Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину

9 МАРТА 2011 ГОДА

в литературном клубе «Зелёная лампа»

состоялся просмотр художественного фильма

 

ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ, ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ

 

Режиссёр - Андрей Хржановский

Автор сценария - Юрий Арабов


Галина Макарова, куратор проекта «Кинопоказ в Герценке»: «Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас замечательный вечер, мы смотрим фильм, который нельзя назвать ни художественным, ни документальным… Это фильм достаточно сложного жанра, это фантазия… Фантазия по произведениям Иосифа Бродского, по его стихам, эссе и рисункам. Это вторая совместная работа выдающихся отечественных кинематографистов Юрия Арабова и Андрея Хржановского. Юрий Арабов - писатель, поэт, преподаватель ВГИКа, автор десятков сценариев документальных и художественных фильмов, в основном снятых в содружестве с Александром Николаевичем Сокуровым. Это выдающийся сценарист, за сценарий фильма «Телец» он был награждён «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля.

Андрей Хржановский – не менее выдающийся кинодеятель. Он режиссёр огромного количества мультипликационных фильмов, большинство этих работ сделано для взрослых. Может быть, кто-нибудь из вас видел его фильмы по рисункам Пушкина – «Я к вам лечу воспоминаньем…», «Осень», а также - «Волшебная флейта», «Лиса и журавль» и так далее, и так далее... Выдающийся режиссёр… Но в данном случае он взялся за тему, которая известна всё-таки в основном тем, кто любит Бродского, его поэзию и прозу.

Я хочу зачитать вам слова самого режиссёра Андрея Хржановского, то, что он говорит о фильме, и о том, почему он взялся за эту работу: «Я не хотел бы, чтобы фильм воспринимали как фильм «о Бродском». Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского, которая меня окрылила и вдохновила на эту работу... Я делаю этот фильм с мыслью о том, что он должен быть посвящён памяти наших родителей. Пронзительные строки, написанные Бродским в эссе «Полторы комнаты» и «Больше единицы» и посвящённые родителям, были для меня эмоциональным камертоном».

Фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» - лауреат премии «Ника» за 2009 год в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссёрская работа» и «Лучшая сценарная работа». А также он получил в 2009 году на III Международном кинофестивале "Зеркало" им. Андрея Тарковского Гран-при «За лучший игровой фильм» и приз гильдии киноведов и кинокритиков. И в том же году - Главный приз программы «К Востоку от Запада» Кинофестиваля в Карловых Варах.

К сожалению, поговорить о фильме после его просмотра мы не сможет, у нас не будет времени. Зато мы можем почитать самого Бродского, его стихи и прозу. Мне остаётся только пожелать вам приятного просмотра. А если у вас возникнет желание поделиться своими впечатлениями, вы можете это сделать на сайте Герценки, оставив комментарий на форуме».

ЧИТАТЬ О РЕЖИССЁРЕ И ФИЛЬМЕ:

http://kaktusfestival.prokhorovfund.ru/rus/projects/ostrye_tehnologii/poltory_komnaty/
http://www.maria-golikova.ru/statji/poltory-komnaty.htm
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/450327/
http://www.afisha.ru/movie/193560/
http://www.inoekino.ru/prod.php?id=6389
http://ruskino.ru/mov/8790
http://booknik.ru/colonnade/bullets/?id=30855

ЭССЕ ИОСИФА БРОДСКОГО:

«Полторы комнаты» http://lib.ru/BRODSKIJ/rooms.txt
«Меньше единицы» http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_prose.txt

Отзывы к новости
Цитировать Имя
Юлия Резник, 17.03.2011 01:19:38
Что мне понравилось в этом фильме?..  Сама тема, её воплощение, выбор героев, талантливое переплетение постановочных и документальных кадров. Достоверно воссоздана атмосфера жизни советских людей в 40-е -50-е годы с её коммунальным бытом, скудной едой, культом личности Сталина. В такой атмосфере формируется характер и мировоззрение талантливого мальчика-подростка Иосифа Бродского. Но не он главный герой фильма, а его родители, которых прекрасно играют наши великие артисты: Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский.

У нас у всех есть или были родители, у которых мы в неоплатном долгу. Представляю себе муки Иосифа Бродского, который так ни разу и не встретился со своими родителями после вынужденного отъезда заграницу.

Этот фильм нужно показывать молодым людям и тем, кто ностальгирует по прежней жизни. В Советском Союзе была создана бесчеловечная система, позволяющая государству грубо вмешиваться в частную жизнь людей. Перефразируя известное выражение, можно сказать: никакие идеологии, никакие достижения в экономике и космосе не стоят слезинки стариков – наших родителей.

Этот фильм – гимн родительской любви, которая во все времена жертвенна и бескорыстна. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал: «Родительские радости являются загадкой, как и родительские огорчения и страхи: невозможно выразить словами ни то, ни другое.
Цитировать Имя
Элеонора Скочилова, 17.03.2011 01:21:18
Фильм произвёл на меня неизгладимое впечатление. Оказался побуждающим к действию. До этого момента я не была знакома с творчеством Иосифа Бродского, а тут – захотелось подойти к книжной полке, взять и прочитать его эссе.

