Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб

И. Крохина, зав. отделом абонемента: «Здравствуйте, друзья! Мы открываем новый сезон в клубе «Зелёная лампа». Сегодня у нас первое заседание из цикла «Кинопоказ в «Герценке». Марина Валентиновна Дохматская предложила нам на этот раз посмотреть документальный фильм Галины Леонтьевой «Семечки». Мы очень рады, что наше сотрудничество с Мариной Валентиновной продолжается. И я передаю ей слово. Она представит фильм, который мы сейчас будем смотреть».

М. Дохматская, режиссёр: «Добрый вечер! Эта картина может показаться вам на первый взгляд  совершенно обычной, но, на мой взгляд, есть в ней некоторая странность. Когда я её отбирала для просмотра, я эту её странность как раз и имела в виду. В фильме показано мордовское село, чистенькая такая деревенька… И вот жители этого села начинают все поголовно заниматься одним бизнесом – выращивать и продавать семечки. Что в результате происходит с этим селом мы и увидим в картине.

Мне фильм очень понравился. Это такая метафора: наше время – это время семечек. Запомните эту фразу. Картина непритязательна по форме, но сделана, тем не менее, очень здорово. На протяжении всего фильма нарастает напряжение, мысль развивается, развивается…, и в результате появляется какой-то новый смысл. Когда мы отсматривали этот фильм на фестивале мои коллеги говорили: «Ну что это за картина – ни одного крупного плана!». На что мне хотелось им сказать: «Ну, это же семечки! Какой может быть крупный план!»

Сразу скажу, что это непростое кино, надо почувствовать его ритм, войти в резонанс с ним…  Мне кажется, что этот фильм очень точно рассказывает о нас сегодняшних... Вот из этой шелухи, из сора и рождается ощущение времени. Итак, смотрим фильм, а потом, если будет желание, мы поговорим об увиденном».

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА:

М. Дохматская: «Ну что? Есть желание обсудить этот фильм?»

Зрители: «Да!»

Т. Машковцева, библиотекарь: «А где происходит действие фильма?»

М. Дохматская: «Это татарская деревня, которая находится на территории Мордовии, 540 км от Москвы. Они там живут достаточно автономно и очень отличаются от мордовских жителей. И внешне это очень бросается в глаза, смотрите какие у них красивые, ухоженные дома в деревне!
Меня ещё в этом фильме потряс последний кадр – проезд по этой чёрной дороге… С одной стороны – свадьба, красивая девушка, дорогие машины… И в то же время – враждебный мир, который окружает наших героев. И ещё, помните собрание в школе, где жители села обсуждают проблемы разные. Меня поразила эта цифра – 500 детей у них пойдут в школу в ближайшее время! Это где вы видели русскую деревню с такой рождаемостью?»

Кто-то из присутствующих: «Но у них дети не знают русского языка! Они не говорят на языке страны, в которой живут, но уже знают пошлые жесты, которые пришли из европейской и американской культуры!»

Т. Машковцева: «А мне интересно: откуда у них оружие? Они в открытую, не скрываясь, салютуют на свадьбе в воздух из автоматического оружия, и это в порядке вещей!»

Н. Гурьянова, директор «Герценки»: «Это как раз понятно. Автоматы нужны им для того, чтобы защитить свой мир от враждебного мира вокруг!»

М. Дохматская: «Я очень рада, что этот фильм вызвал у вас столько эмоций и мыслей! Мы здесь видим совсем другую культуру, со своими национальными особенностями, со своими ценностями и это не может не вызывать у нас столько вопросов и даже иногда непонимание…

Картина, на мой взгляд, ещё очень интересна и в чисто эстетическом, визуальном плане. Помните, как режиссёр вначале нам показывает в кадре подсолнухи – почти как у Ван Гога, а потом постепенно мы видим, как они созревают и превращаются осенью в почерневшую малопривлекательную массу. Это тоже своего рода метафора, приём, с помощью которого режиссёр нам что-то пытается сказать…»

Т. Машковцева: «Для меня основной мыслью стала эта: что бы ни происходило в мире, дело должно делаться. В данном случае – производство семечек. Эти семечки тут – надо всем! Свадьба, похороны, строительство дорог, проблемы местной школы… да может «небо упасть на землю» - пожалуйста! – семечки ДОЛЖНЫ быть расфасованы. Вот это-то и вселяет в меня, как зрителя, некий, пока так скажем, страх. Перед этой какой-то сверхволей… Народ, способный на подобную дисциплину, может очень многое, у такого народа огромный потенциал. И этот народ живёт в центре страны России.

Нам продемонстрирован уклад жизни, сохранивший в себе самые первобытные основы и причудливо декорированный «достижениями цивилизации». Это и впрямь впечатляет, особенно сцены «приготовления пищи», когда овцу, предназначенную стать супом, обыденно режут в присутствии четырёхлетнего карапуза, и обучение будущего кормильца семьи происходит вполне естественно…

Кто-то из присутствующих: «Мне кажется, что основной пафос фильма – это показать как отличаемся мы от них, русская деревня от деревни татарской. В основе их жизненной философии – труд, семья, забота о близких… А что мы увидим сегодня приехав в русскую деревню? Сравнение не в нашу пользу. Меня потрясло, сколько молодых, здоровых, красивых мужчин у них в деревне! Живут и никуда, в отличие жителей русских деревень, уезжать не собираются. Горько это видеть…»

М. Дохматская: «Вот такое кино… Кино о других, которое заставляет нас задуматься о нашей жизни… Это очень хорошо, в этом и заключается цель настоящего искусства. Спасибо большое вам за внимание. В следующий раз мы с вами встречаемся через месяц. О том, какой это будет фильм – мы сообщим чуть позже. Следите за анонсами».

Отзывы к новости
Назад | На главную

џндекс.Њетрика