Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

СИЗОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

Родился 26 июля 1966 года в г. Кирове. Образование высшее, кандидат философских наук, доктор экономических наук, профессор, академик Академии естествознания, Академии прогнозирования, Академии философии хозяйства.
Ректор Вятского социально-экономического института, главный редактор журнала «Вопросы новой экономики», председатель Совета руководителей негосударственных вузов Кировской области, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, член редколлегий ряда российских научных изданий.
Автор более 100 статей, учебников, учебных пособий и монографий. В 1993 году основал в Кирове первый негосударственный вуз, в 2006 году организовал Вятский интеллектуальный клуб.

Названия своей профессии я не знаю (ректор – это же не профессия, а должность), но есть любимое дело, которое заключается в каждодневном общении с людьми – учащимися и сотрудниками. И в ходе этого общения мы делимся друг с другом тем опытом и знаниями, которые каждый из нас успел накопить за свою жизнь.

http://www.vsei.ru/sostav/rektorat/str3.htm

1. Какие из прочитанных в детстве и отрочестве книг оказали на Вас наибольшее влияние?

Ежегодная энциклопедия «Хочу всё знать» – прочитал все тома, что были в библиотеке. Настольными книгами были «Занимательные…» астрономия, физика и математика Я. И. Перельмана. Очень любил журналы «Химия и жизнь» и «Техника молодежи» – прочитывал их от корки до корки, даже те статьи, содержание которых не понимал.

Как и все мальчишки увлекался приключениями и фантастикой. Завораживали невероятные картины, которые рисовало воображение при прочтении романов Герберта Уэллса («Война миров», «Человек-невидимка», «Машина времени» и др.), Жюль Верна («Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» и др.), Джонатана Свифта («Путешествия Гулливера»). А роман Александра Беляева «Человек-амфибия» так задел меня, что я сам начал писать его продолжение.

Нравились в основном зарубежные авторы: Клиффорд Саймак («Кольцо вокруг Солнца», «Почти как люди»), Роберт Шекли («Билет на планету Транай», «Обмен разумов»), Станислав Лем («Сумма технологий», «Звёздные дневники Ийона Тихого»), Рэй Брэдбери («451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»), Айзек Азимов («Я робот») и др.
Из советских авторов, кроме А. Беляева зачитывался Иваном Ефремовым («На краю Ойкумены», «Лезвие бритвы»). Нравились книги братьев Стругацких («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»), только вот достать их было очень трудно.

Мои юношеские взгляды на жизнь менялись под воздействием таких авторов как Франсуа Рабле («Гаргантюа и Патагрюэль»), Роберт Льюис Стивенсон («Черная стрела»), Стендаль («Красное и черное»), Марк Твен («Приключения Гекльберри Финна»), Александр Грин («Бегущая по волнам», «Золотая цепь»), Джек Лондон («Мартин Иден») и др.

Всегда интересовался историей, вероятно, поэтому романы Василия Яна («Чингиз-хан», «Батый»), а так же А. Н. Толстого («Петр Первый»), А. К. Толстого («Князь Серебряный»), Дмитрия Балашова («Младший сын», «Бремя власти») и др., были среди любимейших произведений.

В поздней юности зачитывался военными романами и повестями Василя Быкова («Альпийская баллада», «Обелиск»), Бориса Васильева («А зори здесь тихие», «Завтра была война»), Константина Симонова («Живые и мёртвые») и т.д.

Безусловно, все эти книги, как и многие другие, не упомянутые здесь, но прочитанные, оказали влияние на формирование моей личности.

2. Любимые книги, которые Вы перечитываете время от времени?

Было бы неправильно назвать в качестве любимых книг Евангелия и Псалтырь, но перечитываю их регулярно. Просто они жизненно необходимы.  Любимыми же без всяких сомнений являются книги Алана Александра Милна про Винни-Пуха в переводе Бориса Руднева и Татьяны Михайловой. С удовольствием читаю их вслух всем друзьям и знакомым, полагая, что они предназначены не столько для детей, сколько для взрослых и умных людей.

Несколько раз перечитывал «Театральный роман» М. Булгакова.  

