Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

МИХАИЛ АНЧАРОВ в клубе 'Зеленая лампа'7 ноября 2013 г.
(четверг)

в литературном клубе «Зелёная лампа»
состоялось  заседание на тему:

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ.

МИХАИЛ АНЧАРОВ. ПИСАТЕЛЬ. ПОЭТ. БАРД

«Если попытаться кратко выразить суть явления отечественной культурной жизни под названием "Анчаров", то это можно было бы сделать, на мой взгляд, так: Михаил Леонидович Анчаров есть несостоявшийся великий человек. В определении "несостоявшийся" нет обидного или горького подтекста – просто он не стремился стать великим».

Юрий Ревич


Галина Макарова, руководитель клуба «Зелёная лампа»: Добрый вечер! В начале, как всегда, хочу сделать несколько объявлений. Во-первых, 11 ноября, в понедельник, к нам приезжает Денис Осокин. Будет показан фильм «Небесные жёны луговых мари» и состоится с ним встреча. 12 ноября – встреча с Денисом Осокиным в литературном клубе «Зелёная лампа» здесь же, в Арт-центре.

Галина Макарова

Ещё одна радостная новость, которую многие уже знают: опубликован только что короткий список претендентов на литературную премию Андрея Белого. Из 6 претендентов в номинации «Проза» два человека, по крайней мере, нам очень хорошо известны. Это Мария Ботева с книгой «Фотографирование осени» и Денис Осокин с его последней книгой «Небесные жёны луговых мари». Фильм по этой книге мы будем смотреть 11 ноября и будем говорить на эту тему. Поэтому «Верным путём идём, товарищи!». Это очень радостно, что всё так совпало.

А сегодня у нас тоже очень радостное событие: мы будем вспоминать человека, который, на наш взгляд, достоин того, чтобы его вспомнили. Итак, переносимся на несколько десятилетий назад: смотрим хронику, слушаем песню и вспоминаем, откуда мы её знаем.

Г. Макарова: Минуточку… наша зелёная лампа зажигается… и мы начинаем. Так откуда же эта песня?

Голоса из зала: Из сериала «День за днём»…

Андрей Жигалин, поэт: Два года он шел с 1971 по 1972.  Первый отечественный сериал! А ещё там была его песня «Стою на полустаночке»…

Ирина Крохова, руководитель клуба «Зелёная лампа»  в 2004-2011 гг.: Подожди, Андрей, не опережай события... Когда я узнала, что у нас будет заседание клуба, посвящённое Анчарову, и мне предложили выступить, я подумала: «Я же его не знаю совсем!» А потом услышала «Песню о России», «Стою на полустаночке», «Ходят кони в плюмажах» и поняла, что мы его знаем. Только мы его здорово забыли и вот это, на мой взгляд, совершенно зря…

Ирина Крохова

Михаил Леонидович Анчаров родился 28 марта 1923 года в Москве, детство его прошло в окраинном районе Благуша. Это был рабочий район, хулиганский, вот в таких местах, наверное, и рождаются настоящие поэты. Помните, у нас была лампа, посвящённая Борису Рыжему? Он тоже вырос в подобном месте – на окраине Екатеринбурга. Отец Анчарова был инженером, мать учительницей немецкого языка. Учился он в школе, где у него была очень дружная компания. Ещё он посещал изостудию, окончил музыкальную школу. Очень был творческим и увлекающимся подростком. В 4 классе влюбился в одноклассницу – Наташу Сурикову, влюбился так, что все уроки проводил, глядя на неё. Здесь на фото они вдвоём.

Г. Макарова: Здесь она в первом ряду справа.

А здесь в первом ряду вторая слева, а сам Анчаров –  во втором ряду справа

И. Крохова: Вся школа следила за этими отношениями, в 1941 году они поженились, а в1947 у них родилась дочь Елена.

В 14 лет Анчаров стал писать стихи  и одновременно увлёкся музыкой. Начал писать песни на стихи В. Инбер, Б. Корнилова. В это же время он прочитал «Алые паруса» Александра Грина и  «заболел» этой книгой. Он дал себе клятву, что будет всю жизнь следовать этим романтическим идеалам добра и красоты.

В это же время в Москву приехала вдова Александра Грина Нина Николаевна, ей сказали, что есть такой мальчик, который написал музыку на стихи Грина. Она захотела его увидеть и Анчарова к ней привели. Он исполнил свою песню «Не шуми, океан, не пугай» и Нина Николаевна... заплакала. Так тронуло её это исполнение. Всю компанию, которая пришла к ней вместе с Анчаровым, она пригласила к себе в Феодосию на следующее лето. Они так мечтали об этом!

В 1940 году Михаил Анчаров окончил школу и поступил в Архитектурный институт. А на следующий год, когда они с друзьями собирались поехать в Феодосию, началась война. Вместо Феодосии Анчаров со своим другом Юрием Ракино отправился в райвоенкомат – записываться добровольцами. Оба они мечтали стать лётчиками, но медицинскую комиссию прошёл только Юрий Ракино. Он не вернулся с войны.

Юрий Ракино

Позднее в своих произведениях «Сода-солнце» и других Анчаров пишет о лётчиках. Мне кажется, что во многом Юрий Ракино стал прообразом этих героев. Юрий Ракино тоже был художником, и у него есть картина, которая на меня произвела очень сильное впечатление. Вот она – «Маяковский в день самоубийства».

маяковский

И это нарисовал совсем ещё мальчишка! Здесь и сила, и трагическое ощущение будущего, и предчувствие собственной гибели… Всё есть в этом портрете. Кстати, одна из первых песен Анчарова и первая песня на его собственные стихи была посвящена Юрию Ракино – «Песня о моём друге-художнике».  Сейчас мы её услышим.

Г. Макарова: Совершенно особая интонация – анчаровская. Ни с кем его не спутаешь.

И. Крохова: Итак, Анчаров не прошёл медкомиссию и служил сначала десантником, а потом ему дали путёвку в Институт Красной Армии. Он поступил на факультет восточных языков, изучал китайский и японский. После окончания института в 1945 году он был направлен в Манчжурию, китайскую провинцию, которую оккупировала Япония. Анчаров принимает участие в поимке и пленении последнего манчжурского императора Пу И, получает орден Красной Звезды. Служит военным переводчиком и дальше, становится кадровым разведчиком. Вот фотография Анчарова той поры. Он был абсолютным красавцем, очень породистым, а ещё и военный, разведчик…

Михаил Анчаров

Я уже говорила, что Михаил Анчаров был человеком увлекающимся и вот в это время он вдруг буквально «заболел» живописью. Рисовал бесконечно и решил демобилизоваться, чтобы продолжить учёбу в институте. А его не отпускают! Кадровый разведчик ГРУ! Вот как он сам пишет об этом:

«Демобилизовался я осенью сорок седьмого года. Не отпускали, а я просто смертельно хотел учиться живописи. По ночам краски снились, стонал... Я там на работе портреты всех сослуживцев сделал, но, к сожалению, в институт их представить не мог, потому что физиономии сослуживцев были не для показа. Но именно эти работы всё решили, когда встал вопрос отпускать меня или нет. Я зашёл к начальству в огромный кабинет и увидел, что эти работы лежат на полу, а через них "журавлями" ходит всякое военное и гражданское начальство и какие-то художники, очевидно местные. Я сапоги надраил, стою ни жив ни мёртв. Главный мне говорит: "Ведь подохнешь с голоду на гражданке-то...". "Никак нет", - отвечаю. Ну, ладно, отпустили...».

