Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

отец АНДРЕЙ (КОНОНОВ)

Кроткая автобиография

Родился и вырос не в Москве. Место, откуда началось мое пешешествие по «земле Господней», называется Посёлок Судозавод, и было это в 1966 г. Воздвигли его в тридцатые годы недалеко от г. Перми на обширном угоре, как подспорье корабельностроительному заводу.

Детство было безбожное и счастливое. Почему счастливое? Душа ребенка живёт светлыми чувствами и до времени довольствуется безличным прикосновением Благодати Божией. До обеда утюжил локтями школьную парту, вечером всем сердцем прилеплялся к дворовой жизни. Большинство строений – двухэтажные бараки, а в бараках в семьях молодых специалистов детей было достаточно, чтобы играть и в лапту и чижа, не говоря уже про «войнушку» и футбол.
Стихи пишу с дошкольного возраста. В первом классе у меня уже была небольшая тетрадка стихов. Все забыл, а один запомнил. Сегодня полушутливо называю его «Стихи о трагической судьбе художника».

Соловей весь день летает
Под небесами небес,
Он там песни распевает,
И не пьёт и не ест.

После восьмого класса поступил в Пермский нефтяной техникум на отделение буровых и газовых скважин. Старший друг, учившийся на последнем курсе в техническом вузе, убедил, что профессия нефтяника даёт поэту материальную независимость в СССР и приближает к истокам природы и вещей. Две недели работаешь, две недели стихи пишешь. Свобода и песни! В жизни всё оказалось иначе. Поэтому я ушёл с четвёртого курса и поступил в Пермский университет на филологический факультет. Однако красная «роковая» линия партии так широко проходила по всем учебным курсам, что душа не выдержала смысловой одноцветности и я, оставив благое помышление о высшем образовании, пустился в пятилетнее плавание по «морю житейскому».

За эти годы пришлось поработать и дорожным рабочим, и речником второго класса на пассажирском двухпалубнике, и в рекламном агентстве, и монтировщиком в театре кукол, и библиотекарем, и строителем, и лаборантом в институте культуры, и непременным, но неоглашённым в официальных списках, членом литературного объединения (при Пермском союзе писателей) на еженедельных встречах с читателями на заводах, фабриках и госучреждениях. В этот период трижды поступал в литературный институт им. Горького, но всякий раз был отвергаем на первоначальном творческом этапе. Как оказалось в последствии, это были не «удары судьбы», а Божией благовест к началу возвращения к «Истине и Жизни».

В 1989 году в «товариществе русских художников» в Перми познакомился на одном из поэтических вечеров со своей будущей женой, в девичестве Людмилой Лопаткиной. Вскоре вместе с ней уехал в старинный русский город Уржум, помогать восстанавливать собор Святой Троицы. Первый год работал при храме истопником, дворником, звонарём; исполнял обязанности секретаря настоятеля и библиотекаря, по-гречески, хартофилакса. С таким мудрёным именованием послушания и был представлен пред взыскующим взором правящего архиерея, будущего первого Вятского митрополита, Хрисанфа. В 1991 году был им рукоположен в диаконское служение. В тот же году поступил на заочное обучение в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Благополучно завершил обучение в 1996 году, будучи уже в сане иерея; двумя годами раньше вместе с семьёй перебрался в г. Вятку, где и живу до нынешнего времени. Семь лет преподавал в Вятском духовном училище Догматическое богословие и гомилетику. Одинадцатый год по благословению владыки являюсь духовником православного детского садика.
Автор книги «Равноденствие игрушки», «Критика «Диагностики кармы» и сборника стихов «То есть».

http://www.pravoslavie.ru/guest/4556.htm
http://seredina-mira.narod.ru/kononov.html

1. Какие из прочитанных в детстве и отрочестве книг оказали на Вас наибольшее влияние?

Книги не «оказывают большого влияния», книги (между прочим, Библия переводится с греческого, как книги, сочинения) – это данный Богом, гетерогенный способ передачи личности автора со всеми вытекающими последствиями. Вспомните евнуха Эфиопской царицы, он читал Книгу и совершенно её не понимал, но даже это «тупое чтение» привело к самым кардинальным переменам в его жизни.

Действие книги на душу читателя непостижимо и многообразно. Поэтому я затрудняюсь сказать, какие именно книги произвели на меня «наибольшее влияние». Скорее всего – каждая! А читал я чудовищно много. Мало того, что был записан в четыре библиотеки (каждая из них сама выстраивала свою книжную политику): школьную, районную, детскую и при заводском клубе, я ещё «терроризировал» соседей, родительских знакомых, друзей и пункты сбора «вторсырья» (если кто помнит, там порой за мешок тряпок можно было получить дефицитную книжку, например, Ф. Купера) в поисках новых чудесных книжек «с картинками» и без! Книга не учит и не воспитывает – она сотворчествует с тобой. И писать об этом высоким стилем совсем не зазорно!

