги «Ангелы и революция. Вятка 1923»)

http://magazines.russ.ru/znamia/2002/4/osok.html

21. Ассоциации, которые у Вас возникают при слове «Герценка»?

Герценка – интеллектуальная сокровищница Вятки, где хранятся произведения, которые образуют и сохраняют культуру, память и преемственность поколений в духовном поиске.

Герценка – это старинный особняк, хранящий свет и тепло XIX века, место, где происходят уникальные встречи с представителями искусства, где хранятся уникальные раритеты, но также и самые современные издания.

14 апреля 2010 г.

Назад | На главную

Яндекс.Метрика