В 1947 году Анчаров демобилизовался, а в 1948 году он поступил на живописное отделение ВГИКа. Стал отчаянно учиться живописи. И в это же время он продолжает писать песни-баллады, но они становятся всё более совершенными, всё более анчаровскими. Фактически Михаил Анчаров стал зачинателем авторской или бардовской песни. Тогда ещё не было этого термина, он появился позже, а Анчаров называл свои баллады менестрельскими.

Высоцкий считал его своим учителем, он исполнял его песни, а позднее использовал некоторые анчаровские сюжеты для написания своих собственных песен.

Владимир Высоцкий и Михаил Анчаров

Например, у Анчарова есть «Песенка про психа из больницы Ганушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку».
Потом эта Канатчикова дача прозвучит у Высоцкого в песне «Дорогая передача».

Анчарова называл своим учителем и Александр Галич.

Во время войны Анчаров писал песни о доме, о любви, в этом на фронте была большая нужда. А уже после окончания войны, появились и песни на военную тему. Одна из самых известных анчаровских песен – «Баллада о танке Т-34».

В ней уже чётко видно особенности анчаровской балладной лирики. Танк Т-34 "смертью смерть поправ"… он идёт победоносно и тут на его пути оказывается кукла. Танк не может по ней проехать, сворачивает и его подбивают.

А. Жигалин: Эта песня тоже называется очень длинно «Баллада о танке Т-34, который стоит в далёком городе на высоком красивом постаменте».

И. Крохова: Сейчас мы с вами услышим ещё одну песню, в которой явно прослеживается ещё одна особенность анчаровской лирики – глубокое философское содержание. Это «Баллада о парашютах». Нам её исполнит Евгений Серафимович Останин.

Евгений Останин, кандидат исторических наук, доцент ВятГГУ: Если можно – два слова об этой песне. Музыка не моя, но я буду её исполнять так, как я её услышал в 1971 году в туалете школы № 29, которая сейчас – Вятская гуманитарная гимназия.

Евгений Останин (Фото В. Подлевских)

Был какой-то вечер и ребята в коридорах, устав от танцев, иногда песни друг другу пели. Я абсолютно не знал тогда, что это Анчаров, но песня очень понравилась, и я её потом вот в такой виде записал  и исполнял. Чья музыка – не знаю совершенно. Стихи оказались Анчарова, как потом я узнал через несколько лет. Я её немножечко, чуть-чуть изменил, внёс пару мелких штрихов, которые не меняют её абсолютно. Итак, «Баллада о парашютах». Кстати, её нынче на Гринландии исполнял Александр Мирзоян. Исполнение, кстати, это вообще отдельная тема, может быть, я ещё об этом скажу. А сейчас вот в таком виде, как её пели в 71 году ребята в старших классах.

Аплодисменты

И. Крохова: Прекрасное исполнение! Только обратите внимание: сейчас было больше экспрессии, а Анчаров поёт гораздо сдержаннее. Итак, это были песни непосредственно о войне, но Анчаров писал ещё и песни о людях, для которых война стала огромной бедой. Он писал о жертвах войны. Есть у него «Песня о низкорослом человеке, который остановил девушку возле метро “Электрозаводская”».  Этот низкорослый человек не просто человек маленького роста. У него нет ног. Я помню в своём детстве этих людей, которые ездили на маленьких тележках и опирались на такие затирочки… Потом эти все люди быстро исчезли. Так вот как раз про такого человека эта песня Анчарова.

А. Жигалин: «Девушка, эй, постой…» - так начинается эта песня.

И. Крохова: Да, обратите внимание: вот эту разговорную манеру потом у Анчарова позаимствуют многие, в том числе Владимир Высоцкий.

Г. Макарова: Вообще, конечно же, хотелось бы послушать как можно больше песен. Их огромное количество! Жаль, что мы успеем послушать лишь малую часть.

Аплодисменты

Г. Макарова: Великолепное исполнение!

И. Крохова: Чисто анчаровская интонация… У Анчарова много интересных песен, я хочу остановиться на «Песне об органисте, который в концерте Аллы Соленковой заполнял паузы, пока певица отдыхала». Герой песни действительно был маленького роста – «не больше валенка», но каким большим становится человек, когда на него падает луч творчества.  Он становится великим.

А. Жигалин: Это картины Анчарова…

Г. Макарова: Да, это всё картины самого Анчарова.

Галина Макарова (Фото В. Подлевских)

И. Крохова: В 1949 году Анчаров развёлся с первой женой – Наташей Суриковой. В 1950-е годы у него начинается новый период в жизни, который совпадает с «оттепелью». Становится легче дышать, больше свободы в воздухе… и в это же время Анчаров знакомится со своей второй женой – Джоей Афиногеновой. Это очень интересная женщина. Вот её портрет.

Джоя Афиногенова

Она была дочерью известного в то время драматурга Афиногенова и американской танцовщицы. Афиногенов погиб во время войны. Трагической была и судьба матери. В конце войны, когда она возвращалась в Россию, на корабле возник пожар, и она погибла. Джоя и её младшая сестра остались сиротами. Джоя была очень красивой и эксцентричной девушкой, сказывалось американское воспитание. Она была совсем другого склада нежели сам Анчаров. В 17 лет Джоя ехала на велосипеде, упала и разбилась. Мимо шёл Анчаров, «мужчина и джентльмен» – как он себя называл. Он её поднял и на руках донёс до квартиры. За то время, что он её нёс домой, Джоя решила, что он будет её мужем. И он её мужем стал, несмотря на трудности, которые возникли в связи с этим браком. Этот период жизни с Джоей был, пожалуй, самым счастливым и самым плодотворным для Анчарова. Он счастлив в личной жизни:  любит сам, рядом женщина, которая его любит. Она, кстати, поступила на сценарный факультет ВГИКа.

selvinsk  anach-Афиногенова  5364-1

Г. Макарова: Рядом с Анчаровым и Джоей на этой фотографии Сельвинская, предыдущая любовь Михаила Анчарова.

И. Крохова: В этот период он продолжает писать песни и одновременно начинает работать над прозой. Из этого времени фактически вышли такие его произведения, как «Сода-солнце», «Голубая жилка Афродиты», «Поводырь крокодила», «Этот синий апрель», «Теория невероятности». Это время «оттепели», время Джои.

Анчаров и Джоя живут очень насыщенной и интересной жизнью, вокруг много друзей, они часто собираются все вместе, выпивают, весело проводят время. Но друг Анчарова Валентин Лившиц вспоминает, что эта, казалось бы, богемная жизнь ничуть не мешает работе. Они могли ночь напролёт пить, до утра вести разговоры, но на следующий день всегда была работа. Смотрите, какие они счастливые на этой фотографии.