2. Любимые книги, которые Вы перечитываете время от времени?

Таких книг нет, но зато есть любимые авторы! Они для меня не как, а родные. Я за них молюсь (за кого «за упокой», за кого «О здравии», веду беседы, «спорю» (и порой одерживаю верх), сверяю «часы», с ними проходит жизнь моя. Они мои наперсники Я их, конечно, напрягаю, (чувствую!) но они всегда рядом, как соль на столе. Только душу протяни!

Это: А. Пушкин, А. Лосев, царь и пророк Давид, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий, прот. Александр Шмеман, Христос Янарас, Мераб Мамардашвили… Друзей много не бывает.

3Самая недооценённая книга ХХ века?

Конечно, это моя книжка! Это первое и правильное, что должно приходить в голову и сердце всякому пишущему человеку. И нечего тут корчить из себя « голубоглазую орхидею». А если про других, это опять же не книга, а автор: В. Розанов, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Кушнер, Л. Мартынов, В. Маканин, Ю. Нагибин (этот особенно!), Ю. Казаков, Н. Стивенсон – «Криптономикон» (а это почти 900 страниц! А говорят, роман – умер!) А.Прасолов, А. Передреев, И. Жданов, Т. Пинчос, Э. Ионеско, Д. Коу, Д. Кутзее, Г. Петрович, Ф. Искандер, А. Платонов, Л. Лосев, Б. Зайцев «Путешествие Глеба», М. Пришвин, Б. Шергин, И. Бунин, В. Маканин, Д. Адамс, и вне всякий сомнений – гениальная трилогия-мениппея английского писателя Луи де Берньера («Война и причиндалы дона Эммануэля», «Сеньор Виво и наркобарон» и «Беспокойный отпрыск кардинала Гусмана»).
У читающего человека этот список мог бы занять тысячи страниц! Чтение это не информационный, а личностно-познавательный акт! Тем более в провинции без книг, как в лодке без вёсел.

4. Самая переоценённая книга ХХ века?

Таких нет, не считая гламурных (а «Word » предлагает исправить на глазурных, что тоже подходит), «бульварных» и «лотковых» авторов, «их же несть числа». Почему нет? Да потому что кто может переоценить книгу? Автор! Читатели – всегда недооценивают, ибо по настоящему оценить дано будет только в инобытии, когда не «сквозь мутное стекло», а прочувствуем как есть самого автора и, следовательно, его книгу.

5. Книга, которая, на Ваш взгляд, точнее всего отражает современность?

Как всегда это «Мёртвые души» и стихи любого, самого «малого» поэта. «Эолова арфа» даже если совершенно расстроена, всё равно издает фонемы сообразные пространству, то есть те самые, которым никто не хочет «внимать», злободневные книги В. Пелевина, В. Маканина.

6. Ваше самое сильное литературное впечатление за последний год?

Д. Быков «Оправдание», и его же «Письма счастья», вообще Быков, прежде всего поэт причем «Пушкинской» школы!), а потом уже – « всё прочее»!
Но это «литературное впечатление» не одно. Можно другие? Ю. Нагибин «Дневники».

7. Над какой книгой Вы плакали?

Плачу всё время «над вымыслом», чаще всего от восхищения! Плачу и радуюсь. Могут ли быть «слёзы» критерием талантливости художественной литературы? Спорный вопрос.

8. Какая книга запомнилась Вам как смешная?

«Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, «Современный патерик» М. Кучерской, «Автостопом по галактике» Д. Адамса, Д. Хармс, рассказы В. Шукшина, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Наивно. Супер» Э. Лу, «Generation П» и «Т» В. Пелевина, «Фантастичнее вымысла» Чака Паланика, «Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями», «Галапагосы» К. Воннегута, «Самая лёгкая лодка в мире» и «Суер-Выер» Ю. Коваля, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе. Книг много.

9. Лучшая детская книга.

Т. Янсон, серия сказок про Муми-троллей. Этот мудрый всепонимающий авторский взгляд на мир, на людей будет нам нужен всегда.

10. Кому бы Вы дали Нобелевскую премию и почему?

Д. Быкову, за гражданскую позицию в том числе. И за то, что жив!

11. Ваша любимая цитата или афоризм.