Удивление: треть зрителей, присутствовавших на просмотре – молодёжь, студенты. Считаю, что такие фильмы надо больше показывать, именно они формируют душу человека, особенно молодого, заставляют задуматься о важных вещах.

Фильм трогает за душу. Пробуждает то доброе, что есть в каждом из нас: сострадание, милосердие, любовь к родителям, близким. Вернулась домой после просмотра, и захотелось лишний раз обнять и поцеловать мужа, ребёнка, маму. В повседневной жизни мы привыкаем к тем, кто нас окружает, не всегда успеваем сказать ласковое слово, поблагодарить, обнять, приласкать. После этого фильма начинает ощущать жизнь острее. Хочется своих близких любить и оберегать. Жизнь слишком коротка и быстротечна. Пока живы наши любимые и близкие, надо уделять им больше внимания, чаще давать понять, как они нам дороги и необходимы.

В финале фильма показаны трогательные отношения И. Бродского и его родителей. Защемило сердце от сцены, где показано, как родители Иосифа обивают пороги официальных инстанций, чтобы получить разрешение навестить сына в Америке. Каждый раз они получали отказ. Бюрократическая машина не посчитала важным и веским аргументом то, что родители хотят перед смертью увидеться с единственным сыном. Поразили слова Бродского: «Система не давала сбоев ни в чём. Она была непоколебима. И в этом её заслуга».

Конечно, фильм не был бы таким ярким, если бы не великолепная игра актёров. К тому же на протяжении всего фильма звучала знакомая музыка: классика, песни 50-60-х годов. Всё это было органически связано с сюжетом фильма и придавало дополнительный объём и смысл происходящему на экране. Очень необычным и уместным показалось использование в фильме анимации: оживших рисунков самого Бродского.

Двухчасовой фильм смотрелся на одном дыхании. Вышла после просмотра с комом в горле, со слезами на глазах.

Ещё очень понравилась цитата из Бродского. Как-то на пресс-конференции его спросили: «Для чего нужна свобода?».  Поэт ответил: «Для того, чтобы ходить в библиотеку».
Цитировать Имя
Александр Рашковский, краевед, 22.04.2011 00:17:58
Ни один из фильмов, просмотренных за последний год, не произвел на меня такого неизгладимого впечатления, как фильм «Полторы комнаты» об Иосифе Бродском и его родителях. Блестящая игра Сергея Юрского и Алисы Фрейдлих в комплексе с тонкой передачей особенностей показанного периода ленинградской жизни создали шедевр. Я немного помню этот период жизни в нашем городе. Помню пивные в городе, которые почему-то называли «Голубой Дунай». Наверно потому, что они были окрашены в голубой цвет. В них подавали много пива и водки. Народ там бывал разный. Пили тогда, как и сегодня, много, но все-таки сегодня больше, потому что сегодня пьет больший процент населения. В этих пивных очень много интересного рассказывали наши фронтовики. Многое из того, что не писали газеты того времени.
Но, это не главное. Главное то, что в фильме очень хорошо и, думаю, впервые показано общение кампаний творческой молодежи 1950-х годов. Собираться было можно мало где. Все жили в коммунальных квартирах. Но в Ленинграде было немало художников, которые имели свои студии. Вот там и собиралась молодежь. Их общение, наверно, было очень интересным. Они обсуждали проблемы литературы, искусства и культуры. Молодые поэты читали свои стихи. Они искали свой путь в литературе. Их волновало то, что происходило в стране и им многое не могло нравиться. Это отражалось и в стихах. Такие стихи тогда не печатали, но они быстро расходились в списках (молодежь переписывала их друг у друга). Так же, позднее, в магнитофонных записях начали расходиться песни Галича, Высоцкого, Визбора и других. Конечно, властям это не могло нравиться. И Иосифа Бродского, как одного из самых талантливых молодых поэтов Ленинграда того времени, к тому же опекаемого Анной Андреевной Ахматовой, обвинили в тунеядстве. Любопытно, что одним из немногих, кто помог Бродскому, был уроженец города Вятки, литературовед и переводчик Валерий Сергеевич Столбов. Несмотря на категорический запрет руководства, он выдал Бродскому справку о работе в издательстве. Иосиф Бродский в этом издательстве, в частности, вместе с Константином Азадовским и дочерью Маргариты Алигер подготовил к изданию книгу Аймерич «Жестокая красота». Фактически эта работа открывала для Бродского путь в Союз писателей, но этого власти допустить не могли.
Очень хорошо показано в фильме общение Иосифа Бродского с родителями после его эмиграции. Власти продолжали мстить Бродскому и не выпустили родителей к нему, а его не пустили проститься с ними в Ленинград. Все это показано настолько проникновенно и достоверно, что не может не вызвать восхищения мастерством авторов фильма и актеров.
Блестящая кинокартина эпохи.
Назад | На главную

џндекс.Њетрика