3 С Джоей Афиногеновой с 1953

В это время Анчаров оканчивает сценарные курсы. Вместе с режиссёром Александром Зархи и писателем Василием Аксёновым он пишет сценарий фильма «Мой младший брат». Вот вы видите кадр из этого фильма с Александром Збруевым в главной роли.

Вместе с Джоей они пишут сценарий для фильма «Аппассионата» - как Ленин слушает музыку. Это была дипломная работа Джои и она была заказной, но, несмотря на это, картина получилась очень человечной.

Г. Макарова: А это Анчаров на съёмках фильма «День за днём». Рядом Ирина Мирошниченко.

И. Крохова: В 1963 году от Анчарова ушла Джоя Афиногенова. Она ушла к другому, это было ударом для Анчарова. Он пишет такие строки:

И стала пятаком луна,
Подруга полумесяца,
Когда потом ушла она,
А он решил повеситься.

Он действительно делал попытки повеситься. Его друг В. Лившиц вспоминает об этом. Дело было на даче, Анчарова успели спасти. Наступает трудный период в его жизни. Друзья вспоминают, что встречали Анчарова неряшливо одетым, опустившимся. Но всё-таки он был сильным человеком; жизнелюб огромный, он сумел преодолеть и это.

В это время он пишет сценарий фильма «День за днём» - первого советского телесериала. Смотрите, опять он оказывается первопроходцем, также, как в случае с авторской песней. Я забыла ещё вам рассказать, что в годы учёбы в Суриковском институте он изобрёл манеру письма, которую потом стали изучать студенты. Он двумя мазками мог нарисовать автомобиль: мазок сверху, мазок снизу и на этой тёмной улице вы видите автомобиль!

Сериал «День за днём» был очень популярным, его смотрела вся страна. Песни оттуда становились хитами: «Стою на полустаночке», «Ходят кони в плюмажах» и другие.
И в личной жизни Анчарова всё налаживается, он женится на исполнительнице роли Жени в сериале «День за днём» – актрисе Нине Поповой. Вот её фотография – очень милая, приятная женщина. У него, кстати, все жёны были красавицами и большинство из них – значительно моложе его.

4 C Н. Г. Поповой 1967—1975 неофиц.

Нина Попова и Михаил Анчаров

Позднее Анчаров пишет сценарии для телеспектакля «Москва. Чистые пруды», фильма «В одном микрорайоне», то есть жизнь продолжается, он много работает. В 1970-е годы Анчаров начинает писать прозу, возвращаясь к тем заготовкам, которые он складывал «в стол» во времена Джои. «Этот синий апрель», «Записки энтузиаста», «Самшитовый лес», «Как птица Гаруда»…

А. Жигалин: Он ни на кого не похож! Другого такого писателя просто нет!

И. Крохова: Да, действительно, это необыкновенная проза. Поначалу вам, возможно, будет непривычно её читать, но когда вы в неё погрузитесь – невозможно будет оторваться! Во-первых, она очень поэтична. Он же поэт прежде всего.  И вторая особенность его прозы – это то, что в одном тексте  он сочетает элементы реального и нереального. Мне очень нравится «Сода-солнце», там герой – геолог едет на поиски полезных ископаемых, ведёт раскопки… вроде бы всё реально и обыденно. А потом герои вдруг начинают вести философские разговоры на тему «кто такой сатана». По Анчарову сатана и бог – это всё человек, всё в нём уживается одновременно. Герою кажется, что он видит в зеркале сатану, а на самом же деле он видит своё отражение.

Ирина Крохова (Фото В. Подлевских)

Ещё очень интересная у него повесть «Прыгай, старик, прыгай». Маленький город, строится большой завод – всё реально. Но тут убивают полицая, который спрятался от войны, и приезжает следователь. А потом оказывается, что следователь – это бог Пан и он всё улаживает как надо. Рядом с ним его возлюбленная сирена Сиринга… В общем всё это перемешано и во всё это веришь! Читается просто упоительно.

И ещё интересна его книга «Самшитовый лес». Много умных мыслей вы найдёте, читая Анчарова, которые просто открывают что-то новое для тебя. Вот, например:

«Потому что у Сапожникова характер был не пробивной. Он всегда так считал: нужен буду – разыщут под землей, а не нужен – и толкаться не стану. Так и во всём, жил и дожидался, пока заметят, и старался ничего не просить. Потому что на праздники не просятся. На праздник приглашают».

И ещё… Герой спрашивает свою мать – что такое «доброта», «сентиментальность», что такое «сила», и она ему говорит:

«Доброта — это сила, а не слабость, и она самая трудная вещь на свете. …Сентиментальность – это чувство, оно приходит и уходит... а доброта – это позиция, – ответила мама. – Пушкин такой был».

В общем, я считаю, что нужно обязательно читать прозу Анчарова.

И вот ещё что я хотела сказать. В творчестве Анчарова очень часто возникает образ Леонардо да Винчи. Видимо, в силу того, что он в чём-то сам был похож на Леонардо – жизнелюб, творец, такое же разнообразие интересов. Он писал Леонардо, вот одна из картин. Леонардо, а за ним стоит Михаил Анчаров в той же позе.

«Дорога через хаос», «Поводырь крокодила» - в этих произведениях Анчарова есть образ Леонардо да Винчи.

Юрий Ревич назвал Михаила Анчарова «несостоявшимся великим человеком». Несостоявшийся не потому, что он не смог, а потому что он не хотел был великим. Ему не нужна была слава. Он увлекался чем-то, совершал открытия, а потом остывал и переключался на другое.

В 1970-80-е годы по-прежнему Анчарова много издавали, он был необычайно популярным писателем, как сейчас говорят – культовым. В 1975 году Анчаров женился в четвёртый раз на молодой женщине Ирине Биктеевой, а в 1981 году родился сын Артём.

6 4-я оф.жена Ирина Биктеева с 1975 и сын Артем 1981

Михаил Анчаров и Ирина Бектеева с сыном Артёмом

Г. Макарова: Кстати, Артёма Анчарова вы можете найти ВКонтакте

И. Крохова: На этой фотографии Михаил Анчаров выглядит уже иначе, он постарел, да и жизнь его не была простой… Хотя ему здесь чуть больше 60 лет, но выглядит он намного старше.

Г. Макарова: И ещё нам хочется вам показать небольшой фрагмент из фильма об Анчарове. Послушайте, что говорит о нём Вероника Долина.

И. Крохова: В 1990 году Михаил Анчаров скончался от инфаркта сердца. Он ушёл, но у нас остались его песни, его картины, его книги. Так что читайте Анчарова.
Кстати, у Анчарова нет могилы, его прах захоронен в колумбарии Нового Донского кладбища.

А. Жигалин: Сейчас собирают деньги на памятник в Москве.

Г. Макарова: На мемориальную доску.

И. Крохова: А сейчас я хотела бы дать слово человеку, который и открыл нам Анчарова, он подкинул нам идею о проведении этой встречи. Это Андрей Жигалин.