Однако существуют не только книги, которые хочется перечитывать, но и  авторы, у которых ищешь что-нибудь, чего ещё почему-то не читал. К таким отношу Н. В. Гоголя (недавно открыл для себя его повесть «Рим»), Харуки Мураками (пришел к выводу, что у него хочется читать только романы и только новые), порою может порадовать и В. Пелевин (как, например, его роман «Ампир V»).
           
3. Самая недооценённая книга ХХ века?

Недооценённых книг не бывает. Но порою случается, что некоторые хорошие книги имеют большую ценность лишь для немногих людей. Уверен, если книга достойна большего признания, то рано или поздно она его получит. А если нет, значит, нет.
                               
4. Самая переоценённая книга ХХ века?

И переоценённых книг не бывает. Просто вкусы у читателей сильно разнятся. У кого-то они излишне, а у кого-то недостаточно взыскательны. Была же, например, включена в школьную программу трилогия «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» самого издаваемого писателя СССР Л. И. Брежнева.  Кто-то в восторге от книг Пауло Коэльо и Карлоса Кастанеды. В своё время довелось читать всех указанных авторов. Вывод – не моё.   

5. Книга, которая, на Ваш взгляд, точнее всего отражает современность?

Джордж Оруэлл «Скотный двор». Повесть издана в 1945 г., но «классика» всегда актуальна, всегда современна. Из этого же ряда «Москва 2042» Владимира Войновича (издана в 1986 г.).   

6. Ваше самое сильное литературное впечатление за последний год?

Впечатлений много, но выделю три. Перечитал Н. В. Гоголя. Ещё раз убедился – это лучший русский писатель. Из новых для себя писателей открыл Джона Фаулза и его роман «Любовница французского лейтенанта». Из новых произведений давно любимых авторов – Герман Гессе «Сидхартха». Среди Гоголя, Фаулза и Гессе выбрать кого-то одного, пожалуй, не смогу.  

7. Над какой книгой Вы плакали?

Ну, вообще-то ни над какой. Однако состояние, когда, что называется, «слёзы наворачиваются», испытывал при чтении «Альпийской баллады» Василя Быкова,  «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, и, кажется, «Овод» Этель Лилиан Войнич.

8. Какая книга запомнилась Вам как смешная?

Смешная книга – это, наверное, какая-то неправильная, неуклюжая, может быть бракованная книга. Таких не помню. А книги с хорошим юмором порою попадаются. Это, прежде всего, уже упоминаемые мною книги Алана Милна про Винни-Пуха в переводе Бориса Руднева и Татьяны Михайловой, а так же рассказы А. П. Чехова и О. Генри. Ещё, пожалуй, «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Когда-то смеялся, читая «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» Ярослава Гашека. Некоторое время назад полистал – веселой уже не показалась. Отношение к юмору со временем тоже меняется.   

9. Лучшая детская книга.

Трилогия Николая Носова  о Незнайке.
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» и другие книги автора.
Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна».

10. Кому бы Вы дали Нобелевскую премию и почему?

Н. В. Гоголю по совокупности его произведений.
А. С. Пушкину по совокупности его произведений.
Ф. М. Достоевскому за романы «Преступление и наказание», «Идиот».
Андрею Платонову за «Котлован» и «Чевенгур».
Франсуа Рабле за книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Фредерику де Стендаль за роман «Красное и чёрное».
Чарльзу Диккенсу за романы «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд».
Алану Милну за книги о Винни-Пухе.
Джорджу Оруэллу за «1984» и «Скотный двор».
Теодору Драйзеру по совокупности его романов.

11. Ваша любимая цитата или афоризм.

«Чтобы быть масштабным человеком – надо масштабно мыслить» (Теодор Драйзер «Финансист»)
«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Иммануил Кант «Критика практического разума»)

12. Ваш любимый поэт.