Таких нет.

12. Ваш любимый поэт.

Их много, много, очень много! Есть ближний круг любимых поэтов, есть средний круг, есть дальний круг. Это десятки авторов!
Легче сказать про «малолюбимых»: В. Хлебников, В. Брюсов, Н. Некрасов, Э. Асадов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, А. Парщиков, А. Межиров, С. Есенин, Н. Клюев, А. Белый, Г. Айги, Б. Рыжий, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е.Евтушенко…

13. Любимое стихотворение или стихотворение, которое Вы чаще всего вспоминаете в последнее время.

К. Батюшков

***
Когда в страдании девица отойдёт
И труп синеющий остынет,-
Напрасно на него любовь и амвру льёт,
И облаком цветов окинет.
Бледна, как лилия в лазури васильков,
Как восковое изваянье;
Нет радости в цветах для вянущих перстов,
И суетно благоуханье.

Ф. Тютчев

***
О, этот Юг, о, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет – и не может.
Нет ни полёта, ни размаху –
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...
1864

А. Пушкин

***
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить... И глядь – как раз – умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

(ИЗ ПИНДЕМОНТИ)
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа –
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
– Вот счастье! вот права...

Некоторые свои.

14. Какие книги лежат у Вас сейчас на столе?

И. Бродский «Часть речи», А. Лосев «Миф. Число. Сущность», А. Жолковский «Осторожно, треножник!», А. Кушнер «Таврический сад», И. Кабыш «Невеста без места», Б. Екимов «Не надо плакать», Д. Быков «Булат Окуджава» (ЖЗЛ), Э. Фромм «Догмат о Христе», В. Несмелов «Догматические сочинения Григория Нисского», С. Франк «Реальность и человек», А. Дейкман «Наблюдающее Я», М. Скабалланович «Толковый типикон», Д. Быков «Письма счастья», А. Позов «Основы древне-церковной антропологии» и учебник по фотошопу, К. Типпинг «Радикальное прощение».
Две такие ровные пирамидки с правого края стола. Одни книги нужны для работы, другие для ознакомления, часть – для радости!

15. Какую книгу Вы бы порекомендовали непременно прочитать каждому (не обязательно художественную)?

Из последних, что прочитал – Артур Дейкман «Наблюдающее Я» и Мераб Мамардашвили «Лекции по античной философии. Вопросы становления самосознания и мышления».

16. Какие периодические издания Вы регулярно читаете, просматриваете (в т.ч. электронные издания)?

«Вавилон» http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html
«Компьтерра-онлайн» http://www.computerra.ru/
«Фома» http://www.foma.ru/
«Русская линия», «Патриархия».

17. Как Вы выбираете книги для чтения? Что при этом для Вас является решающим: рекомендация друзей, мнение литературных критиков (каких) и т.п.?

Советуют друзья, знакомые, сетевые библиотеки, рассылки, передачи по ТВ, радио, газеты, журналы, разговоры случайные на улице.

18. Лучшая и худшая экранизация художественного произведения.

Из лучших: «Солярис» и «Сталкер» реж. А. Тарковского, «Вий» реж. К.Ершова, «Собачье сердце» В. Бортко. Из последних трилогия «Властелин колец» реж. П. Джексона.
Из худших: «Мастер и Маргарита», все экранизации, включая сериал 2005 года, Д. Адамса «Автостопом по галактике», К. Воннегута «Бойня № 5», Э. Ремарка «Триумфальная арка».
Больше всех «повезло» Гоголю, Чехову и Зощенко! Их спасают герои, положения и прекраснее точные диалоги!

19. Кого из вятских авторов Вы знаете и могли бы рекомендовать к прочтению (в т.ч. из молодых)?

На Вятке я «варяг», поэтому знакомство моё с местными авторами ещё впереди. Из знаемых сейчас: С. Сырнева, Л. Сафронов, В. Крупин, А. Лиханов «Детство», П. Маракулин, Л. Кононова, В. Катаев «Самолёт», А. Логинов.

20. Какие литературные персонажи, сюжеты, произведения, на Ваш взгляд, лучше всего отражают особенности вятского характера и реалии современной вятской действительности?

А. Чехов – «Человек в футляре» «Вишнёвый сад», «Три сестры» («В Москву! В Москву!).
А. Платонов – «Котлован».

21. Ассоциации, которые у Вас возникают при слове «Герценка»?

Симпатичная девушка с умным взглядом в удобной цветной юбке. Без комплексов, но с традициями.

29 апреля 2010 г.

Назад | На главную

Яндекс.Метрика