А. Жигалин: Анчаров просто гениальный писатель, практически это человек эпохи Возрождения. И художник, и музыкант, и художник, и писатель, и поэт. Действительно – Леонардо да Винчи.

Вот отрывок из его повести «Поводырь крокодила»:

Андрей Жигалин (Фото В. Подлевских)

«По буграм и ухабам, спотыкаясь о каменные выступы и проваливаясь в трещины, полз муравей. Это была ещё не самая худшая из дорог, но уныние и нескончаемость пути раздражали его. Легко представить, какими словами он честил дорогу, на которую забрёл случайно и бесплодие которой он теперь сознавал. И невдомёк ему было, глупому муравью, что он давно уже полз по лику Венеры, который люди считали прекрасным.»

И вот из таких фрагментов у Анчарова состоят все романы! Из афоризмов, находок, удивительных прозрений… Это просто что-то невероятное! Говорят, что в древности, когда ещё не было абзаца, каждую новую мысль выделяли красным цветом. Отсюда пошло выражение «с красной строки».  Вот если у Анчарова выделить каждую каждую мысль в произведениях красным, то это практически будет сплошной красный текст. Это совершенно гениальный писатель. Сейчас так не пишут. По плотности образов, по афористичности… Даже в песнях: «…и бомбы падают свистя в родильные дома». Или «Кто придумал войну, ноги б тому оторвать»».  Это что-то невероятное!

Вот что пишет об Анчарове один из критиков: «Что может быть реальнее утончённой и незаурядной художественной личности, прошедшей войну, побывавшей в различных житейских переплётах, познавшей людей в самых изощрённых ситуациях и сохранившей свою любовь, свою веру, свою фантазию. Личности, преодолевшей саму реальность жестоких человеческих отношений и создавшую реальность свою – новую, светлую. Сервантес создал Дон Кихота, Александр Грин – «Алые паруса» и свой особый гриновский мир, Михаил Анчаров – фантастическую трилогию «Сода-солнце» и свой анчаровский мир: песен, стихотворений, удивительно реальной и поэтически светлой прозы».

Елена Соколова (Фото В. Подлевских)

И, кстати, говоря, Анчаров считал многих своих героев живыми людьми. И действительно, читаешь – они как живые. Его герои переходят из повести в повесть, из романа в роман. Вот Гошка Панфилов, благушинский атаман – он герой «Сода-солнце», он же в «Записках странствующего энтузиаста», в «Самшитовом лесе». Это совершенно живые люди!  Даже герои сериала «День за днём» как будто бы наши знакомые. Сперва Анчаров подписал договор на 2 серии, всем жутко понравилось, мешки писем. Сняли ещё 7 серий. На следующий год ещё 8 серий! Персонажи стали абсолютно народными героями, их знали все.  И в каждой серии была песня. Это как подарок. И почти все песни ушли в народ. Анчаров – это человек, который дарил людям праздник и радость. Самое удивительное, главная для меня загадка – почему же сейчас Анчарова знают так мало? Об этом было бы интересно поговорить и поспорить.

И. Крохова: Мы об этом обязательно поговорим, а пока я хочу ещё одного человека вам представить, который любит и хорошо знает Анчарова. Это Михаил Андрианов, актёр «Театра на Спасской».

Михаил Андрианов, актёр «Театра на Спасской»: Добрались до меня-таки! (смеётя) Я сумбурно и бестолково что-нибудь скажу сейчас, хотя всё главное уже об Анчарове сегодня прозвучало. Вот был такой поэт Николай Глазков. Замечательный. Его не сказать что очень много знают, но он оплодотворил столько всего в русской поэзии! В случае с Анчаров что-то похожее. Это возрожденческая личность, которая не просто тем-сем, пятым-десятым занимается. Это просто физиологическая потребность постоянно что-то творить, изобретать что-то новое.

А. Жигалин: И быть первым!

М. Андрианов: Ну как первым…

А. Жигалин: Делать то, что до него никто не делал.

М. Андрианов: Анчаров, как и любая возрожденческая личность, – это такой философ. Сейчас попытаюсь найти…

А. Жигалин: «Звук шагов» - замечательная книга Анчарова у Михаила…

М. Андрианов: Она прекрасна тем, что тут… Вот нашёл! Всё-таки основная, насколько я понимаю, мысль у Анчарова.

Михаил Андрианов (Фото В. Подлевских)

«Я не верю в бездарных людей. Все люди одарены «жизнью». И перед этим  невероятным фактом все остальное – мелочь и подробности. И если я хочу  заниматься искусством (а я всегда этого хотел, сколько себя помню), то я  должен исходить из этого непреложного факта всеобщей одарённости. Что бы об  этом мне ни толковали…
Не талантливы только принципиальные злодеи и принципиальные скоты — они скованы своими гневными вонючими страстями. Но люди же... люди талантливы».

То, что все люди талантливы и все люди одарены, все люди способны к творчеству, к самому высокому творчеству, - основная мысль Анчарова. Она прекрасна. Как там Долина говорила… «гнусноватая действительность». Да нет никакой гнусноватой действительности! Нет никакой грязи…

А. Жигалин: Это как в том романе… Выходишь, смотришь – серая дорога, серый забор, а потом меняется что-то… Серая, красивая дорога!

М. Андрианов: У нас про Анчарова с Жигалиным очень хорошо на пару получается (смеётся).

А. Жигалин: Можно сделать вечер про Анчарова на двоих. А его действительно хочется почитать побольше. 

«Сейчас фантазия, – говорил Анчаров, – чаще всего проходит по ведомству научной или ненаучной фантастики. Между тем даже самое реалистическое произведение без фантазии просто не может быть создано… Фантазируют все – от сплетника до учёного, несмотря на разницу в целях. Эйнштейн, например, утверждал, что для учёного фантазия важнее, чем знания.
… Надо различать открытия и творчество. Открывают то, что в природе уже есть, а творят то, чего в природе ещё не было. Ни автомобиля в природе не было, ни табуретки, ни частушки, ни Героической симфонии, ни «Илиады». Война греков с троянцами была, а «Илиады» не было. Её сотворил Гомер в форме эпоса».

Вот у Анчарова с фантазией было всё в порядке.

М. Андрианов: Как он про кикимору-то в «Самшитовом лесе»:

Михаил Андрианов (Фото В. Подлевских)

«Выступает однажды научная дама по телевизору и показывает детские рисунки. Мухина её фамилия. Эти, говорит, рисунки традиционные, с натуры, а вот эти нетрадиционные, поразительные рисунки с фантазией, на них кикимора нарисована. А Сапожников глядит – обыкновенная кикимора нарисована, никакой фантазии. Тоже с натуры, только с воображаемой. Вот и вся разница…»

А. Жигалин: «Прочёл ребёнок сказку про кикимору, где она подробно описана, и нарисовал. Какая ж это фантазия? Это простое воображение». Это цитата из самого начала «Самшитового леса».