Я так и не научился по-настоящему любить поэзию. Стихи я лучше воспринимаю в песнях. В своё время заставлял себя читать Есенина, Блока, Маяковского, Гумилёва. Какие-то из их произведений нравились, какие-то нет.  Единственный, перед кем «снимаю шляпу» – это А. С. Пушкин с его невероятным по слогу, глубине мысли, способности пробудить в душе чувства «Евгением Онегиным». Из современников нравится поэзия безвременно ушедшего из жизни Николая Рубцова.   

13. Любимое стихотворение или стихотворение, которое Вы чаще всего вспоминаете в последнее время.

В разные времена вспоминаются разные стихи. Сейчас вот это хайку:

Приходят люди,
И уходят люди. Только
Луна остаётся.
(Оэмару)

14. Какие книги лежат у Вас сейчас на столе?

Как правило, читаю одновременно несколько книг и обычно не за столом. Это происходит в поезде, самолёте, метро, на отдыхе. В машине люблю слушать аудио-книги. Если отставить в сторону научную литературу, то дочитываю Владимира Соловьева «Мы – русские! С нами Бог!», Германа Гессе «Петер Каменцинд», начал читать Бернара Вербера «Империя ангелов» и Уильяма Фолкнера «Шум и ярость».   

15. Какую книгу Вы бы порекомендовали непременно прочитать каждому (не обязательно художественную)?

Ну, во-первых, Библию, правда книг в ней много и далеко не все из них понятны. Но хотя бы некоторые прочитать следует непременно, а конкретно: Бытие, Экклезиаст, Евангелия от Матфея, Луки, Марка и Иоанна.
Во-вторых, Лао-цзы «Дао-дэ-Цзин», а если понравится и захочется продолжить чтение в том же духе, то Чжуан-цзы «Чжуан-цзы».
В-третьих, христианские патерики и восточные притчи – очень полезно.  
В-четвёртых, рекомендую читать любую классическую литературу – русскую и зарубежную.

16. Какие периодические издания Вы регулярно читаете, просматриваете (в т.ч. электронные издания)?

В основном это научные журналы: «Вопросы новой экономики» (потому что я главный редактор), «Экономические стратегии», «Философия хозяйства», «Менеджмент в России и за рубежом», «Вопросы экономики». Очень нравились, но в последнее время, увы, перестали издаваться журналы «Paradox» и «Китай.ru». Другие периодические издания читаю время от времени.

17. Как Вы выбираете книги для чтения? Что при этом для Вас является решающим: рекомендация друзей, мнение литературных критиков (каких) и т.п.?

Нет времени тратить на бесполезные или плохо написанные книги, поэтому ориентируюсь на мнение авторитетных для меня людей, которых давно знаю и мнению которых доверяю. Кроме этого методично читаю и перечитываю «классику». В любом случае, прежде чем взяться за глубокое чтение, просматриваю книгу, читаю 4-5 страниц, чтобы понять стиль, прочувствовать слог.

18. Лучшая и худшая экранизация художественного произведения.

Книги лучше читать. Любая экранизация – это совершенно иное произведение, не отражающее замысел автора и не дающее возможность нарисовать собственную картину произведения. Впрочем, понравилась недавняя экранизация романа Ф. М. Достоевского «Идиот» режиссера Владимира Бортко с Евгением Мироновым в главной роли. Не понравилась американская версия «Войны и мира».

19. Кого из вятских авторов Вы знаете и могли бы рекомендовать к прочтению (в т.ч. из молодых)?

Знаю лично нескольких писателей и поэтов, но чтобы никого не обижать, рекомендаций давать не буду.

20. Какие литературные персонажи, сюжеты, произведения, на Ваш взгляд, лучше всего отражают особенности вятского характера и реалии современной вятской действительности?

В 2008 году вышел в свет Альманах Вятского интеллектуального клуба «Вятские Вехи», а сейчас готовится к выходу второй выпуск этого Альманаха. Настоятельно рекомендую. 

21. Ассоциации, которые у Вас возникают при слове «Герценка»?

Во-первых, сразу возникает образ памятника А. И. Герцену работы В. Рязанцева у входа в библиотеку.
Во-вторых, «Герценка» ассоциируется с местом, где творится история и сохраняется дух Вятской земли.

3 апреля 2010 г.

Назад | На главную

Яндекс.Метрика