М. Андрианов: Последняя, по-моему, его повесть «Стройность», когда он уже старый и по какому-то поводу там брюзжит, но в самом начале там есть чудная мысль про некоего человека:

«— Или вот, к примеру, такое… Он, например, говорит, что не сказка украшает жизнь, а жизнь украшает сказку… Не понимаете?
— Нет, — говорю. — Не понимаю.
— Он утверждает, что в основе всего лежит сказка. А жизнь либо украшает эту сказку, либо загаживает… Представляете?.. Это же чистейший идеализм.
— Почему? — тупо спросил я.
Мне в то время было совершенно наплевать — идеализм сказка или, может быть, даже материализм. Важно было, что сказка это сказка… А потом подрастаешь и видишь, что все не так; и тогда трезвеешь. Как все.
Но что-то во мне начало неудержимо зудеть. И я говорю:
— А знаете… я с ним согласен…
— То есть как?..
— Знаете, — говорю, — это самая оригинальная мысль, которую я слышал в своей жизни».

А потом выясняется, что герою всё это только приснилось, и он очень радуется, потому что если это всё  приснилось, то самая оригинальная мысль принадлежит ему. Она такая… совсем уже куда-то туда… не к Грину возвращает, но… Но она же классная! «А жизнь либо украшает эту сказку, либо загаживает» - ну это же просто!.. Чтобы понять Анчарова, надо слушать его песни, читать тексты, смотреть картины. Сериал «День за днём» не так давно по «Ностальгии» крутили, я его скачал (он у меня 3 дня качался в полном соответствии с названием).

Михаил Андрианов (Фото В. Подлевских)

А. Жигалин: В группе «Анчаровский круг» ВКонтакте все серии выложены.

М. Андрианов: Там качество немножко не то. И вот я сажусь смотреть «День за днём», сериал 1971 года, это, конечно, наивно, но я понимаю, что я не могу оторваться. Потому что это классно. Потому что артисты работают классно в классном материале.

А. Жигалин: Алексей Грибов – мхатовский актёр…

М. Андрианов: В общем, Анчаров – это что-то совершенно особенное…

А. Жигалин: А главное – живое…Вот допустим ему звонили из школы и говорили: «Приходите к нам, расскажите про мораль, про совесть…» и т.д. А он им: «А вы знаете, что такое стыд? Стыд есть рвотное движение души». И всё. Там кладут трубку. То есть абсолютно живой человек, ни под какие рамки он никогда не попадал.

Андрей Жигалин (Фото В. Подлевских)

 М. Андрианов: Я вот, кстати, не знаю, они были знакомы или нет?

А. Жигалин: С кем?

М. Андрианов: С другим великим идеалистом Иваном Антоновичем Ефремовым. Но у меня эти два человека в сознание постоянно параллелятся. Ефремов тоже сейчас товарищ подзабытый.

А. Жигалин: Ну, неееет… Его знают больше, чем Анчарова.

М. Андрианов: Идея всеобщей талантливости была и у Ефремова. Интересно, они были знакомы или нет?

А. Жигалин: Они действительно люди одного уровня.

М. Андрианов: Там масса совпадений, даже формальных, в судьбе. Они оба увольнялись с военной службы, например. Анчаров, конечно, более писатель, более художник слова.

А. Жигалин: А может, ты прочитаешь какое-нибудь стихотворение Анчарова?

М. Андрианов: Я думаю, нет. Вот, может, Евгений Серафимович, споёт ещё что-то. Анчарова надо петь.

И. Крохова: Вы прочитайте, а Евгений Серафимович потом споёт!

М. Андрианов: Если я сейчас найду… Ну ладно, не нашлось то, нашлось другое. Там безумная песня, которая начинается какими-то безумными… (напевает)

Село Миксуницо
Село Миксуницу
Средь гор залегло.
Наверно, мне снится
Такое село.

Там женщины – птицы,
Мужчины – как львы.
Село Миксуницу
Не знаете вы.

Там люди смеются,
Когда им смешно.
А всюду смеются,
Когда не смешно.

Там скачут олени,
Там заячий взгляд.
Там гладят колени
И верность хранят.

Там майские девочки
Счастье дают,
Там райские песни
Бесплатно поют.

Поэтов не мучают,                                                                                          
Песню не гнут –
Наверно, поэтому
Лучше живут.

Село Миксуницу
Всю жизнь я искал –
Но только тоска
Да могилы в крестах.

Когда ж доползу
До родного плетня,
Вы через порог
Пронесите меня.

О Боже, дай влиться
В твои небеса!
Село Миксуницу
Я выдумал сам.

Аплодисменты

Конечно, большинство песен Анчарова дошло до нас в кошмарных записях, кроме той пластинки, которую он напел уже в конце жизни. Если её слушать, то там такой просто рокенрольный драйв! Я почему-то сразу представляю их в чуть ли не «металлической» аранжировке и понимаю, что это было бы круто! Даже «Баллада об органисте». «Песня о России»… она тут звучала из сериала «День за днём». Это музыка Ильи Катаева, а в собственном варианте Анчарова там тоже есть эти «металлические» ритмы.

А. Жигалин: Егор Летов, кстати, поёт «Песню о циркаче». Это группа «Гражданская оборона».

М. Андрианов: Я не слышал, я не являюсь поклонником Егора Летова.

Г. Макарова: Спасибо, Михаил. Кто ещё хочет что-то сказать об Анчарове?

Максим Гребеншиков, преподаватель физики, доцент ВятГУ: «Песни Анчарова я слышал раньше, но читал его мало. Ирина Николаевна давала мне сборник «Сода-солнце». Мне показалось это немножко похожим на Стругацких. На поздних Стругацких, когда у них тоже смесь реальности и фантастики.

Максим Гребенщиков

А. Жигалин: Первая его повесть «Сода-солнце» была напечатана в сборнике «Фантастика-65» сразу же после публикации «Понедельника…» Стругацких в сборнике «Фантастика-64».

М. Гребеншиков:  Когда я сейчас слушал песню про органиста, мне показалось, что её вполне мог исполнить и Высоцкий.

А. Жигалин: А он и пел его песни. «Она была во всём права» и другие. Визбор его пел, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Николай Караченцев… А со Стругацкими Анчарова объединяет жанр – это социальная фантастика.

Майя Селезнёва, преподаватель химии: Сидеть бы да слушать людей, собравшихся сегодня здесь. Но нет, выносит меня сюда. Какая-то сила внутренняя. В прошлый раз у нас тут Василий Андреевич выступал. И это была исповедь. Здесь это и происходит – исповедь, и хочется исповедаться. Есть такая картина у Леонардо да Винчи, которую вы все знаете, портрет Чечилии Галлерани или «Дама с горностаем».

А. Жигалин: Анчаров писал о создании этой картины.

М. Селезнёва: Ну, так вот. Я прочитала у Анчарова только «Дорогу через хаос», где он великолепно показывает, как в человеке дремлющие таланты вдруг так расцветают, так проявляются! Нужен только толчок и этим толчком становится картина Леонардо. Герой Анчарова пришёл в музей, увидел её, и как удар молнии. И вы представляете, Анчаров всего тремя словами этот момент изобразил: Сидит. Смотрит. Живая. И вот с этими тремя словами я ходила несколько дней, переживая этот переход. Дело в том ещё, что эта картина меня в своё время тоже сразила. Я увидав однажды в магазине компьютерную разработку этой картины, и там так здорово был передан взгляд, что я купила эту разработку и давай по ней вышивать.

Майя Селезнёва (стоит слева)

А. Жигалин (смеясь): Здорово!

М. Селезнёва: Ну как я могла подумать, что смогу передать это всё. И вот я дошла до глаз, и они даже у меня получились, как ни странно. Но когда я начала вышивать рот, я поняла, что весь смысл картины в линии рта. Я где-то прочитала, что когда пытают человека, то мучители смотрят на реакцию рта. И оказывается – точно! Маленький штрих – один шов, а совершенно другое выражение лица. Вышиваю – не то, убираю. Ещё раз – опять не то. И вот так я маялась неделю, две. Вот такая история.

Так вот, у героя Анчарова благодаря встрече с картиной проснулся талант. Может быть, Анчаров и себя здесь имел ввиду. Из всей этой поэмы я запомнила такие слова. Они настолько глубоки…

Как страшно возвращаться стариком
Туда, откуда уходил щенком...
Никто не ждёт... Не нужен никому...

И  передохнув, после всех путешествий, он возвращается во Флоренцию.

Вернулся я к началу своему...
Привет тебе, Флоренция!..

Майя Селезнёва (Фото В. Подлевских)

И у каждого, наверное, есть такой город, где никто не ждёт. У меня он есть, поэтому я обратила внимание на эти строки. Он возвратился, а я боюсь туда возвращаться, потому что Никто не ждёт... Не нужен никому...

А. Жигалин:  У Юнга есть мысль о том, что ценность – это возможность какой-либо энергии продолжить свое развитие. Приходит поэт в музей и у него возникает стихотворение. То есть вот у картин Леонардо есть такая энергия. И Анчаров на скольких людей повлиял!

Андрей Жигалин (Фото В. Подлевских)

М. Селезнёва: Да. Способность волновать, отзываться в человеке у него есть.

И. Крохова: А почему всё-таки забыли Анчарова? Как вы думаете?

А. Жигалин: Кто-нибудь сериал «День за днём смотрел, когда он выходил, в 1971 году?

Голоса из зала: Конечно!

Л. Федосеева: Полный восторг!

И. Крохова: А почему тогда забыли-то?

Л. Федосеева: Не забыли. Кто помнит – тот и помнит. Я помню, как смотрела, мне было 17 лет, что я могла тогда понимать? Там же отношения. Грибов, Сазонова… А сидишь и смотришь, следишь за развитием событий. Это не сериал, это всё-таки фильм.

Елена Шутылева: А забыли, мне кажется, потому что Анчаров не скандальный человек был. А много ли вообще на слуху людей из его поколения фронтовиков? Ну, Бакланов… другие писатели, которые писали эпическую прозу о войне. Анчаров такое не писал. А почему не писал? Мне кажется, он был совсем другим человеком. Вот мы сегодня все говорим о нём, все восхищаемся… Улыбаемся… У нас у всех приподнятое настроение. Это человек… человек-солнце! Понимаете? Он не эпатировал никого, хотя прожил далеко не безгрешную жизнь. Он был красавец, он от жизни брал многое, его любили и он любил. То есть он был нормальным мужчиной! Но он, в отличие от Аксёнова, кого-то там ещё… он не видел грязи. Он любил людей! Во всех их проявлениях! Такими, какие они есть. Он не то чтобы не видел гнусности, он был выше этого.

Елена Шутылева (в центре)

Мне кажется, он был человек-вулкан. Вот прорвало его в одном месте – и он был в этом месте художником. В другом месте его энергия прорывалась – и он был поэтом. В третьем – он становился сценаристом. Он подпитывался этой энергией от себя и подпитывал других. Сегодня мы часто о ком-то говорим: Иванова не печатали, Петрова какой-то цензуре подвергали, усекновение делали… Вот у него этого не было. Он жил, как дышал.

И. Крохова: У меня вот ещё какая мысль возникла. Почему его сейчас забыли? Мне кажется, просто сейчас такое время – забыли про идеалы, во главу всего поставлен рубль. А Анчарову всё это было чуждо. Он своим юношеским идеалам остался верен до конца жизни. Может быть, он человек будущего. И придёт ещё время его книг, их будут читать.

Е. Шутылева: Он был последним романтиком…

И. Крохова: А сейчас у нас будет песня. Евгений Серафимович, пожалуйста.

Е. Останин: Прозвучит длинная довольно песня, я попытался сделать музыку к этим стихам. «Последний романтик», «не совпадает с нашим временем» – говорили сегодня здесь об Анчарове. А вот эта песня со старомодным названием «Антимещанская» (даже слово такое сейчас редко употребляют), она как раз, по-моему, подходит к нашим  временам.

Аплодисменты

И. Крохова: А ещё что-нибудь можете нам исполнить?

Е. Останин: Тогда совсем другая тональность и другая тема. Песня о поколении, о том самом, к которому и Анчаров принадлежал, и кое-кто из здесь присутствующих – «Большая апрельская баллада».

Евгений Останин (Фото В. Подлевских)

Я её сочинил на стихи Анчарова, ещё когда работал в сельской школе в селе Полом Белохолуницкого района. Мы делали какую-то композицию к очередной дате (это был 1978 год) и я подумал, что хорошо было бы ребятам эти стихи послушать. И под кинофрагмент без звука я эту песню там первый раз исполнил. Так что первыми слушателями были деревенские школьники. Ну а вы вторые, наверное.

Аплодисменты

И. Крохова: Может, кто-то ещё хочет выступить?

Юлия Резник: Я не совсем согласна с тем, что тут сегодня было сказано. Мне пришла в голову такая мысль… Всё-таки Анчаров выразитель своего поколения. Это особое поколение. Они мечтали о золотом веке, о коммунистическом далёко… Это поколение, прошедшее войну. «И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной…» - это о них пел Окуджава.  Это поколение ушло, их нет сегодня.

И ещё я хочу сказать, что некорректно сравнивать Анчарова и Аксёнова. Аксёнов из другого поколения, он на 10 лет моложе и его судьба сложилась совсем по-другому. Он был лишён родителей, был лишён детства, такого, как у Анчарова. Поэтому и творчество у них совершенно разное. Анчаров – он действительно романтик, я прочитала у него повесть «Сода-солнце», которую мне посоветовали. Поначалу я с трудом входила в этот текст, но потом меня, конечно, потрясла эта повесть. Я прониклась его прозой талантливой. Там действительно полно афоризмов, которые можно даже выписывать в тетрадку, чтобы потом перечитывать.

Татьяна Машковцева и Юлия Резник  

И ещё такой момент: 60-е годы – это время разделения на физиков и лириков, а Анчаров как раз говорит о том, что физики тоже должны быть лириками.  Учёный должен быть творцом, фантазёром и так далее. И только тогда к нему придут новые открытия и озарения.

Что значит «забыли Анчарова»? Уже одно то, что мы сегодня здесь собрались и вспомнили его, - это много. Я думаю, что ему было неважно будут его вспоминать или забудут. Он занимался своим творчеством, выражал себя, своё поколение через свои картины, свои книги. И для него это было важно. Ну, а если он нас сейчас видит, то думаю, ему будет приятно, что мы его сегодня вспомнили.

И. Крохова: Мне ещё понравилось у Анчарова выражение: «Мужики, ищите Афродиту!»

А. Жигали и Е. Останин: (хором): Аэлиту! «Аэлита –  лучшая из баб!»

А. Жигалин: Самое лучшее, что написал Анчаров, на мой взгляд, это трилогия: «Сода-солнце» - первая часть, «Голубая жилка Афродиты» - вторая и «Поводырь крокодила» - третья. И ещё роман «Как птица Гаруда» - это вообще семейная сага.

И. Крохова: А «Самшитовый лес»?

А. Жигалин: А «Самшитовый лес» - это вторая трилогия о творчестве («Самшитовый лес», «Как птица Гаруда» и «Записки странствующего энтузиаста»).
Вот почему Анчаров занимался Леонардо да Винчи? Леонардо – это новый тип человека, который умел входить в состояние вдохновения. По своему желанию! Поэты сидят, ждут вдохновения, а Леонардо да Винчи захотел – вошёл в это состояние, нарисовал что-то, изобрёл. И Анчаров пытался найти алгоритм этого вдохновения, у него почти все книги про это. И когда его читаешь, заражаешься сам этим творческим вдохновением: хочется что-то писать, художники, наверное, рисуют. Очень многие известные творцы называю Анчарова своим учителем. Он, наверное, это нашёл – как пробиться к истине, к красоте, к универсальным ценностям, которые для всех времён годны, поэтому его песни как будто сегодня написаны.

Михаил Андрианов и Наталья Панишева (Фото В. Подлевских)

Г. Макарова: У нас есть ещё его песни. Хотите их послушать? «Песня о МАЗе».

И. Крохова: Вот эту песню, кстати, пел Владимир Высоцкий.

Г. Макарова: А здесь её поёт режиссёр Пётр Фоменко. Гениальное исполнение.

И. Крохова: А вы обратите внимание на интонацию, абсолютно разговорная интонация. Высоцкий позднее точно также будет петь.
Я ещё хочу рассказать историю песни «Как-кап». Анчаров сам об этом писал. Он как-то разговаривал с одной девчонкой и спросил её: «Ну, какую песню ты хочешь, чтобы я написал?»  Она ему отвечает: «Я хочу, чтобы слова в этой песне были, как жемчужинки, как танки японские». Анчаров вспоминает, что писал эту песню 5 лет. И вот что получилось.

Г. Макарова: В конце нашей встречи я хочу рассказать вам ещё вот о чём. Существует ВКонтакте такое сообщество «Анчаровский круг». В Вологде живёт Галина Щёкина, она мне написала ВКонтакте…

А. Жигалин: Это я ей наводку дал!

Г. Макарова: … пригласила меня в это сообщество. Они достаточно регулярно проводят Анчаровские чтения в разных городах. Организуют выставки картин Анчарова, пишутся научные работы по Анчарову, защищаются диссертации. Всё это очень интересно. Они же выступили с инициативой установить в Москве мемориальную доску Анчарову. В 2012 году на это им пришёл ответ: какая-то комиссия признала нецелесообразным установку этой мемориальной доски с такой формулировкой: «недостаточно заслуг, признанных государством». Это наш российский идиотизм!

Галина Макарова (Фото В. Подлевских)

Сейчас Анчаровский круг собирают деньги на эту доску и уже 55 тысяч они собрали. На страничке ВКонтакте у них размещён номер счёта и даже если по 100 рублей будет поступать на этот счёт – это хорошо. Там же есть информация о продаже дисков, книг Михаила Анчарова, часть от продажи которых тоже пойдёт на мемориальную доску.
На этой страничке ВКонтакте и вообще в интернете такое количество информации об Анчарове! Несколько сайтов, можно скачивать все песни, десятки часов бесед с Анчаровым, встречи с ним, посиделки после концертов.  Всё это слушая, всё это читая, видя всё это – нельзя не влюбиться в этого человека! Невозможно!

А. Жигалов: Сейчас очень популярен жанр семейной саги, так вот Анчаров был и здесь первым. Очень советую – «Как птица Гаруда», повествование здесь начинается со дня смерти Льва Толстого 1911 год и до нашего времени. Род Зотовых. Изумительная панорама жизни семьи на фоне ХХ века.

Кто-то: Скажите, а Анчаров – это настоящая фамилия или псевдоним?

Г. Макарова: Настоящая, его родители были Анчаровы. Кстати, у Анчарова осталась дочь от первого брака. Мы показывали в самом начале его фотографию с маленькой девочкой – это она. У неё есть воспоминания об отце, их можно найти в интернете. Сын Артём, я о нём уже говорила. У него есть страница ВКонтакте и сайт с музыкой. Сыну сейчас 32 года. Дочь родилась в 1947 году.

А. Жигалин: А Анчарову в этом году исполнилось бы ровно 90 лет! 23 марта!

Андрей Жигалин, Галина Макарова, Ирина Крохова (Фото В. Подлевских)

И. Крохова: Я ещё хочу выразить огромную благодарность Оксане Ротаренко. Несколько дней она сидела, подбирала фотографии к песням Анчарова. И как здорово это получилось!

Г. Макарова: Она фактически сделала клипы на песни Анчарова.
Аплодисменты

А. Жигалин: А в  «Песне о низкорослом человеке» - откуда взяты картины? Замечательно получилось! Это надо куда-то выложить обязательно, чтобы это не пропало. Выложите, пожалуйста.

Кто-то: Давайте ещё песни послушаем…

И. Крохова: «Песня о радости». Фотографии к этой песне также подбирала Оксана Ротаренко.

Аплодисменты

Г. Макарова: Огромное спасибо вам всем за участие, за сопереживание и, конечно, отдельное спасибо Андрею Жигалину. Михаил Андрианов назвал его «открывашкой», он открывает нам такие вот имена».

А. Жигалин (смеётся): Могу ещё кого-нибудь вам открыть!

Г. Макарова: И Евгению Серафимовичу огромное спасибо, и Михаилу! И всем спасибо!

А. Жигалин: Читайте Анчарова!

Г. Макарова: И приходите к нам 11 и12 ноября на Дениса Осокина.

Оксана Ротаренко, Михаил Андрианов, Андрей Жигалин, Галина Макарова,
Ирина Крохова, Евгений Останин и  зелёная лампа

 

ЧТО ЧИТАТЬ:

  • Анчаров, М. Сочинения : Песни. Стихотворения. Интервью. Роман. /соcт. В. Юровский. – М.: Локид-Пресс, 2001. – 495с. – (Голоса. Век ХХ).
  • Анчаров, М. Дорога через хаос. – М. : Молодая гвардия, 1983. – 256 с.
  • Анчаров, М. Записки странствующего энтузиаста : роман. – М. : Мол. гвардия, 1988. – 332 с.
  • Анчаров, М. Звук шагов. – М. : Останкино, 1992. – 302 с.
  • Анчаров, М. Как птица Гаруда : роман. – М. : Сов. писатель, 1989. – 319 с.
  • Анчаров, М. Приглашение на праздник : романы и повести. – М. : Худож. лит., 1986. – 556 с.
  • Анчаров, М.Самшитовый лес : роман, повести. – М. : АСТ-Пресс, 1994. – 383 с. – (Новая русская классика)
  • Натянутый нерв струны : [стихи и песни бардов, 50-80 гг.]. – Хабаровск : Кн. изд-во, 1991. – 219 с.
  • Анчаров, М. Сода – солнце : фант. трилогия. – М. Мол. гвардия, 1968. – 334 с.
  • Анчаров, М. Теория невероятности : роман и повесть. – М. : Мол. гвардия, 1967. – 285 с.
  • Анчаров, М. Этот синий апрель. Теория невероятности. Золотой дождь. Сода – солнце. – М. : Сов. Россия, 1973. – 368 с.
  • Анчаров, М. Этот синий апрель : повесть. – М. : Сов. Россия, 1969. – 112 с.

 

***

 

О МИХАИЛЕ АНЧАРОВЕ:

  • Сайты, посвящённые творчеству Михаила Анчарова

http://ancharov.lib.ru/
http://www.bard.ru/cgi-bin/frameset.cgi?kind=disk&name=Анчаров_М

***

***

  • Участник клуба «Зелёная лампа» поэт Андрей Жигалин о Михаиле Анчарове

http://www.herzenlib.ru/greenlamp/detail.php?ID=16145
http://www.herzenlib.ru/greenlamp/detail.php?ID=16104

 

ВИДЕО:

Фильм «Михаил Анчаров. Четыре времени года»

Михаил Анчаров на Youtube

Михаил Анчаров вКонтакте

Михаил Анчаров. Рассказ о создании телесериала «День за днём»

АУДИО:

Русские барды. Михаил Анчаров. Песни

КАРТИНЫ МИХАИЛА АНЧАРОВА:

СТРАНИЦЫ ВКОНТАКТЕ:

Анчаровский круг

Любимые цитаты из Михаила Леонидовича Анчарова

Литклуб «Зелёная лампа»

Михаил Анчаров в клубе «Зелёная лампа»


Отзывы к новости
Цитировать Имя
v_kurse, 15.11.2013 16:31:59
Дмитрий Китаев (историк)

Моё любимое произведение из того, что я читал у Михаила Анчарова, – его роман «Самшитовый лес». Само творение читать доводилось не так давно, поэтому, готовясь к «Зелёной лампе», решил поискать историю создания романа, что называется, из первых уст. Удалось найти аудиозапись, где наш герой во время сольного концерта отвечает на записку зрителя из зала об этом произведении. Хотелось бы поделиться услышанными в аудиозаписи «записками на полях». Оказывается, сам автор называл произведение «историей фантастического упрямства», писалась эта история в течение 15 лет. По признанию Анчарова, при создании «Самшитового леса» он садился за письменный стол исключительно в те моменты, когда «накатило» (надо сказать, что при прочтении это чувствуется). Хронологическая разорванность сюжета, которая перемещает нас в разные периоды жизни главного героя, объясняется автором желанием подчеркнуть «тематическую сущность» произведения, постоянно ощущать его «нерв». Если бы произведение велось в хронологическом порядке, то «держать руку на пульсе» Сапожникова было бы значительно сложнее.
«Самшитовый лес» чем-то напоминает гелиоцентрическую систему Коперника. Центральный персонаж Сапожников – это солнце, вокруг которого вращаются все остальные действующие лица, некоторые из них (например, одноклассник Шишкин) существуют в романе лишь в виде воспоминаний главного героя. Сапожников в моем восприятии синтезирует образы лесковского Ивана Флягина (правдоискатель земли русской), князя-«идиота» Льва Николаевича Мышкина, благородного дона Руматы, сказочного Ивана-дурачка и Дурачка из одноименной песни Егора Летова. В некоторых эпизодах он напоминает мне Сократа, который, как овод, жалит своими наивными, но прямыми, «не в бровь, а в кровь» вопросами (разговор с Нюрой «кто мы такие?» - обыватели (Нюра), а кто такие обыватели?).
Это совершенно прямой, как гвоздь, несгибаемый человек, без какого бы то ни было «второго дна», с конкретно-дискретным (деффективным) мышлением. Мне кажется, главный пафос романа – это протест против механистического взгляда на человека как на «хомо экономикус». Сапожникову очень тяжело примириться с существующей действительностью и побороть в себе тягу «переворачивать дубовые столы с пирожными», протестуя таким способом против страдания близких. Он искренне стремится помочь своими изобретениями всем людям. Вспомним эпизод, когда Сапожников придумал надувные пояса, чтобы спасти кукольников с тонущего корабля в книжке, которую он прочел. Также можно вспомнить момент, когда он хотел казнить войну. «Клянусь, что придумаю автономный двигатель, который любого человека сделает независимым от шизофреников, и война умрет.» В Сапожникове черты некой эпичности, былинности, укорененности в родную землю. Приходит в голову один из самых сильных эпизодов произведения, когда будучи младшим школьником, главный герой упрямо на каждой перемене требует от одноклассника извиниться перед хлебом, который тот швырнул об стенку.
Язык произведения очень певуч, приятен уху и, даже можно сказать, афористичен. У каждого читателя, наверное, есть свои любимые цитаты из романа. Я приведу свою любимую цитату: «Сапожников любил грубую пищу без упаковки, пищу, которую едят, только когда есть хочется, и ему не нужно было, чтоб его завлекали на кормёжку лаковыми этикетками. Красочными могут быть платья на женщинах и парфюмерия. Пласты мяса и мешки с солью красочны сами по себе для того, кто проголодался, натрудившись. Потому что после труда у человека душа светлая. А у объевшегося душа тусклая, как раздевалка в поликлинике.»
Цитировать Имя
Галина Щёкина. Вологда, 17.11.2013 14:38:42
Огромное спасибо за память  и любовь к Анчарову. Я в  Анчаровском  движении не так  давно, но вижу -  у вас  не формальное мероприятие, а настоящее горение. Беседа получилась живой, теплой, немного сумбурной, но  зато искренней. Мои  пожелания - привлечь к теме учащуюся  молодежь, чтоб  рефераты  писали, пытались открывать новые  стороны. Это придаст глубины вашим встречам. Мне в  идеале  хотелось бы  видеть представителей вашего города на Анчаровских чтениях в  Москве. Пока не  знаю, что планирует Московская инициативная группа, может, не в следующем, так через год, - чтения  возобновятся.
Если появятся  работы комментирующие  творчество Анчарова, прошу  присылать, я комплектую  Анчаровский  сборник.
Если что - обращайтесь ко мне или  к знатоку  жизни и творчества  Анчарова, библиографу, его прижизненному  другу Виктору  Юровскому  vsh_ur@mail.ru
Назад | На главную

џндекс.Њетрика